Голосеменные. Хвойные растения

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Урок построен для 7-го класса коррекционной школы VIII вида по учебнику З.А.Клепениной.

Форма урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением.

Задачи:

  • Образовательные: формировать у учащихся представления о голосеменных растениях и их значением.
  • Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно– следственных связей).
  • Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе и защите голосеменных растений.

Оборудование: гербарный материал, шишки ели, сосны, компьютер, мультимедиа, экран.

Планируемый результат:

  • Учащиеся должны знать:
  • Особенности строения голосеменных
  • Строение хвои и шишек голосеменных растений
  • Значение и многообразие голосеменных в природе и жизни человека
  • Учащиеся должны уметь:
  • Различать виды хвойных растений
  • Называть характерные признаки голосеменных растений.
Структура урока Методы и средства обучения
I. Организационный момент.

Приветствие. Объяснение целей и задач урока, настрой детей на мотивационную и плодотворную деятельность.

 
II. Актуализация знаний.

Все ли растения цветут? И образуют семена?

Среди растений есть такие, которые не имеют цветков, а значит, и плодов, но образуют семена. Семена не покрыты плодом, а находятся в шишках и лежат на их чешуйках голо.

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить именно о таких растениях, которых называют ГОЛОСЕМЕННЫМИ.

Рассказ учителя с демонстрацией гербарий.

1 слайд презентации.

III. Изучение нового материала

К голосеменным растениям относятся:

  • Ель;
  • Сосна;
  • Лиственница;
  • Кедр;
  • Пихта;
  • Кипарис.

У растений этой группы есть корни, стебли, листья. Их листья имеют форму иголок, а не пластинок, как у лиственных деревьев. Листья сосны и ели называют хвоей. Поэтому голосеменные растения с такими листьями объединяют в группу хвойных.

Листья голосеменных зелёные, поэтому в них образуются органические вещества с выделением кислорода.

Хвойные растения образуют леса, которые называют тайгой. В России, особенно в Сибири, тайга занимает большие территории.

Древесина хвойных высоко ценится в строительстве, применяется для изготовления мебели, музыкальных инструментов, в кораблестроении. Она долговечна, так как пропитана смолой.

Живица – смолистая жидкость, выделяющаяся при ранении хвойных деревьев. Живица заживляет раны дерева. Исцеляет их. Отсюда и пошло ее народное название. Если живица застывает без доступа воздуха, то она превращается в янтарь. Из янтаря делают украшения, декоративную скульптуру, им отделывают помещения.

Живица используется и как лекарственное средство для лечения ревматизма, лёгких, почек, органов пищеварения.

Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят – 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя.

Ель – теневыносливое холодостойкое дерево до 40 метров высотой. Для своего роста и развития требует много влаги. Поэтому еловые леса тёмные, влажные. Хвоинки ели короткие, жёсткие, колючие, расположены на ветке поодиночке. Ствол покрыт темно– бурой корой. Семена созревают в шишках. Шишки удлинённые, свисают с веток вниз.

Древесина ели мягкая, светло-жёлтая, легко поддаётся обработке. Её используют в строительстве, при изготовлении фанеры, бумаги, музыкальных инструментов, различных поделок и как топливо. При специальной переработке из древесины ели получают смолу, канифоль, вар, скипидар.

Сосна — светолюбивое холодостойкое дерево высотой до 40 метров. Сосна растёт в сухих местах. Может расти даже на песках. Сосновые леса всегда сухие. Поэтому в сосновых лесах нужно особенно осторожно обращаться с огнём. Хвоинки сосны длинные, расположены на стебле пучками, по две хвоинки в каждом пучке.

Стебель сосны покрыт оранжево-бурой корой. Семена созревают в шишках и лежат на их чешуйках открыто, голо. Шишки короткие, каплевидные – напоминают по форме очень крупные капли воды. На открытых, хорошо освещенных местах у сосны крона пышная, раскидистая, в лесу крона на вершине дерева.

Сосна – ценное дерево. Её древесину ценят в строительстве больше, чем древесину ели. Древесину сосны используют в кораблестроении, вагоностроении, в авиационной промышленности. Из смолы сосны получают скипидар, канифоль.

Сосна выделяет вещества, которые делают воздух целебным. Не случайно большинство санаториев и домов отдыха построено именно в сосновых лесах. Хвоя сосны содержит много витамина С.

Лиственница – очень красивое дерево. Летом ее ветки покрыты мягкими листьями-хвоинками, а осенью хвоинки опадают, как листья у берёзы, тополя и других лиственных. Поэтому она и получила такое название. Во всём другом лиственница — близкая родственница сосны и ели. Древесина лиственницы самая долговечная среди хвойных. Она настолько сильно пропитана смолой, что почти не гниёт и сохраняется сотни и даже тысячи лет. В сибирских лесах находят остатки крепостей, построенных из лиственницы 400 лет тому назад. На Алтае обнаружены древние курганы, которым несколько тысяч лет. В них найдены прекрасно сохранившиеся изделия из лиственницы.

Пихта – имеет целебную хвою с замечательным ароматом. Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Только издалека они похожи на хвоинки. На самом деле это узкие, плоские листочки. Характерный признак пихты – вертикально стоящие шишки – “свечки”. Пихта морозоустойчива. Из ветвей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары.

Кипарис – могучее дерево 30 метровой высоты, но растет кипарис очень медленно. Листья кипариса чешуйчатые, а шишки имеют вид шариков. Выращивают кипарисы в садах и парках в качестве декоративных деревьев, часто используют в качестве живой изгороди.

Кипарис теплолюбивое растение, не терпящий морозов.

 

 

 

 

 

 

2 слайд презентации.

 

3 слайд презентации.

 

4 слайд презентации.

 

 

 

5 слайд презентации.

 

6 слайд презентации.

 

 

7 слайд презентации.

 

8 слайд презентации.

 

 

9 слайд презентации.

 

 

 

10 слайд презентации.

 

 

11 слайд презентации.

 

12 слайд презентации.

IV. Физкультминутка.

Выполняем упражнение “Во дворе стоит сосна”.

Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. (Подняли все руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Встали на носочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал. (Качаемся в стороны)
Ветки гнутся взад–вперед. (Качаемся вперёд–назад).
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты)

Физкультминутка.
V. Закрепление знаний.

Мы познакомились с представителями голосеменных. Попробуем назвать их общие признаки, о которых вы узнали.

  1. Органы – лист, стебель, корень.
  2. Лист – хвоинка.
  3. Шишка – видоизмененный побег.
  4. Размножение с помощью – семян.

Запишите признаки в тетрадь.

Используя текст учебника заполните таблицу “Сравнение ели и сосны”.

Сосна Сравниваемые признаки Ель
  Высота дерева  
  Отношение к свету  
  Требовательность к почве  
  Требовательность к влаге  
  Продолжительность жизни дерева  
  Признаки хвоинок  

Перепишите таблицу в тетрадь.

Запись признаков голосеменных на доске.

 

 

 

 

Таблица на доске.

VI. Домашнее задание.

Прочитать тему “Голосеменные. Хвойные растения”