Урок построен для 7-го класса коррекционной школы VIII вида по учебнику З.А.Клепениной.
Форма урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением.
Задачи:
- Образовательные: формировать у учащихся представления о голосеменных растениях и их значением.
- Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно– следственных связей).
- Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе и защите голосеменных растений.
Оборудование: гербарный материал, шишки ели, сосны, компьютер, мультимедиа, экран.
Планируемый результат:
- Учащиеся должны знать:
- Особенности строения голосеменных
- Строение хвои и шишек голосеменных растений
- Значение и многообразие голосеменных в природе и жизни человека
- Учащиеся должны уметь:
- Различать виды хвойных растений
- Называть характерные признаки голосеменных растений.
Структура урока | Методы и средства обучения | |||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Приветствие. Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность. |
||||||||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. Все ли растения цветут? И образуют семена? Среди растений есть такие, которые не имеют цветков, а значит, и плодов, но образуют семена. Семена не покрыты плодом, а находятся в шишках и лежат на их чешуйках голо. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить именно о таких растениях, которых называют ГОЛОСЕМЕННЫМИ. |
Рассказ учителя с демонстрацией гербарий. 1 слайд презентации. |
|||||||||||||||||||||
III. Изучение нового материала К голосеменным растениям относятся:
У растений этой группы есть корни, стебли, листья. Их листья имеют форму иголок, а не пластинок, как у лиственных деревьев. Листья сосны и ели называют хвоей. Поэтому голосеменные растения с такими листьями объединяют в группу хвойных. Листья голосеменных зелёные, поэтому в них образуются органические вещества с выделением кислорода. Хвойные растения образуют леса, которые называют тайгой. В России, особенно в Сибири, тайга занимает большие территории. Древесина хвойных высоко ценится в строительстве, применяется для изготовления мебели, музыкальных инструментов, в кораблестроении. Она долговечна, так как пропитана смолой. Живица – смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев. Живица заживляет раны дерева. Исцеляет их. Отсюда и пошло ее народное название. Если живица застывает без доступа воздуха, то она превращается в янтарь. Из янтаря делают украшения, декоративную скульптуру, им отделывают помещения. Живица используется и как лекарственное средство для лечения ревматизма, лёгких, почек, органов пищеварения. Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят – 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя. Ель – теневыносливое холодостойкое дерево до 40 метров высотой. Для своего роста и развития требует много влаги. Поэтому еловые леса тёмные, влажные. Хвоинки ели короткие, жёсткие, колючие, расположены на ветке поодиночке. Ствол покрыт темно– бурой корой. Семена созревают в шишках. Шишки удлинённые, свисают с веток вниз. Древесина ели мягкая, светло-жёлтая, легко поддаётся обработке. Её используют в строительстве, при изготовлении фанеры, бумаги, музыкальных инструментов, различных поделок и как топливо. При специальной переработке из древесины ели получают смолу, канифоль, вар, скипидар. Сосна — светолюбивое холодостойкое дерево высотой до 40 метров. Сосна растёт в сухих местах. Может расти даже на песках. Сосновые леса всегда сухие. Поэтому в сосновых лесах нужно особенно осторожно обращаться с огнём. Хвоинки сосны длинные, расположены на стебле пучками, по две хвоинки в каждом пучке. Стебель сосны покрыт оранжево-бурой корой. Семена созревают в шишках и лежат на их чешуйках открыто, голо. Шишки короткие, каплевидные – напоминают по форме очень крупные капли воды. На открытых, хорошо освещенных местах у сосны крона пышная, раскидистая, в лесу крона на вершине дерева. Сосна – ценное дерево. Её древесину ценят в строительстве больше, чем древесину ели. Древесину сосны используют в кораблестроении, вагоностроении, в авиационной промышленности. Из смолы сосны получают скипидар, канифоль. Сосна выделяет вещества, которые делают воздух целебным. Не случайно большинство санаториев и домов отдыха построено именно в сосновых лесах. Хвоя сосны содержит много витамина С. Лиственница – очень красивое дерево. Летом ее ветки покрыты мягкими листьями-хвоинками, а осенью хвоинки опадают, как листья у берёзы, тополя и других лиственных. Поэтому она и получила такое название. Во всём другом лиственница — близкая родственница сосны и ели. Древесина лиственницы самая долговечная среди хвойных. Она настолько сильно пропитана смолой, что почти не гниёт и сохраняется сотни и даже тысячи лет. В сибирских лесах находят остатки крепостей, построенных из лиственницы 400 лет тому назад. На Алтае обнаружены древние курганы, которым несколько тысяч лет. В них найдены прекрасно сохранившиеся изделия из лиственницы. Пихта – имеет целебную хвою с замечательным ароматом. Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Только издалека они похожи на хвоинки. На самом деле это узкие, плоские листочки. Характерный признак пихты – вертикально стоящие шишки – “свечки”. Пихта морозоустойчива. Из ветвей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары. Кипарис – могучее дерево 30 метровой высоты, но растет кипарис очень медленно. Листья кипариса чешуйчатые, а шишки имеют вид шариков. Выращивают кипарисы в садах и парках в качестве декоративных деревьев, часто используют в качестве живой изгороди. Кипарис теплолюбивое растение, не терпящий морозов. |
2 слайд презентации.
3 слайд презентации.
4 слайд презентации.
5 слайд презентации.
6 слайд презентации.
7 слайд презентации.
8 слайд презентации.
9 слайд презентации.
10 слайд презентации.
11 слайд презентации.
12 слайд презентации. |
|||||||||||||||||||||
IV. Физкультминутка.
Выполняем упражнение “Во дворе стоит сосна”. Во дворе стоит сосна, |
Физкультминутка. | |||||||||||||||||||||
V. Закрепление знаний. Мы познакомились с представителями голосеменных. Попробуем назвать их общие признаки, о которых вы узнали.
Запишите признаки в тетрадь. Используя текст учебника заполните таблицу “Сравнение ели и сосны”.
Перепишите таблицу в тетрадь. |
Запись признаков голосеменных на доске.
Таблица на доске. |
|||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание. Прочитать тему “Голосеменные. Хвойные растения” |