Интегрированный урок искусства и традиционной культуры "Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Художественно-педагогическая идея:

Баю-баю, мой малыш,
Сладко спи, родной!
Буду я, пока ты спишь,
Твой беречь покой.
Буду песенкой своей
Горе отгонять,
От печалей...

Тип урока: комбинированный урок изобразительного искусства и технологии.

Цель урока:

  • создать условия для изготовления куклы – берегини в русском народном костюме;
  • пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны.

Задачи:

  1. Способствовать формированию умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе. Расширить и закрепить знания и умения по работе с тканью.
  2. Развивать художественный вкус, творческую активность и эстетическую мотивацию учащихся при создании ими собственного художественного образа.
  3. Воспитывать нравственные качества личности: любовь к Родине, патриотизм, любовь и уважение к культуре народа.

Зрительный ряд:

  1. Эскизы русских народных костюмов, выполненные учащимися.
  2. Образцы выполненных кукол.
  3. Таблицы инструкционной карты “Выполнение куклы – закрутки”.
  4. Кусочки хлопчатобумажных тканей.
  5. Тесьма, бусы, нитки, кружева, ленты и др.
  6. Презентации “Русский народный костюм”, “Изготовление куклы”, “Куклы”.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход урока

Этапы урока Художественно-педагогическая деятельность педагога Художественно-эстетическая деятельность учащихся Результат
1. Введение в тему. – “В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением, оставляю тебе вот эту куклу; держи ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключиться у тебя какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью… ” Это, конечно, сказка, но… Рассматривание зрительного материала.

 

Слушают, воспринимают информацию, получают новые знания.

Осмысление материала для вхождения в тему.

Эмоциональный Отклик.
2. Мотивация.

 

– Как называли таких кукол?

– Для чего изготавливали кукол?

(Звучит народная музыка.)

– Можете ли вы назвать тему нашего урока?

– Как Вы думаете, зачем мы должны изготавливать их?

Рассматривание образцов эскизов выполненных кукол (дома учащиеся рисовали кукол в традиционном русском наряде) и слушание.

– Куклы – берегини.

– Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Этот древний ритуал отразился не только в сказках, он продолжается бессознательно до сегодняшних дней.

– Изготовление кукол – берегинь.

– Чтобы знать, помнить традиции своего народа, рассказать об этом своей семье, своим будущим детям. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Заинтересованность
3. Постановка проблемы. – Что нам может помочь в сохранении традиций русского народа? – Мы можем научиться изготавливать кукол – берегинь. Заинтересованность.
4. Анализ художественного материала. – А, теперь, давайте с вами, ребята, представим, что мы живем в России не в двадцатом веке, а где-то в восемнадцатом! Что можете сказать о жизни русской семьи? Какая это была жизнь?

– А какую одежду тогда носили? Она отличалась от современной одежды? Из чего состояла?

(Демонстрация рисунков с изображением русского народного костюма.)

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

– Почему куклы были так любимы детьми?

– Тяжелая жизнь была у русской семьи в прошлые века. Весной и летом – тяжелая работа в поле. Осенью собирали урожай и делали заготовку на зиму. Работу начинали с первыми лучами солнца, а заканчивали, когда уже было всем темно. Зато когда приходил праздник, он был для крестьян радостным и желанным. Его ждали и готовились к нему. Все надевали лучшую, праздничную одежду. Ее шили сами, и всем хотелось показать свои наряды, свое мастерство. Любую одежду очень берегли, потому что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению в семье.

– Одежда была длинной, широкой, чтобы удобно было работать в поле.

Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с рубахой, сарафаном, поясом, иногда передником. На севере часто сарафаны дополняли нагрудной распашной одеждой епанечкой, а в холодную погоду на сарафан надевали душегрею с длинными рукавами.

Самым распространенным видом праздничного головного убора был кокошник – род плотной твердой шапочки, украшенной речным жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Посмотрите, какие они были красивые, разных форм!

И на севере, и на юге рубаху шили из домотканого холста, щедро украшая ее вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, галуна, блесток.

– Мамы изготавливали их с большой любовью и от чистого сердца.

Осмысление художественного образа куклы.
5. Восстановление имеющихся знаний. – Какими знаниями мы будем пользоваться при изготовлении куклы – берегини? – Передавать настроение и характер через цвет в одежде.

– Гармонично сочетать цвета.

Активная деятельность.
6. Поиск недостающих знаний. – Какая игрушка была первой?

– Кукла — первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.

– Куклы изготавливались из разного материала, который находился под руками у хозяйки.

– Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства.

– Кукла-скрутка – это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. Древнейшие образцы таких кукол найдены в Египте – в захоронениях-современниках пирамид. История же России не представляется без этих маленьких чудесных созданий: в каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми, а либо обережными

– Кубышка – Травница. Тряпичная кукла, наполненная ароматными травами: мятой, мелиссой, чабрецом и др. Древнейший способ наполнить дом чудесными ароматами. Действует успокаивающе или наоборот бодряще. Эта кукла изготавливается уникальным образом без иголки.

– Вот такую куклу сегодня мы и будем делать. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже. Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

– Для того чтобы ваша куколка стала настоящей защитницей, придумайте ей имя, но такое, которого нет ни у кого из ваших родных и подруг. В противном случае барышня перетянет на себя проблемы человека, в честь которого вы ее назвали. А потом, соответственно, передаст их вам.

(Демонстрация кукол.)

– Кукла.

 

 

Заинтересованность.
7. Формулировка задания. – Создайте свою куклу – берегиню.

– Кукла-скрутка, висящая в доме на стене, – наилучший оберег от порчи и сглаза. Сделать ее может каждый. Главное – приступая к работе, думать только о хорошем. Помните о том, что лоскутки, из которых вы будете мастерить платье, косынку и фартук куклы, должны быть новыми. Наши предки верили, что одежда, поношенная человеком, хранит в себе его проблемы и печали.

– При изготовлении вы можете воспользоваться своими эскизами и презентацией к уроку “Технология изготовления куклы”. Также технологическими картами.

 

(Демонстрация слайдов.)

Изготовление куклы из ткани и ниток – способом “скрутки”.

Технологическая карта изготовления куклы-скрутки (закрутки):

Взять квадрат из однотонной ткани положить в центр детали синтепон и сделав шарик закрутить нитками. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Сделать два шарика из разноцветной ткани – это грудь куклы.

Приложить грудь к заготовленной детали и скрутить нитками.

Скрутить руки из прямоугольных деталей и прикрутить к полученным деталям.

На талию прикручивают передник и юбку, направляя детали вверх. Затем опустить их и расправить.

Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу наряжать. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева. На голову можно повязать косынку или сделать головной убор, передник можно украсить, используя тесьму, атласную ленту, кружево бисер, бусинки.

Осознание задания всеми детьми.
8. Самостоятельная работа учащихся. Предполагаемые ошибки учащихся:

Сочетание цвета.
Неточность пропорций.
Излишнее украшение.

  Изготовление куклы – берегини.
9. Анализ работ. – Какие куклы у нас получились?

– Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку или хозяина. Ведь она сделана с любовью.

– Все разные. Выставка работ учащихся.
10. Решение проблемы. – Какой вам запомнится кукла – берегиня?

– Зачем мамы дарили своим детям такие куклы?

– Сможете ли вы теперь сами научить своих мам изготавливать кукол – берегинь?

Ответы детей (предполагаемо из выше сказанного).

 

Рефлексия.
11. Подведение итогов. – Спасибо за урок!

 

.