Программа воспитательной системы "Все начинается с детства"

Разделы: Классное руководство


Самое нужное, но самое труднейшее средство
сделать людей лучшими – есть приведение
в совершенство системы воспитания.
Екатерина II

Введение.

Человек должен быть гражданином своей страны, не своей квартиры, где очень тщательно подбираются цвет обоев и дверные ручки, где все подчинено закону – “Я живу один раз”; а своей страны – России.

Да, конечно, человек живет один раз, но ведь только тогда мы бываем счастливы, когда занимаемся любимым делом и служим Отечеству. И это не приходит само собой с годами, формирование личности любого человека начинается с детства.

Воспитание есть целенаправленный процесс. Важно знать, четко представлять, каким мы хотим видеть ребенка, когда он вырастет. Таковыми ставим и цели воспитания, которые должны стать едиными у родителей, учителей, классного руководителя.

Десять лет назад мы утратили тот нравственный ориентир, который указывал путь к воспитанию ребенка. В эпоху, когда общество стало провозглашать такие “добродетели”, как эгоцентризм, властолюбие и карьеризм, милосердию, честности и патриотизму не стало места.

В школах не было единой государственной системы, и доводы учителя перестали быть убедительными. Так однажды на одном из родительских собраний, будучи классным руководителем, я услышала реплику мамы, директора частного предприятия: “Не надо нашим детям читать моралей, не надо воспитывать, у них есть родители, вы учитель, вы должны просто учить”. Но, слава Богу, этот голос был одинок, потому что на мою защиту встали другие родители, которые были моими единомышленниками. Это помогло мне выстоять и не сломаться тогда.

Сейчас мы имеем важный государственный документ “Концепцию духовно-нравственного воспитания российских школьников”, опубликованный в Учительской газете (№23) 9 июня 2009 года, где сформированы общенациональный педагогический идеал, система требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно – потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться – есть важнейшее условие успешного развития России.

Именно такие проблемы определены целями данной программы.

Этапы функционирования воспитательной системы класса.

Для успешного функционирования воспитательной системы класса мною выделено три этапа этого процесса:

1-й этап – этап проектирования (5-й класс, 2008/2009 учебный год).

На данном этапе шел активный поиск содержания, форм и методов работы. Происходило изучение учащихся, их интересы. Заметив активность большинства детей, их артистизм, заинтересованность родителей в совместной деятельности, был разработан проект “Детям -игрушки”:
– Мамин урок;
– Постановка спектакля “Снежная королева” совместно с родителями;
– Показ спектакля воспитанникам детского приюта “Солнышко”;
– Участие в акции “Детям – игрушки” (сбор игрушек и подарков для воспитанников детского приюта “Солнышко”);
– Создание пьесы “Золушка” (автор – Сухова Даша, ученица 5 “А” класса) Эта пьеса о современной Золушке, которая была вместе с подругами приглашена на вечеринку к очень обеспеченному молодому человеку. И среди всех гостей он выделяет Золушку, скромную, воспитанную, трудолюбивую девушку;
– Участие в акции “Память” (посадка дерева в честь погибшего в Чечне, бывшего ученика лицея № 28 Копшева Александра Сергеевича);
– Экскурсия в Макарьевский монастырь.

2-й этап – этап становления и развития воспитательной системы (6-й класс, 2009/2010 учебный год).

На данном этапе утверждается системообразующая деятельность, определяются приоритетные направления функционирования системы.

В классе устанавливаются и укрепляются принципы самоуправления. Выделяются приоритеты совместной деятельности между учащимися, родителями, классным руководителем. Создается доверительная атмосфера. Мы понимаем друг друга.

Здесь работает проект “Мое Отечество”:

  1. Выбран национальный идеал – великий русский полководец Александр Невский.
  2. Заочная экскурсия, конкурс экскурсоводов “Мой город любимый”.
  3. Экскурсия для родителей, бабушек, дедушек и воспитанников приюта “Солнышко”.
  4. Мини – спектакль “Защитник Руси”.
  5. Акция “Ветеран”, посвященная 65-летию Победы.
  6. “Письмо солдату”.
  7. Работа в Макарьевском монастыре.

3-й этап – этап оптимального функционирования (7-й класс 2010/2011 учебный год).

На данном этапе происходит изменение в численном составе класса, учащихся в классе стало 28 человек (Кустова Елена пришла из другой школы в 4 четверти 6 класса, в этом учебном году – Фигурова Соня, Ежова Юля, Червякова Яна (из других школ), Граневы Максим и Никита, Филиппова Мария и Лукина Ангелина (из параллельного класса). Основной же состав коллектива остался прежним, поэтому концепция воспитательной системы в целом не меняется.

В 2010-11 учебном году работает проект “Поиск смысла жизни человека”:

  1. Проект по литературе “Поиск смысла жизни в древнерусской литературе”;
  2. Экскурсия в город Муром;
  3. Акция “Лучший подарок – книга”;
  4. Экскурсия в Большое Болдино;
  5. Издание сборника творческих работ “Что есть смысл жизни?”
  6. Праздник “Верим в любовь и верность”;
  7. Спектакль “Маленький принц”.

По профилю организации учебной деятельности лицея № 28 в 8 классе создается профильное обучение (углубленное изучение химии и биологии), и происходит формирование новых классных коллективов.

См. фото.

Концептуальные основы воспитательной системы класса.

Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Создавая систему воспитания, ориентированную на развитие индивидуальности растущего человека, я выделяю основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности.

Личностная культура – это:

– готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – “становится лучше”;
– сформированность ценностно-смысловых ориентации, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие и д.р.;
– развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения;
– готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
– способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
– трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
– осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.

Социальная культура – это:

– сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных и нравственных ценностей;
– вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
– готовность молодых россиян солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
– развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
– свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
– доверие к другим людям, общественным и государственным институтам;
– забота о преуспевании и целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Семейная культура:

– сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
– приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
– бережное отношение к жизни человека, продолжение рода.

Воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.

Актуальность.

В Послании 2009 года Президент России выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, Конституцию страны и систему образования, прежде всего общеобразовательную школу.

“Система образования, – подчеркивает Д.А. Медведев, – в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации”.

Так в образовательной среде, где воспитывается ребенок, не может быть случайностей, все должно происходить закономерно. Все процессы должны быть подчинены Закону.

“Истина и пребывание ребенка в атмосфере правды, чести, достоинства, – говорит Н.Н.Белик, руководитель научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи ДДТ им. В.П.Чкалова, – позволяет ребенку жить в атмосфере свободы мысли, просветления, понимания и постоянного открытия нового в мире. Ребенок легко учится, развивая в себе лучшие качества. Переступить порог истины – предать существование нравственной установки, потерять право на дружбу и взаимопонимание. В обстановке лжи человек чувствует себя в напряжении, униженности, ущербности, безвыходности. Ложь – первая роковая ступень к асоциальным поступкам”.

См. схему 1,2.