Использование ИКТ на уроках геометрии "Комбинации геометрических тел"

Разделы: Математика


“Комбинации геометрических тел” – одна из самых трудных тем геометрии. Она является развитием системы всех знаний, умений и навыков курсов планиметрии и стереометрии, углубляет и расширяет курс геометрии и показывает практическое применение геометрических знаний в реальной жизни. Одной из самых важных задач преподавания геометрии является формирование и развитие у учащихся пространственных представлений, а также способности и умения производить операции над пространственными объектами. Достижение этой цели важно не только для тех учащихся, которые в дальнейшем посвятят себя техническим профессиям, но и для специальности дизайнера, модельера, хирурга и других. Слабое развитие пространственных представлений затрудняет изучение ряда учебных дисциплин, а в деятельности взрослого человека может стать причиной многих неудач. Систематическая работа над формированием и развитием пространственных представлений приводит к их улучшению даже при наличии средних природных данных. Организация учебного процесса предусматривает применение методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно – действенного и наглядно – образного видов мышления, развитию практической математической компетентности.

Это предполагает овладение геометрическим языком и символикой, развитие пространственных представлений, умение строить геометрические чертежи, умение решать задачи.

Изучение темы “Комбинации геометрических тел” дает возможность проявить свои способности учащимся, имеющим высокую математическую подготовку, и позволит им не только оценить свои способности и возможности, но и сделать обоснованный выбор будущей профессии[3].

Более того, учебный процесс должен быть организован так, чтобы качество знаний математики у выпускников при сдаче Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) было высоким[1].

Для лучшего восприятия учащимися учебного материала уже традиционно в своей работе использую метод демонстрации учебно-наглядных пособий: показ макетов, моделей, изображений предметов, геометрических фигур, слайдов, презентаций и другое. Применение этих методов позволяет излагать в логической последовательности нужные сведения, знакомить с особенностями геометрических фигур и приспособлений, с сущностью технологических операций.

Современные компьютерные технологии открыли новые возможности для создания иллюстрированного наглядного материала: слайдов, слайд – фильмов, так как их нехватка остро ощущается в учебном процессе. В настоящее время у учащихся очень популярны уроки, где учебный материал представлен в программе Power Point. Преимущество данной формы наглядных пособий, в том, что она дает возможность поэтапно продемонстрировать построения некоторых фигур и является долговечной, в отличие от пособий на бумажных носителях (схемы, рисунки, таблицы и т.п.), некоторые быстро выходят из строя и плохо видны с последних парт.

Презентация может включать в себя схемы, иллюстрации, фотографии, таблицы и графики, может содержать в себе тесты, ребусы и сопровождаться звуками, речью и музыкой. Это позволяет эмоционально воздействовать на обучающихся, дает возможность лучше и ближе рассмотреть конкретный рисунок, фигуру, а также создать игровую ситуацию[2].

Все слайд презентации представляют собой структуру, работая с которой каждый учитель может в любой момент приостановить показ, вернуться к необходимому рисунку или слайду.

Основной акцент при изучении темы “Комбинации геометрических тел” сделан на усилении линии не теоретического, а практического содержания, что дает возможность учащимся не только познакомиться с задачами, предлагаемыми ведущими вузами на вступительных экзаменах, но и сконцентрироваться на способах и умениях их решать.

При изучении данной темы особенно возрастают требования к качеству и наглядности чертежа. Наиболее важные требования сводятся к трём свойствам: верности, наглядности и простоте построения. Сюда входят выбор оптимального положения изображаемого тела, выбор ракурса и проекции, умение свести к минимуму число изображаемых линий, умения строить сечения и проекции на плоскость, умение выделять на пространственном чертеже, умение перевести условие задачи на графический язык. Построение изображений совокупности пространственных форм на одном чертеже вызывает некоторые трудности. Еще большие трудности возникают при построении чертежей вписанных и описанных поверхностей. Если рассматриваются комбинации тел, отличных от вписанных и описанных комбинаций, в условии задач должно быть точно описано их взаимное расположение.

При изучении темы “Комбинации геометрических тел” можно выделить следующие основные разделы [4]:

  • комбинации многогранников (в задачах на комбинации многогранников рассматриваются комбинации призм, комбинации пирамид и комбинации призм и пирамид);
  • комбинации тел вращения (в задачах на комбинации тел вращения чаще всего встречаются комбинации шара и цилиндра, шара и конуса);
  • комбинации многогранников и тел вращения ;
  • сложные комбинации геометрических тел (сложными комбинациями называются комбинации трех и более тел);
  • экстремальные задачи на комбинации тел.

Рассмотрим несколько задач на комбинации геометрических тел. Начнем с самых простых геометрических фигур. Повторяя мы вспоминаем, затем усложняем материал. [Приложение1]

Задачи

Презентация

Литература

  1. Беляева, Э.С. Экстремальные задачи. Пособие для учащихся / Беляева Э.С. , Монахов В.М. – М.: Просвещение, 1997.
  2. Губин, А.В. Задачи на сравнение объемов многогранников / А.В. Губин, М.А. Крайко // Математика в школе. – 2007. – №4. – с. 55-63.
  3. Конкурсные задачи по математике и методы их решения: учебное пособие / В.Г. Аксютенкова, Г.К. Антонюк и др.; Кубанский гос. Университет. – Краснодар, 1997. – 486 с.
  4. Сагателова, Л.С. Практическая геометрия. Комбинации геометрических тел / Л.С. Сагателова, В.Н. Студенская. – М.: Издательство “Глобус”, 2010. – 304 с.
  5. Черняк, А.А. Подготовка к тестированию. Геометрия / А.А.Черняк, Ж.А. Черняк, Ю.А.Доманова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 240 с.