(1) Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации, заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.
XXI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
(2) Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. В современных условиях мы должны сформировать у учащихся:
- мотивацию к работе;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке.
Научить учащихся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.
Что же нового несет для меня ТРКМ?
Элемент новизны – возможность использования методических приемов данной технологии в условиях малокомплектной школы. Ведь ни для кого не секрет, что ученики, обучающиеся в классе-комплекте, работают с большей долей самостоятельности. В условиях МКШ учащиеся не только осуществляют поиск информации, но и систематизируют, сопоставляют, анализируют и преобразовывают ее. Кроме этого, приемы позволяют работать с разновозрастными группами, вследствие чего, растет мотивация учения и обогащается арсенал средств общения с другими людьми.
«Развитие критического мышления через чтение и письмо» является системой стратегий методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.
- Что же такое критическое мышление?
(3) По определению И. О. Загашева, международного тренера – сертификатора программы РКМЧП: «Критическое мышление – система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью».
(4) Американский исследователь, один из авторов ТРКМ профессор Д. Клустер выделил следующие характеристики критического мышления:
- Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
- Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом | критического мышления.
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решать.
- Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
- Критическое мышление есть мышление социальное.
(5) Несмотря на разнообразные трактовки понятия критическое мышление российскими и зарубежными авторами, которые не противоречат, а скорее дополняют друг друга, общий смысл их сводится к следующему: критически мыслить - значит осознанно оценивать, рассуждать, мыслить.
(6) Обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно решать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни. Эти принципиально новые тенденции нашли свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06. 10. 09. № 373).
(7) Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным;
- метапредметным;
- предметным.
(8-11) Основная цель работы учителя начальной школы – познание индивидуальности каждого школьника, его творческого потенциала.
(12) Одним из ответов на запрос результата образования, который может рассматриваться как выход из проблемной ситуации – это идея компетентностного подхода в обучении, который основывается на компетентностно-ориентированных заданиях и современных образовательных технологиях (СОТ). Одна из СОТ – технология развития критического мышления.
(13) Размышляя над этим, я выбрала ТРКМЧП.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.
Технология позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
(14) Я часто задаю себе вопрос: как помочь маленькому человеку, который сейчас сидит за партой, справиться с тем обилием информации, которая на него сваливается и в школе и дома. Как научить использовать эту информацию? Как выбрать нужное? Ведь потребление информации само по себе еще не гарантирует повышение уровня образованности.
(15) Цель, которую я поставила перед собой, начав работать в ТРКМЧП – научить самостоятельно работать, сознательно размышлять над процессом обучения, отслеживать, поддерживать и расширять свои знания и мнения об окружающем мире.
(16) Наверное, именно поэтому работа над уроком на основе технологии РКМЧП мне показалась нужной и интересной. Большую заинтересованность у детей и у меня вызвали уроки по предмету «Окружающий мир» А. А. Плешакова. Технология нацелена на развитие чтения и письма и представляет систему конкретных методических стратегий и приемов, формирующих метапредметные навыки работы с текстом и информацией.
А на уроках окружающего мира мы работаем с текстами большого объема.
Ожидаемые результаты при работе в данной технологии: повышение качества образования учеников; умение работать с текстами любой сложности и любого объема; терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных; уметь вести диалог и слушать собеседника, извлекать первичную и вторичную информацию, сопоставлять и обрабатывать ее.
(17) Для достижения ожидаемых результатов уроки в технологии критического мышления я строю по схеме: «вызов – осмысление – рефлексия». Основу составляет базовая технологическая модель трех стадий учебно-познавательной деятельности «вызов – осмысление – рефлексия», позволяющая учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.
- (18) Первая стадия, стадия вызова – актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные приемы: прием «Мозгового штурма», составление кластера, сбор «корзины идей». На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке. На стадии вызова очень важно, чтобы у ученика возникала личная цель познания. Но возникает она благодаря тонкому, умелому воздействию со стороны взрослого. Только собственное желание, личная цель делает работу нетягостной, интересной, творческой, а, следовательно – эффективной.
- (19) Вторая стадия – осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко, это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также – речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы – чтение текста с остановками, составление сравнительных таблиц, бортовых журналов.
- (20) Третья стадия – размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу исправляет предшествующие представления, собранные на стадии вызова, получает новую информацию и определяет дальнейшие перспективы в изучении темы. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание исторического сочинения, эссе, составление синквейна, хокку, сказки, составление концептуальной таблицы.
Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой.
(21) Формы урока РКМЧП отличаются от уроков с традиционным обучением. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока, они думают и вспоминают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, обсуждают прочитанное.
Мне хочется представить некоторые приемы технологии РКМЧП на уроках окружающего мира.
Тема «Природная зона – тундра».
Цель: формирование знаний учащихся об особенностях природы Севера, животном и растительном мире.
Задачи:
- формировать умение определять природную зону по основным признакам;
- развивать любознательность и интерес к изучению природы;
- воспитывать любовь к родному краю.
Ход урока
1. Организационный момент. Вызов.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие за знаниями. А куда, догадайтесь сами:
На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Необъятный простор!
Учащиеся: Степь, пустыня, тундра (в этих природных зонах похожий рельеф).
Учитель: Выберите из всех названных природных зон «лишнюю» на ваш взгляд.
Учащиеся: Тундра, так как в двух других можно проследить больше общих признаков. А еще тундра потому, что те природные зоны мы уже изучили, а тундру еще нет.
Учитель: Я думаю, что вы уже догадались, какой будет тема нашего урока. Сформулируйте её, пожалуйста.
Учащиеся: Природная зона – тундра.
Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах и обсудить, на какие вопросы мы должны обращать внимание при изучении природной зоны.
Учащиеся предлагают варианты, а учитель закладывает основу «кластера» на доске, а учащиеся в тетрадях.
2. Осмысление.
а) Использование приёма «инсерт»: Чтение с пометками текста в учебнике на с.173-174 (шаг 1).
«V» | «+» | «?» |
Поставьте «v» на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете. | Поставьте «+» на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым. | Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. |
Заполнение таблицы (шаг 2).
Уже знал «V». | Узнал новое «+». | Думал иначе «–». | Не понял. Есть вопрос. |
- А теперь расскажите друг другу, что нового вы узнали и о чем вы думали не так, как оказывается на самом деле. (Дети работают в парах.)
- Первоначальное разрешение возникших вопросов организуйте в группах. Если же вопрос не разрешен, то будем озвучивать всему классу. (Если не находится на него ответ, то помогает учитель.)
- Что же вы узнали о расположении тундры и её климатических условиях? (Работа с картой: дети показывают местонахождение тундры и поясняют её цветовую гамму.)
б) Практическая работа с рисунками растений и животных. Детям необходимо удалить рисунки и гербарии тех растений и рисунки тех животных, которые обитают в природных зонах, ранее изученных.
Всё, что останется и будут представители флоры и фауны тундры.
Учитель: А теперь внимательно рассмотрите эти рисунки. Какие особенности вы заметили? Обменяйтесь своими мнениями с соседом по парте.
в) Физкультурная минутка.
г) Использование приёма «инсерт».
- Чтение с пометками текста в учебнике на с. 175-176 (шаг 1).
- Заполнение таблицы (шаг 2).
- А теперь расскажите друг другу, что нового вы узнали и о чем вы думали не так, как оказывается на самом деле. (Дети работают в парах.)
- Наблюдая за вашей работой, я сделала вывод, что каждый из вас сегодня открыл для себя ещё одну страничку в познании окружающего мира. Сейчас в группах обсудите и внесите свои предложения для заполнения «кластера».
д) Заполнение «кластера».
Учитель: Я хотела бы отметить вашу дружную и слаженную работу по составлению «кластера».
3. Рефлексия.
Учитель: А теперь, я предлагаю каждому из вас вспомнить, о чём мы говорили на уроке и обобщить это при составлении «синквейна». Лучший вариант я размещаю на доске.
Учащиеся: А люди в тундре живут?
Учитель: Очень хороший вопрос! Люди там живут, а вот как, об этом мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание: прочитать еще раз текст учебника и составить по нему тестовые вопросы.
При изучении темы «Природные зоны» мной на уроках были использованы следующие приемы. Так на стадии «вызова» при изучении темы «Природная зона – тундра» был использован прием (22) кластера, который помог не только систематизации материала, но и установить причинно-следственные связи.
Кластер является графической организацией материала, это один из способов записывать свои мысли в виде цепной реакции.
Учитель при этом только заложил основу кластера, а учащиеся предлагали варианты и заполняли кластер. На этапе «осмысления» работа над кластером была завершена, т. к. по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.
На последующих уроках на стадии «вызова» при изучении тем «Лесная зона», «Степь», «Зона пустынь» план изучения каждой природной зоны был представлен в виде кластера. Тем самым, на протяжении нескольких уроков, постоянно, при изучении новой темы шла работа по систематизации и актуализации знаний. (23) Кроме этого на стадии «осмысления» был использован прием «инсерт» – самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Чтение в гораздо большей степени стимулирует процесс критического осмысления, т. к. это сам по себе процесс индивидуальный, не регламентированный по скорости восприятия новой информации. В процессе чтения школьники имеют возможность перечитать непонятное, отметить наиболее важные фрагменты, обратиться к дополнительным источникам. При работе с текстом в данном приеме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы. Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое, «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Далее заполняется таблица «инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
На этапе «рефлексия» дети работали в парах по (24) составлению синквейна, который развивает приемы логического мышления и образную речь. При внешней простоте формы, синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). При изучении этих тем на стадии «осмысления» был использован прием «инсерт».
(25) При изучении темы «Зона пустынь» приему «инсерт» предшествовало заполнение «дневника исследователя». Цель применения данного приема – побуждение интереса к получению новой информации и обучение умению определять уровень собственных знаний.
Тема «Зона пустынь».
I. Стадия «вызова».
II. Стадия «осмысления».
Учитель: Молодцы. Тема нашего урока «Зона пустынь»
- Что Вам известно о зоне пустынь? (Ответы детей.)
- Мы продолжаем путешествовать по природным зонам России. Поскольку вы будете исследователями, нам нужно заполнить «дневник исследований».
- Как вы думаете, для чего нужно вести дневники исследований?
- Заполните левую колонку «дневника исследователя», кратко формулируя свои ответы.
Знаю | Новая информация |
У каждого ученика имеются листы «Дневник исследователя». Учащиеся заполняют левую колонку «Знаю». При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, обучающиеся будут заполнять вторую колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации, своих знаний и опыта.
Работа с учебником. Прием «инсерт».
Учитель: Откройте учебник. Прочитаем первые три абзаца статьи и узнаем, правильно ли мы с вами предполагали. Во время чтения делаем пометки на полях.
- Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Чтение первых трех абзацев статьи учебника.
- Что нового вы узнали из этой статьи? (Ответы детей.)
- Какие вопросы у вас возникли? (Ответы детей.)
- Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей.)
- Во второй колонке «дневника исследователя» запишите, что нового вы узнали о пустынях.
(26) На стадии «рефлексия» при изучении темы «Лесная зона» была использована концептуальная таблица, которая используется для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий. В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.
Тема «Зона лесов».
VI. Итог. Стадия рефлексии.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- С какими трудностями вы столкнулись?
Учитель: Заканчивая наш урок, я предлагаю вам составить концептуальную таблицу. Вспомним, что мы знаем о тундре и систематизируем сегодняшний материал.
Дети работают в парах, затем проверяем фронтально.
Учитель: Вспомните начало урока. Мы побывали и изучили замечательный дом для многих растений и животных. Как вы думаете, обо всех ли жителях этого дома мы поговорили? Как вы думаете, человек гость в этом доме или хозяин? Об этом и еще много интересного мы с вами узнаем на следующем уроке.
Домашнее задание.
- Учебник стр. 127-135 внимательно читать, ответить на вопросы.
- Рабочая тетрадь: с.48-49 №16, 18, 19.
Разрабатывая урок, я не использую более двух приемов на каждой стадии и стремлюсь, чтобы все приемы имели уместный, логичный переход от одного к другому.
Конечно, не на каждом уроке можно пользоваться приемами ТРКМЧП. Все зависит от темы урока, методических целей.
На уроках, построенных в ТРКМЧП, ученики обязательно должны проговорить или записать возникшие мысли, так как только в этом случае к ним придёт осознание того, чему они научились. Я, как педагог начальных классов, использующая технологию РКМЧП, отмечаю стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, дети стали больше внимания уделять подготовке к уроку, появилась уверенность в своих творческих возможностях, не боясь брать ответственность на себя, способны делать аргументированные выводы.
(27,28) Возрос уровень сформированности ключевых компетентностей, о чем говорят результаты участия детей в международных конкурсах «Эрудит – Марафон – Учащихся» и «Перспектива – 2009», организованных Екатеринбургским Центром развития молодежи.
(29)Литература:
- И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек «Критическое мышление: технология развития». Пособие для учителя. СПб: Альянс «Дельта», 2003 г.
- С.И. Заир-Бек, И. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке». Пособие для учителя. М., 2004 г.
- Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
- Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.
- Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления/Школьные технологии. 2004. №2. С.3-10.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление?//Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С.5-13.
- Материалы Методической лаборатории «ТРКМЧП» Центра Развития Молодежи, www.cerm.ru.