Цель: обобщение изученного по теме, развитие интереса к предмету.
Ход мероприятия
Вопросы для игроков.
№1
Отгадайте загадки:
- На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет.
- Сильнее солнца, слабее ветра. Ног нет, а идет, глаз нет, а плачет.
- Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
- Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела.
- Видать глазами, да не взять руками.
№2
Как с английского языка переводится слово фольклор? Что обозначает в русском
языке? В чем особенность фольклора (отличие от литературы)? Назовите жанры
фольклора?
№3
Закончите приведенные ниже пословицы.
- Куда иголка...
- Без углов дом не строится...
- Береги платье снову...
- Всякая птица...
- Пустой колос всегда...
№4
Назовите группы, на которые делятся сказки. В чем особенность каждой группы?
К какой из этих групп может относиться сказка, в которой встречаются
скатерть-самобранка, шапка-невидимка, ковер-самолет?
№5
Из какой сказки взят приведенный отрывок?
- Старичок привел их к большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли. Они взяли сабли, поблагодарили старика, и радостно, весело у них на душе стало!
№6
Назовите русских писателей, которые сочиняли сказки. Как называются эти
сказки?
№7
Перечислите все сказки А.С.Пушкина, коротко расскажите, о чем они.
№8
Определите жанр произведения, из которого взят приведенный ниже отрывок. Для
чего нужны произведения этого жанра? Как они появились?
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар,
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар!
№9
Что общего у сказок народов мира? Чем они различаются? Приведите примеры
сказок разных народов.
№10
Петербургский университет. На календаре 1833 год. Только что прозвенел
звонок и студенты заполнили аудиторию, вот и профессор появился, к кафедре
подошел, поздоровался, свою тетрадочку открыл и прочел:
За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына.
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак...
Это начало какой сказки? Зачем же ее студентам читать?
№11
Что такое оксюморон?
Приведите пример сказки, название которой основано на этом художественном
приеме. Кто ее автор?
№12
Ниже приводится начало сказки. Как она называется? Кто ее автор?
- В Китае, как ты знаешь, и сам император и все его подданные – китайцы. Дело было давно, но потому-то и стоит о нем послушать, пока оно не забудется совсем! В целом мире не нашлось бы дворца лучше императорского; он весь был из драгоценного фарфора, зато такой хрупкий, что страшно было до него дотронуться. В саду росли чудеснейшие цветы; к самым лучшим из них были привязаны серебряные колокольчики; звон их должен был обращать на цветы внимание каждого прохожего. Вот как тонко было придумано!
№13
Когда происходит действие в былинах?
№14
Откуда родом Илья Муромец?
№15
Где находится речка Смородина?
№16
Кто в былинах умел прыгать выше дерева стоячего?
№17
Кого Илья называет волчья сыть и травяной мешок?
№18
Назовите трех могучих врагов, над которыми Илья одержал победу.
№19
Какая историко-географическая ошибка содержится в приведенном далее отрывке
из былины «Бой Ильи с сыном»?
Да приходят-то скоро все во Киев-град,
Что во матушку приходят в каменну Москву...
№20
Назовите семерых богатырей русских былин.
№21
Что общего у сказки и былины? Чем они различаются?
№22
Назовите реального исторического персонажа, часто встречающегося в былинах.
Ответы:
- Эхо, туча, метель (вьюга, буран), зима (мороз) и весна, тень.
- Folk – народ, lore – мудрость.
- ...туда и нитка, ...без пословицы речь не молвится, ...а честь смолоду, ...свое гнездо хвалит, ...нос кверху дерет.
- Волшебные, о животных, социально-бытовые.
- Два Ивана солдатских сына.
- В.А.Жуковский. «Сказка о царе берендее». П.П.Ершов. «Конек-горбунок». В.И.Даль. «У тебя у самого свой ум». Саша Черный. «Мирная война». Авторские сказки (литературные).
- «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе».
- Считалка.
- Русская сказка «Василиса Прекрасная», восточные сказки «Тысяча и одна ночь», немецкая сказка «Снегурочка».
- Среди них был ее автор – Петр Ершов, тогда студент университета, ему было только 18 лет. Он постеснялся отнести рукопись в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в журнале «Библиотека для чтения».
- Соединение противоположных по смыслу понятий. Саша Черный. «Мирная война».
- Г.Х Андерсен. «Соловей».
- Во времена Древней Руси.
- Из-под Мурома (село Карачарово).
- Нигде. Это мистическая река. От слова смрад.
- Богатырский конь.
- Своего коня.
- Соловей-разбойник, Идолище поганое, Калин-царь.
- Москва стала столицей после Киева.
- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Михайло Данилович, Сухман.
- Владимир Святославович (умер в 1015г.).
- Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125).
Вопросы для зрителей.
№1
Щит в древности (10-13 века) имел вид эллипса и изготовлялся из дерева,
чтобы легче было держать в руках. Дерево обтягивалось кожей, поверх которой
крест-накрест проходили металлические полосы (обычно железные). Оковывались и
края щитов. В центре щита укреплялась выпуклая металлическая бляха, которая
называлась умбоном. К концу 14 века деревянные щиты заменились круглыми
металлическими щитами. К нач. 16 века эти щиты вышли из употребления. Из чего
были сделаны щиты, которыми пользовались богатыри?
(Из слоновой кости.)
№2
Чем шлем русского богатыря отличался от шлема зарубежного рыцаря?
(Основная особенность русского шлема – его коническое окончание, называемое
навершием.)
№3
В какой былине Илья Муромец совершает свой первый подвиг?
(«Илья Муромец и Соловей-разбойник».)
№4
Что собой представляют рогатина, палица и булава?
(Рогатина – разновидность копья с более широким, тяжелым, обоюдоострым
железным наконечником.
Палица – тяжелая дубина с утолщенным концом.
Булава – палица булатная (стальная), служила для поражения защищенной шлемом
головы воина, состояла из металлической головки в виде шара, укрепленного на
коротком древке.)
Дополнительные материалы для мероприятия:
- Репродукции картин В.М.Васнецова можно найти по ссылке
http://www.bibliotekar.ru/rusVasnecov/ - Репродукции картин И.Я.Билибина можно найти по ссылке
http://bibliotekar.ru/kBilibin/index.htm - Симфонию №2 «Богатырскую» А.П.Бородина можно найти по ссылке
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/23485/ - Русские народные песни для оркестра А.К.Лядова можно найти по ссылке
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/25499/?interface=themcol - Оперу «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова Н.А можно найти по
ссылке
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/25505/?interface=themcol