Цель урока: познакомить учащихся с произведением Э.Шима “Подорожник”.
Задачи:
- Учить осознанно читать текст целыми словами, высказывать свои мысли, пересказывать прочитанное, давать знания об окружающей среде.
- Развивать связную речь, логическое мышление, тренировать память, расширять кругозор учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к природе, дружеские отношения в коллективе.
Оборудование: карточки коррекционно-развивающих упражнений (“Четвертый лишний”, “Вставь недостающие фигуры”), карточки артикуляционных упражнений, портрет Э.Шима, изображение подорожника и др. лекарственных растений, экран соревнования, жетоны.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Коррекционно-развивающие упражнения.
1. “Четвертый лишний”
– Посмотрите на картинку, определите лишний предмет и почему? (изображение дятла, совы, воробья и бабочки)
2. “Вставь пропущенные фигуры”
– Посмотрите внимательно на первую строчку, какие предметы изображены на ней? (лодка, домик, автомобиль)
– Посмотрите на последнюю строчку и скажите, какой фигуры не хватает? (автомобиль, ________, домик – не хватает лодки)
– Посмотрите на вторую строчку, какая фигура должна стоять первая? Последняя? (_______, автомобиль,_________ – домик, автомобиль, лодка)
III. Дыхательные упражнения. Артикуляционная и речевая гимнастика.
Ры-ры-ры – подарили нам шары
Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу
Ша-ша-ша – Маша моет малыша
IV. Проверка домашнего задания.
– Как называется тема раздела, над которой мы работаем?
– Сегодня к нам на урок прилетела Пчелка, которая будет наблюдать за тем, как вы работаете на уроке. Пчелка любит трудолюбивых ребят. За каждый правильный и полный ответ, правильное чтение, она будет давать жетоны. В конце урока мы посмотрим, кто у нас трудолюбивый, т.е. кто хорошо работает на уроке.
– Над каким рассказом мы работаем и кто его автор?
1. Работа над содержанием 1 части
– О ком этот рассказ?
– Где дети играли в прятки и почему?
– Прочитайте, что сказал Ивасику папа?
2. Чтение учащимися 2 части.
– Что делал бульдозер на пустыре?
– Почему Сереже стало грустно?
3. Пересказ 3 части.
– Какие деревья посадили на пустыре?
– Каким стал пустырь? Что появилось на месте пустыря?
– Посмотрите на картинку. Как ее можно подписать?
– Почему рассказ называется “Я тоже посадил дерево?”
– Какое дерево посадили дети?
4. Словообразующая работа.
– Поработаем над словом березка.
– Когда мы так говорим?
– А как скажем, когда она вырастет? (береза)
– Как называется место, где растет много берез? (березовая роща)
– Как нужно относиться к деревьям в лесу?
– Какое доброе дело сделали дети?
Подведение итогов проверки домашнего задания (на табло)
V. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы познакомимся с рассказом “Подорожник”, автором которого является Эдуард Юрьевич Шим (портрет). Будем работать над правильным, выразительным и осознанным чтением текста.
VI. Работа над темой урока.
1. Вводная беседа.
– Что такое подорожник?
– Расскажите, где вы видели подорожник? Где он растет?
– Как вы думаете, почему его так назвали?
– Что вы знаете о подорожнике?
Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там он и растет. Еще его называют попутчик – везде ему по пути с человеком. Его круглые блестящие листья с прожилками прижаты к земле. Сколько не ходи по ним – не примнешь и не затопчешь. Так он сохраняет влагу вокруг своих корней. Если же земля сырая, он наоборот приподнимет свои листья. В середине лета над листьями подорожника поднимется стройный упругий стебелек. Он тоже приспособился к придорожным неудобствам. Попробуй, сломай его, ничего не получится. Он гнется, пригибается, а сломать не дает. Это цветок подорожника. Каждый крошечный цветок на стебельке не ярок, но красив. Это растение – доктор. Если ушибся или поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов и ранка заживет. (Во время рассказа учитель демонстрирует иллюстрации подорожника)
2. Чтение рассказа учителем.
– О ком или о чем говорится в рассказе?
3. Чтение текста учащимися вполголоса.
– Приготовьтесь читать вслух. Найдите слова, которые вам непонятны (на булыжной дороге)
4. Чтение текста учащимися вслух “Эстафетой”
5. Работа над содержанием текста.
– Где растет подорожник? Почему он так называется? (Найдите это место в тексте)
Работа по картинке (иллюстрация подорожника).
– Посмотрите внимательно на картинку. Какое время года изображено? Почему вы так решили? Рассмотрите внимательно подорожник, опишите, как он выглядит.
– Почему автор назвал подорожник доктором Айболитом?
– Докажите это строчками из текста.
– Какие еще вызнаете лекарственные растения? (показ иллюстраций др.лекарственных растений)
6. Повторение чтение учащимися вслух цепочкой
– Подтвердите строчками из текста, что подорожник трава терпеливая и живучая
VII. Итог урока
– С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Что нового узнали из этого рассказа?
Подведение итогов урока (на табло)
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание.
– Подготовить пересказ текста “Подорожник”
IX. Чтение стихотворения наизусть
– и в заключение урока послушайте стихотворение С.Баруздина “Подорожник” (дополнительное задание ученика)
Есть на свете множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может,
И трудней расти,
И все же он с людьми
Находится в пути!
– Что хотел сказать автор о подорожнике?
– Правильно, поэтому его и называют еще как? (попутчик)
– Урок закончен, спасибо.