Урок обучения грамоте "Знакомство с буквами Щ, щ, обозначающими согласный глухой и мягкий звук [щ']"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Урок закрепления изучаемого материала (по Конаржевскому Ю.А. “Анализ урока”, Москва, 2003 г.).

Форма: Работа в группах и парах сменного состава.

Ведущий метод: развивающее обучение через решение учебных задач при помощи учебно-продуктивных действий.

Учебная задача: Сформировать представление учащихся о звуке (щ) как о глухом мягком непарном звуке. Продолжать работу по формированию навыков чтения.

Цели:

  • Обучающие: Способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом. Продолжать работу по классификации букв, звуков.
  • Развивающие: Создать условия для развития речи, внимания, мышления и фонематического слуха учащихся.
  • Воспитывающие: Воспитывать чувство товарищества, отзывчивости, взаимовыручки. Прививать гуманное отношение к окружающим людям и животному миру.

Оборудование.

  • Учебник “Русская азбука” – 1 класс, В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько, В.Д. Берестов. – 6-е изд., доработ. – Москва, “Просвещение”, 2008 г.
  • Практическое пособие для обучения детей чтению, О.Ф. Узорова, Е.А. Нефёдова, “Аквариум”, ГИППВ, 1997.
  • Сюжетные картинки по теме “Купили щенка”.
  • Наборы ребусов.
  • Стихотворение С.В. Михалкова “Мой щенок”.
  • Индивидуальные листы с заданиями.
  • “Светофоры”.

Место в разделе: Второй урок (из 2 уроков) по теме “Буквы Щ, щ, обозначающие согласный непарный глухой и мягкий звук [щ΄]”

Ход урока

I. Организационный момент.

(Психологический настрой.)

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Теперь позади перемена,
Пора нам приняться за дело!
Урок литературного чтения,
Словно приключение.
С книгою в космосе ты побываешь,
И в сказку поверишь и много узнаешь:
О жизни животных,
О пользе растений.
Книга с нами всегда.
Она нам подружка и друг.
А вы, ребята, любите урок чтения?
Сегодня урок необычный:
Гостей у нас в классе прилично.
Но вы, ребята, не робейте,
Со всем вы справитесь и всё сумеете.
Мы с вами вместе – дружная семья.
Согласны вы со мной, друзья?
Нам пора без лишних фраз
К делу приступить тот час.

II. Проверка домашнего задания.

– С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке и кто его автор? (Л. Толстой “Два товарища”.)
– О чём этот рассказ?
– Можно ли главных героев назвать настоящими товарищами?
– Какими качествами должны обладать настоящие товарищи? (Взаимовыручка, дружба, честность, преданность, верность.)
Вывод: Именно эти качества нам понадобятся сегодня на уроке для того, чтобы наша работа была выполнена на отлично.

III. Постановка темы урока через мобилизующий этап.

Предлагаю вам самим озвучить тему нашего урока, после того, как вы выполните задание – игру “Буква потерялась”.

(На доске: ...ука, ово...и, товари...и, ле..., ...енок.)

– Какая буква пропущена в этих словах? (Буква “ЩА”.)
Прочтите полученные слова. (Щука, овощи, товарищи, лещ, щенок.)
– Какой звук обозначат буква Щ? (Согласный мягкий глухой звук Щ.)
Сформулируйте тему урока
Вывод: Сегодня на уроке мы будем изучать букву “ЩА”, обозначающую согласный глухой мягкий звук Щ.

IV. Актуализация знаний.

1. Работа с лентой букв.

– Назовите все гласные буквы. (а,о,у,ы,э,я,ё,ю,и,е)
– Назовите гласные буквы, придающие твёрдость предшествующему согласному. (а,о,у,ы,э)
– Назовите гласные буквы, придающие мягкость предшествующему согласному. (я,,ё,ю,и,е)
– Назовите парные согласные звуки. (б-п,г-к,д-т,з-с,ж-ш)
– Почему их называют парными? (По глухости-звонкости.)
– Назовите парный глухой твёрдый согласный. (ш)
– назовите непарный звонкий мягкий согласный. (ч,щ)
– Назовите парный звонкий твёрдый согласный. (ж)
– Назовите букву, которая не обозначает звука. (ь). Для чего она нужна? (Придать мягкость предшествующему согласному.)
– Назовите гласные буквы, которые могут обозначать два звука? (я,ё,ю,е). Когда они обозначают два звука? (Когда стоят в начале слова или после гласного.)

Дайте характеристику буквы “ща” по плану:
а) Какой звук обозначает?
б) Местонахождение в алфавите.
Вывод: Буква “ЩА”, обозначает согласный непарный глухой мягкий звук Щ.

(На доске появляется запись вида: [Щ΄] – Согласный – Непарный – Глухой – Мягкий).

2. Работа со слоговой таблицей (в парах).

– Ребята, на партах у вас находятся карточки со слогами. Ваша задача: придумать как можно больше слов, используя данные слоги.

(Образец карточки:

щу ча ро
кле ще пка
гу ка нок
щи ле ща

Варианты слов: щука, роща, чаща, клещи, щи, щепка, щека, гуща, щенок, лещи).

– Какие известные правила о буквосочетаниях здесь спрятались? (ЧА, ЩА, ЧУ,ЩУ)

3. Работа со схемой слова.

– Найдите среди придуманных вами слов то слово, которое обозначает детёныша домашнего животного. (ЩЕНОК)
– Отоборазите звуковое содержание этого слова в схеме и дайте краткую характеристику. (В слове ЩЕНОК 2 слога, 2-ой слог ударный).
– Дайте характеристику первому звуку. (Звук Щ – согласный мягкий глухой непарный.)

4. Упражнения в артикуляции (на доске запись, по которой ведётся работа):

  • ЩИ-ЩИ-ЩИ! ЩИ-ЩИ-ЩИ!
    Нету друга – поищи!
  • ЩА-ЩА-ЩА! ЩА-ЩА-ЩА!
    Береги товарища!
  • ЩУ-ЩУ-ЩУ! ЩУ-ЩУ-ЩУ!
    На уроках не грущу!

5. Словарная работа.

– Как называют родительницу щенка? (СОБАКА)

Ителлектуальный поиск:

– Собака и щенок – это родственные слова?
– Можно ли эти слова назвать однокоренными?

V. Формирование навыков чтения.

Работа с учебником “Русская азбука” с.189.

А) Первичное знакомство с произведением.

– Предлагаю вам поработать с учебником. Найдите стихотворение на стр.189 после звёздочки и прочитайте его шёпотом.
– Какие у вас будут варианты названия этого стихотворения?

Б) Коллективное чтение стихотворения вслух.
– Какова тема стихотворения?

В) Беседа по содержанию.
– Какими автор показывает щенков?
– Что делали щенки?
– Что произошло с ними во время игры?
– Как вы думаете, как сам автор относится к щенкам?
– Почему вы так думаете?
– Какой звук чаще всего слышится, когда вы читаете это стихотворение? (Щ)
– Какой это звук?

(Вывод: [Щ΄] – Согласный – Непарный – Глухой – Мягкий.)

Физкультминутка:

(Под музыку дети имитируют движения маленьких щенков: царапанье, кусанье, тявканье, вильнье “хвостиком”, ходьбу на “задних лапках”, круженье в вальсе и т.д.)

Г) Библиотечная страничка.
– Кто является автором стихотворения, с которым мы работали в учебнике? (С. Михалков) (Показать портрет.)
Сергей Владимирович Михалков – замечательный детский поэт. Он очень любит и детей и животных, поэтому его стихи насыщены добротой и теплом. Их любят и взрослые и дети. Послушайте ещё одно стихотворение С.В. Михалкова.
(Чтение наизусть стихотворение С.В. Михалкова “Мой щенок”.)
– Вам понравилось это стихотворение?
В нашей школьной библиотеке и в городской детской библиотеке вы непременно найдёте стихи С.В. Михалкова.

VI. Работа по развитию речи.

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

(Работа по группам, от каждого ряда по 2 человека.)

Рассмотрите внимательно картинки по порядку и придумайте по ним рассказ.

– Какова тема нашего рассказа? (ЩЕНОК)

2. Интеллектуальный штурм. (Ребусы.)

Ребята, я хочу предложить вам небольшое соревнование. От каждого ряда необходимо два участника, которые бы попытались разгадать ребусы.
А мы тем временем поработаем с кассами и найдём в них, те гласные буквы, с которыми не “дружится буква ЩА. (Ы, Э, Ю, Я)

3. Проверка работы.

Проверка работы класса
Проверка работы микрогрупп: ребусы.
Проверка работы пар по составлению рассказа.

VII. Подведение итогов урока.

  1. Какой общей темой были связаны стихи и рассказы на уроке? (Щенки.)
  2. Как нужно относиться к животным?
  3. Какая буква была нам помощницей в сегодняшнем уроке?
  4. Что вы можете сказать о звуке [Щ΄]?
  5. Чем вам запомнится этот урок?

Хочу поблагодарить вас за активную работу на уроке и пожелать дальнейших успехов в учёбе.

VIII. Домашнее задание.

А вы хотите узнать о щенках ещё больше?
Познакомьтесь самостоятельно со стихотворением Е. Благининой на стр. 192.
На память о сегодняшней работе вам в подарок раскраска на тему “Щенок”. Завтра мы устроим с вами выставку наших щенков.
А теперь найдите у себя на партах цветной листочек и прочитайте шёпотом словечко на нём. А теперь читаем хором по рядам: (1-й ряд: УЧИТЬСЯ, 2-й ряд: ВСЕГДА, 3-й ряд: ПРИГОДИТСЯ)

УЧИТЬСЯ ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ!

Вы с этим согласны?

Урок окончен.