Художественно-педагогическая идея:
Баю-баю, мой малыш,
Сладко спи, родной!
Буду я, пока ты спишь,
Твой беречь покой.
Буду песенкой своей
Горе отгонять,
От печалей...
Тип урока: комбинированный урок изобразительного искусства и технологии.
Цель урока:
- создать условия для изготовления куклы – берегини в русском народном костюме;
- пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.
Задачи:
- Способствовать формированию умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью.
- Развивать художественный вкус, творческую активность и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственного художественного образа.
- Воспитывать нравственные качества личности: любовь к Родине, патриотизм, любовь и уважение к культуре народа.
Зрительный ряд:
- Эскизы русских народных костюмов, выполненные учащимися.
- Образцы выполненных кукол.
- Таблицы инструкционной карты “Выполнение куклы – закрутки”.
- Кусочки хлопчатобумажных тканей.
- Тесьма, бусы, нитки, кружева, ленты и др.
- Презентации “Русский народный костюм”, “Изготовление куклы”, “Куклы”.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Ход урока
Этапы урока | Художественно-педагогическая деятельность педагога | Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Результат |
1. Введение в тему. | – “В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением, оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключиться у тебя какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но… | Рассматривание зрительного материала.
Слушают, воспринимают информацию, получают новые знания. Осмысление материала для вхождения в тему. |
Эмоциональный Отклик. |
2. Мотивация. |
– Как называли таких кукол? – Для чего изготавливали кукол? (Звучит народная музыка.) – Можете ли вы назвать тему нашего урока? – Как Вы думаете, зачем мы должны изготавливать их? |
Рассматривание образцов эскизов выполненных кукол (дома
учащиеся рисовали кукол в традиционном русском наряде) и слушание. – Куклы – берегини. – Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней. – Изготовление кукол – берегинь. – Чтобы знать, помнить традиции своего народа, рассказать об этом своей семье, своим будущим детям. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. |
Заинтересованность |
3. Постановка проблемы. | – Что нам может помочь в сохранении традиций русского народа? | – Мы можем научиться изготавливать кукол – берегинь. | Заинтересованность. |
4. Анализ художественного материала. | – А, теперь, давайте с вами, ребята, представим, что мы
живем в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что можете
сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь?
– А какую одежду тогда носили? Она отличалась от современной одежды? Из чего состояла? (Демонстрация рисунков с изображением русского народного костюма.) – Почему куклы были так любимы детьми? |
– Тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века.
Весной и летом – тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали
заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а
заканчивали, когда уже было всем темно. Зато когда приходил праздник, он
был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему.
Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось
показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли,
потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была
служить долгие годы, часто не одному поколению в семье. – Одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами. Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник – род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм! И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток. – Мамы изготавливали их с большой любовью и от чистого сердца. |
Осмысление художественного образа куклы. |
5. Восстановление имеющихся знаний. | – Какими знаниями мы будем пользоваться при изготовлении куклы – берегини? | – Передавать настроение и характер через цвет в одежде. – Гармонично сочетать цвета. |
Активная деятельность. |
6. Поиск недостающих знаний. | – Какая игрушка была первой? – Кукла — первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа. – Куклы изготавливались из разного материала, который находился под руками у хозяйки. – Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. – Кукла-скрутка – это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. Древнейшие образцы таких кукол найдены в Египте – в захоронениях-современниках пирамид. История же России не представляется без этих маленьких чудесных созданий: в каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми, а либо обережными – Кубышка – Травница. Тряпичная кукла, наполненная ароматными травами: мятой, мелиссой, чабрецом и др. Древнейший способ наполнить дом чудесными ароматами. Действует успокаивающе или наоборот бодряще. Эта кукла изготавливается уникальным образом без иголки. – Вот такую куклу сегодня мы и будем делать. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже. Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц. – Для того чтобы ваша куколка стала настоящей защитницей, придумайте ей имя, но такое, которого нет ни у кого из ваших родных и подруг. В противном случае барышня перетянет на себя проблемы человека, в честь которого вы ее назвали. А потом, соответственно, передаст их вам. (Демонстрация кукол.) |
– Кукла.
|
Заинтересованность. |
7. Формулировка задания. | – Создайте свою куклу – берегиню. – Кукла-скрутка, висящая в доме на стене, – наилучший оберег от порчи и сглаза. Сделать ее может каждый. Главное – приступая к работе, думать только о хорошем. Помните о том, что лоскутки, из которых вы будете мастерить платье, косынку и фартук куклы, должны быть новыми. Наши предки верили, что одежда, поношенная человеком, хранит в себе его проблемы и печали. – При изготовлении вы можете воспользоваться своими эскизами и презентацией к уроку “Технология изготовления куклы”. Также технологическими картами.
(Демонстрация слайдов.) |
Изготовление куклы из ткани и ниток – способом
“скрутки”. Технологическая карта изготовления куклы-скрутки (закрутки): Взять квадрат из однотонной ткани положить в центр детали синтепон и сделав шарик закрутить нитками. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову. Сделать два шарика из разноцветной ткани – это грудь куклы. Приложить грудь к заготовленной детали и скрутить нитками. Скрутить руки из прямоугольных деталей и прикрутить к полученным деталям. На талию прикручивают передник и юбку, направляя детали вверх. Затем опустить их и расправить. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу наряжать. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева. На голову можно повязать косынку или сделать головной убор, передник можно украсить, используя тесьму, атласную ленту, кружево бисер, бусинки. |
Осознание задания всеми детьми. |
8. Самостоятельная работа учащихся. | Предполагаемые ошибки учащихся: Сочетание цвета. |
Изготовление куклы – берегини. | |
9. Анализ работ. | – Какие куклы у нас получились? – Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку или хозяина. Ведь она сделана с любовью. |
– Все разные. | Выставка работ учащихся. |
10. Решение проблемы. | – Какой вам запомнится кукла – берегиня? – Зачем мамы дарили своим детям такие куклы? – Сможете ли вы теперь сами научить своих мам изготавливать кукол – берегинь? |
Ответы детей (предполагаемо из выше сказанного).
|
Рефлексия. |
11. Подведение итогов. | – Спасибо за урок! |
|
. |