Активизация познавательной деятельности учащихся как средство развития информационных компетенций на уроках математики

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Общепедагогические технологии

Как не превратить обучение в мучение, как сделать процесс познания для учащихся интересным и захватывающим? Над этим вопросом постоянно задумывается каждый учитель, стремящийся организовать работу с максимальным учётом образовательных потребностей каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Развивающая функция обучения требует от учителя новых подходов в обучении и воспитании: не просто передавать информацию, а учить детей добывать её самостоятельно, обрабатывать, делать выводы, представлять графическую интерпретацию полученных результатов, то есть заниматься развитием информационных компетенций учащихся.

Информационная компетентность– это способность:

  • работать с учебниками;
  • пользоваться справочной и дополнительной литературой;
  • владеть пересказом;
  • устно или письменно изложить прочитанный или услышанный текст;
  • проанализировать прочитанное;
  • вести наблюдение за объектом;
  • составить на основе прочитанного текста таблицу, схему, график;
  • пользоваться печатными и техническими средствами массовой информации (телевидение, видео-, аудиозаписи);
  • пользоваться компьютерными источниками информации, Интернет.

На примере подготовки и проведения урока математики в 7 классе по теме “Применение различных способов разложения на множители” показано, как можно, используя нетрадиционную форму урока, формировать познавательный интерес учащихся, объединить математику с другими науками, формировать у детей основы научной картины мира. Для подготовки и проведения урока привлечены учащиеся 7 и 8 классов. Учащиеся 8 класса подготовлены к роли лекторов и консультантов. Проведению урока предшествует подготовка в течение 2-3 недель: прочитана дополнительная литература, составлены доклады, подобран материал для презентации, изучен материал по теме “Разложение на множители”.Форма урока – путешествие по “Золотому кольцу России””.На уроке привлечены сведения из истории, географии. Использовано пособие для развития творческих способностей учащихся Е.А. Лебединцевой, Беленковой Е.Ю. Алгебра, 7 кл., задания для обучения и развития учащихся. Урок обобщающего повторения по теме “Формулы сокращенного умножения”. Для проведения урока возможно привлечение учителей истории, географии, информатики, с целью оказания консультативной помощи учащимся и учителю.

Эпиграф

“…Широко ты Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!”

И.С. Никитин.

Цели урока:

обучающая: повторить, обобщить полученные знания по теме "Формулы сокращенного умножения"; учить соотносить результаты, делать выводы;

развивающая: в занимательной форме развивать мышление и творческие способности учащихся, расширять кругозор учащихся в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми терминами, получить дополнительную информацию об окружающем мире;

воспитывающая: побудить учащихся к чёткой, последовательной и аккуратной деятельности, прививать любовь к Родине, её истории и традициям.

Оборудование.

  • Раздаточный материал с печатной основой.
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.(Диск).
  • Мультипроектор с подготовленной презентацией.(Приложение 1)
  • Эталоны с решениями для проверки решений.

Содержание урока.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим урок-путешествие по “Золотому кольцу России”. (Демонстрируются слайды 1-3). [4], [5]

На фоне музыки из кинофильма “Тени исчезают в полдень” учитель рассказывает:

“Бывают города-труженики, города-коммерсанты, города-ханжи, города-музеи, города-венценосцы”. Так писал о городах К. Паустовский. Это касается всех городов мира, но только в России есть созвездие городов, городков и посёлков, которые уже более 30 лет называют Золотым кольцом России.

“Золотое кольцо России” – один из самых популярных туристических маршрутов, включающих в себя группу древних городов, занимающих особое место в истории русской земли.

Вот список городов и расположение их на географической карте.(Слайды 5-6). [3]

II. В рамках нашего урока мы “посетим” только некоторые из городов “Золотого кольца”. А какие, вы узнаете в процессе решения заданий.

1.Перед вами задание №162.(Приложение2) [ 2 ]

а)Даны гербы этих городов. Выполните преобразования алгебраических выражений и запишите ответы в стандартном виде. Используя таблицу, узнайте, какие из городов входят в “Золотое кольцо России” и впишите их названия на гербах. При проверке результатов используйте таблицу к №№162-164. Каждый город имеет свой алгебраический код, то есть результат верно выполненных преобразований.

2. Проверка результатов при активной помощи консультантов по таблице. Демонстрация слайдов с изображением гербов городов, памятных мест.

3. Вопрос классу: что означает слово “геральдика”?

4. Сообщения лекторов о городах: Суздаль, Сергиев Посад, Пераславль-Залесский, Ярославль.

Демонстрация слайдов 7 – 22. [ 3 ]

5. Продолжаем путешествие по схеме, изображенной на рисунке к указанной таблице.

б) Подсчитайте числовые коды городов “Золотого кольца России”, используя алгебраические коды и полагая а =1. Заполните третий столбик таблицы.

Учитывая найденные ответы, дополните названиями схему расположения этих городов <Рис.2 >

Название города Алгебраический код Числовой код (значение выражения при а = -1)
Владимир

– а2

 
Переславль – Залесский

а4 – 81

 
Ростов Великий

9 – а2

 
Рязань

а2

 
Сергиев Посад

а2 – 9

 
Суздаль

2 – 6а – 9

 
Тула

а2 + 9

 
Ярославль

9

 

6. Учащиеся дополняют схему на доске, приготовленную заранее.

III. Групповая работа. (В группы включены учащиеся 8 класса для оказания консультативной помощи)

Группа №1 получает задание №163 (а, б). Группа №2 выполняет задание №164 (а, б) [2 ]

№163

а) Упростите выражение а2(1 + а)(а – 1) – а4. Используя ответ и таблицу алгебраических кодов к №№ 162-164, узнайте, какой из городов был столицей Руси до Москвы.

б) Узнайте год основания этого города. Для этого упростите выражение и найдите его значение при х = 277. [ Ответ: столицей древней Руси был город Владимир, основанный в 1108г.]

№164

а) Решите уравнение. Его корень совпадает с годом образования самого древнего города “Золотого кольца”: (t + 2)2 – (t – 1)(1 + t) = 3453.

б) Название самого древнего города “Золотого кольца” узнайте по таблице с числовыми кодами после решения уравнения: (2у + 1)2 – 29 = (2y – 3)(3y + 2) + 13y2.

[ Ответ: самым древним городом “Золотого кольца “ является Ростов Великий, который был основан в 862 г. ]

Проверка результатов у доски.

Учащиеся 8 класса выступают с сообщениями о городах Владимире и Ростове Великом. Выступления сопровождаются демонстрацией слайдов 7-10, 23. [3 ]

IV. Слово учителю.

Сердце Родины – Москва. Москва один из драгоценных камней “Золотого кольца”. Только самый большой и самый красивый. Начиналась Москва в 12 веке, как и другие города “Золотого кольца” небольшой крепостью Владимиро-Суздальского княжества. В начале 14 века внук Александра Невского Юрий Данилович задумал отобрать ярлык на великое княжение Владимирское у богатой и сильной Твери. С тех пор в Москве стало биться сердце России. Иван Калита – брат Юрия, укреплял и расширял Московскую Русь. Царственный вид Москва приобрела при Иване III после его женитьбы на византийке Софье Палеолог. При ней на Русь приезжают итальянские мастера, сооружают стены и башни Кремля, белокаменные соборы, которые сохранились до наших дней.

Задание для фронтальной работы с классом.[ Каждому учащемуся выдаётся схема Московского Кремля. Некоторые объекты на ней обозначены номерами. ].(Приложение 3). Слайды 24-25. [3 ]

№170. Узнайте названия архитектурных памятников, обозначенных номерами и подпишите их на схеме. Для этого разложите на множители выражения. Учитывая найденные ответы и данные таблицы, узнайте, каким номерам какие названия архитектурных памятников соответствуют.

  1. 2x – 18а3x;
  2. 1 – 9а2;
  3. 3 – 18а;
  4. 2 – 6а + 1;
  5. 27а3 – 1;
  6. 2 + 12а + 18а2;
  7. 1 – х2 + 2ах – а2;
  8. 2 – 2х2 – а + х.

Во время решения примеров учащиеся повторяют способы разложения многочлена на множители, формулы сокращенного умножения.

Таблица для проверки результатов выдаётся каждому ученику.

Алгебраический код (к заданию №170) Название памятника архитектуры Корни уравнения (к заданию №171)
(3а – 1)2 Успенский собор – 2; 2
2 (1 +3а)2 Архангельский собор 0; 0, 25
(а – x) (2а +2х – 1) Благовещенский собор 2
(3а – 1) (9а2 + 3а +1) Колокольня Ивана Великого – 0, 25; 0; 0, 25
2х (1 – 3а) Кутафья башня -2
(1 – х + а) (1 +х – а) Тайницкая башня -0, 5; 0; 0, 5
(1 – 3а) (1 +3а) Боровицкая башня -0, 5; 0, 5
2а (а – 3) (а + 3) Большой Кремлёвский дворец. -0,.25; 0, 25

Демонстрация интерактивной схемы Московского Кремля [ Используется материал диска “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”, 2007 г ]. Учащиеся находят “вычисленные объекты”.

V. Путешествие подходит к завершению. Для того, чтобы получить путёвку на следующую экскурсию, вы должны дома правильно выполнить задание №171.

Задание № 171. Решить уравнения: 1) х2 – 4 = 0; 2) х2 – 4х + 4 = 0; 3) 4х2 – х = 0; 4) 16х4 – х2 = 0; 5) 4х3 – х = 0. [2 ]

Используя данные таблицы к №170 и найденные корни, заполните пропуски в тексте:

Существующие кирпичные стены и башни Московского Кремля построены в 1485 – 1495 г. Они сооружены на месте белокаменных стен времени Дмитрия Донского. Соборная площадь издревле была главной площадью Кремля. Первым архитектурным сооружением Кремля явился 1.____________________________________________собор, который был возведён в 1479 г. По образцу такого же храма во Владимире. В 1489 году был построен девятиглавый 2._______________________________________________________________________ собор, который был расписан Андреем Рублевым. В 1509 году был построен 3.__________________________________________________собор, который являлся усыпальницей великих московских князей и царей. В центре Кремля возвышается 4.___________________________________________________________, имеющая высоту 81 м.

Самая старая башня Кремля – 5._______________________________________. Она построена в 1485г.

Задание на карточках выдается каждому ученику вместе с таблицей к №170.

VI. Подведение итога урока. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы прикоснулись к истории России. Совершить путешествие нам помогли знания по математике, умение добывать знания из различных источников. Путешествие подошло к завершению. Кто знает, может быть, через несколько лет, кому-нибудь из вас доведётся побывать в этих городах и я буду рада, если вы вспомните и наше заочное путешествие.

Благодарю за урок!

Демонстрация заключительных слайдов: 26 – 28. [5] Звучит музыка. Появляются строки:

“ Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью”.

И.С. Никитин.

Литература и использованные материалы

  1. Алгебра: учебник для 7 класса/Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др.
  2. Лебединцева Е.А., БеленковаЕ.Ю. Алгебра, 7кл.,задания для обучения и развития учащихся. “Интеллект – центр”, 2005.
  3. Виртуальная энциклопедия Кирилла и Мефодия-2007.
  4. Материалы сайта www.zolotoe-kolco.ru.
  5. Фотографии Пенкина А.В.

Приложения 1. Презентация.

Приложение 2. Задание №162.

Приложение 3. Схема Московского Кремля.