Интегрированный урок (чтение + развитие речи) "Лекарственные растения"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цель урока: познакомить учащихся с произведением Э.Шима “Подорожник”.

Задачи:

  1. Учить осознанно читать текст целыми словами, высказывать свои мысли, пересказывать прочитанное, давать знания об окружающей среде.
  2. Развивать связную речь, логическое мышление, тренировать память, расширять кругозор учащихся.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, дружеские отношения в коллективе.

Оборудование: карточки коррекционно-развивающих упражнений (“Четвертый лишний”, “Вставь недостающие фигуры”), карточки артикуляционных упражнений, портрет Э.Шима, изображение подорожника и др. лекарственных растений, экран соревнования, жетоны.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Коррекционно-развивающие упражнения.

1. “Четвертый лишний”

– Посмотрите на картинку, определите лишний предмет и почему? (изображение дятла, совы, воробья и бабочки)

2. “Вставь пропущенные фигуры”

– Посмотрите внимательно на первую строчку, какие предметы изображены на ней? (лодка, домик, автомобиль)

– Посмотрите на последнюю строчку и скажите, какой фигуры не хватает? (автомобиль, ________, домик – не хватает лодки)

– Посмотрите на вторую строчку, какая фигура должна стоять первая? Последняя? (_______, автомобиль,_________ – домик, автомобиль, лодка)

III. Дыхательные упражнения. Артикуляционная и речевая гимнастика.

  1. Упражнение “Мячик”. Вдыхаем и на выдохе произносим звуки: Ш, Ж, З
  2. Артикуляционные упражнения: “Лопата”, “Часики”, “Лошадка”, “Чашечка”
  3. Речевая гимнастика. Проговаривание чистоговорок:

Ры-ры-ры – подарили нам шары

Зу-зу-зу – мы поймали стрекозу

Ша-ша-ша – Маша моет малыша

IV. Проверка домашнего задания.

– Как называется тема раздела, над которой мы работаем?

– Сегодня к нам на урок прилетела Пчелка, которая будет наблюдать за тем, как вы работаете на уроке. Пчелка любит трудолюбивых ребят. За каждый правильный и полный ответ, правильное чтение, она будет давать жетоны. В конце урока мы посмотрим, кто у нас трудолюбивый, т.е. кто хорошо работает на уроке.

– Над каким рассказом мы работаем и кто его автор?

1. Работа над содержанием 1 части

– О ком этот рассказ?

– Где дети играли в прятки и почему?

– Прочитайте, что сказал Ивасику папа?

2. Чтение учащимися 2 части.

– Что делал бульдозер на пустыре?

– Почему Сереже стало грустно?

3. Пересказ 3 части.

– Какие деревья посадили на пустыре?

– Каким стал пустырь? Что появилось на месте пустыря?

– Посмотрите на картинку. Как ее можно подписать?

– Почему рассказ называется “Я тоже посадил дерево?”

– Какое дерево посадили дети?

4. Словообразующая работа.

– Поработаем над словом березка.

– Когда мы так говорим?

– А как скажем, когда она вырастет? (береза)

– Как называется место, где растет много берез? (березовая роща)

– Как нужно относиться к деревьям в лесу?

– Какое доброе дело сделали дети?

Подведение итогов проверки домашнего задания (на табло)

V. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы познакомимся с рассказом “Подорожник”, автором которого является Эдуард Юрьевич Шим (портрет). Будем работать над правильным, выразительным и осознанным чтением текста.

VI. Работа над темой урока.

1. Вводная беседа.

– Что такое подорожник?

– Расскажите, где вы видели подорожник? Где он растет?

– Как вы думаете, почему его так назвали?

– Что вы знаете о подорожнике?

Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там он и растет. Еще его называют попутчик – везде ему по пути с человеком. Его круглые блестящие листья с прожилками прижаты к земле. Сколько не ходи по ним – не примнешь и не затопчешь. Так он сохраняет влагу вокруг своих корней. Если же земля сырая, он наоборот приподнимет свои листья. В середине лета над листьями подорожника поднимется стройный упругий стебелек. Он тоже приспособился к придорожным неудобствам. Попробуй, сломай его, ничего не получится. Он гнется, пригибается, а сломать не дает. Это цветок подорожника. Каждый крошечный цветок на стебельке не ярок, но красив. Это растение – доктор. Если ушибся или поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов и ранка заживет. (Во время рассказа учитель демонстрирует иллюстрации подорожника)

2. Чтение рассказа учителем.

– О ком или о чем говорится в рассказе?

3. Чтение текста учащимися вполголоса.

– Приготовьтесь читать вслух. Найдите слова, которые вам непонятны (на булыжной дороге)

4. Чтение текста учащимися вслух “Эстафетой”

5. Работа над содержанием текста.

– Где растет подорожник? Почему он так называется? (Найдите это место в тексте)

Работа по картинке (иллюстрация подорожника).

– Посмотрите внимательно на картинку. Какое время года изображено? Почему вы так решили? Рассмотрите внимательно подорожник, опишите, как он выглядит.

– Почему автор назвал подорожник доктором Айболитом?

– Докажите это строчками из текста.

– Какие еще вызнаете лекарственные растения? (показ иллюстраций др.лекарственных растений)

6. Повторение чтение учащимися вслух цепочкой

– Подтвердите строчками из текста, что подорожник трава терпеливая и живучая

VII. Итог урока

– С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Что нового узнали из этого рассказа?

Подведение итогов урока (на табло)

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание.

– Подготовить пересказ текста “Подорожник”

IX. Чтение стихотворения наизусть

и в заключение урока послушайте стихотворение С.Баруздина “Подорожник” (дополнительное задание ученика)

Есть на свете множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может,
И трудней расти,
И все же он с людьми
Находится в пути!

– Что хотел сказать автор о подорожнике?

– Правильно, поэтому его и называют еще как? (попутчик)

– Урок закончен, спасибо.