I. Пояснительная записка
Программа спортивного часа рассчитана на обучающихся 8-9 лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий, проведение тестирования по физической подготовленности обучающихся и участие в соревнованиях. Предметом обучения для данного возраста является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. Программа является учебно-познавательной и массовой; по срокам реализации - годичной, по уровню содержания - базовой.
Цель обучения: укрепление здоровья, закаливание обучающихся и достижение всестороннего развития за счет увеличения двигательной активности, а также привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
В соответствии с целью формулируются следующие задачи:
- Развитие основных двигательных качеств(сила, быстрота, ловкость, гибкость, координация)
- Воспитание навыков ЗОЖ, интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
- Пропаганда физической культуры и спорта среди обучающихся;
- Совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании;
- Обучение физическим упражнениям из различных видов спорта, а также подвижным играм и элементам спортивных игр.
Заниматься в объединении может каждый учащийся 8-9 лет, прошедший медицинский осмотр, допущенный врачом к занятиям и имеющий основную группу здоровья.
По содержательной направленности программа является физкультурно-спортивной. Она составлена на основе материала, который дети получают на уроках физической культуры в школе. Основной формой работы является групповое учебно-тренировочное занятие по расписанию. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу. Весной и осенью занятия проводятся на открытом воздухе. Предлагаемая программа направлена на реализацию следующих принципов: вариативности, достаточности и сообразительности, постепенности и систематичности. При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования, а так же правила безопасности занятий по физической культуре и спорту.
Для повышения эффективности занятий необходимо широко использовать учебное оборудование: гимнастические стенки, амортизаторы, рукоход, гимнастические скамейки, скакалки, набивные мячи, мячи баскетбольные, волейбольные, теннисные, стойки для обводки, волейбольную сетку, гимнастические маты и различный малый инвентарь для эстафет и игровых заданий, гимнастические палки.
Изучение теоретического материала программы осуществляется в виде десятиминутных бесед до или после практических занятий.
В целях обеспечения контроля уровня общей физической подготовки членов объединения, а также повышение их интереса к занятиям необходимо проводить в виде соревнований по контрольным упражнениям (тестам).
Важнейшие требования к занятиям: обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Ожидаемые результаты.
Развить природные способности обучающихся и сформировать внутреннюю потребность личности в непрерывном совершенствовании.
Укрепить здоровье и физическое развитие воспитанников.
Повысить уровень резервов здоровья и физической подготовленности детей, сократить заболеваемость школьников.
Расширить круг общения обучающихся, узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к другим людям, приобрести умение гармонизировать свои отношения с обществом, группой и отдельными людьми.
II. Учебно-тематический план
№ |
Наименование темы |
Количество часов |
||||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1 |
Правила техники безопасности на занятиях. |
1 |
1 |
__ |
||
2 |
Страховка, предупреждение травм, оказание ПМП. |
1 |
1 |
__ |
||
3 |
Сведения о строении и функциях организма человека. |
1 |
1 |
__ |
||
4 |
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль. |
1 |
1 |
__ |
||
5 |
Закаливание организма |
1 |
1 |
__ |
||
6 |
Места занятий, инвентарь и уход за ним. |
1 |
1 |
__ |
||
7 |
Терминология основных упражнений и действий. |
1 |
1 |
__ |
||
8 |
Упражнения на развитие двигательных качеств. |
6 |
__ |
6 |
||
9 |
Дыхательная гимнастика. |
6 |
__ |
6 |
||
10 |
Легкоатлетические упражнения. |
6 |
__ |
6 |
||
11 |
Подвижные игры и эстафеты. |
10 |
__ |
10 |
||
12 |
Гимнастика. |
8 |
__ |
8 |
||
13 |
Упражнения ЛФК. |
12 |
__ |
12 |
||
14 |
Упражнения с маленькими мячами. |
4 |
__ |
4 |
||
15 |
Упражнения с большими мячами. |
6 |
__ |
6 |
||
16 |
Контрольные испытательные соревнования. |
3 |
__ |
3 |
||
Итого |
68 |
7 |
61 |
III. Содержание программы (68 часов).
1). Основы теоретических занятий (7 часов).
- Правила техники безопасности на занятиях в большом и малом залах, на спортивной площадке, в лесу и на природе. Расположение групп и обучающихся во время занятий.
- Общие сведения о травмах и причинах травматизма. Страховка и самостраховка. Оказание первой медицинской помощи при травмах.
- Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма. Костная система и ее развитие. Связочный аппарат и его функции. Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижности суставов.
- Основные правила личной гигиены. Гигиена сна, питания и занятий физическими упражнениями. Пульс, частота дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Утомляемость и работоспособность. Врачебный контроль, самоконтроль.
- Гигиеническое значение водных процедур. Правила применения солнечных и воздушных ванн. ЗОЖ. Утренняя гимнастика и ее значение для здоровья и воспитания волевых качеств человека.
- Ознакомление с местами занятий по отдельным видам программы. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований. Гигиена одежды и обуви. Правила пользования спортивным инвентарем и оборудованием.
- Двигательные качества, развиваемые в результате занятий. Название основных гимнастических элементов и упражнений. Спортивная терминология.
2). Двигательные действия и навыки (61 час).
Развитие основных двигательных качеств: гибкость, быстрота, ловкость, выносливость, сила, прыгучесть. Совершенствование навыков естественных видов движений.
Упражнения для развития гибкости: наклоны с предметами и без предметов; упражнения на растяжение мышц у опоры и на гимнастических матах; упражнения в парах; задания на максимальную амплитуду движений; акробатические упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: челночный бег; бег по 10-30 метров; беговые эстафеты; бег с хода; стартовый разгон; ведение мячей с максимальной скоростью.
Упражнения на ловкость: прыжки с поворотами; перемещения в сочетании с упражнениями; перемещения с предметами; броски; эстафеты с предметами и комбинированными заданиями; полоса препятствий.
Упражнения на выносливость: круговая тренировка; кроссовый бег, интервальный бег; походы многократные повторения заданий и упражнений.
Упражнения на силу: подтягивания в висе и висе лежа; отжимания; упражнения на мышцы брюшного пресса; упражнения в парах с набивными мячами, эспандерами, с сопротивлением и оттягиванием; упражнения на верхний плечевой пояс и мышцы ног у опоры и на гимнастических снарядах.
Упражнения на развитие прыгучести: многоскоки; бег по кочкам; прыжки со скакалкой, в глубину, в высоту, с места, с доставанием предметов, в длину с разбега; прыжки тройные и многократные.
Строевая подготовка. Простейшие команды на месте и в движении; повороты на месте; смыкание и размыкание в шеренге, в колонне; перестроения на месте и в движении. Дистанция, интервал, движение в колонне и фронтальным методом. Движения: группами, с предметами, под музыкальное сопровождение, с разным темпом, "по диагонали", "противоходом", "змейкой". Подход к снарядам и оборудованию и уход на исходные позиции. Исполнительные и предварительные команды.
Легкоатлетические упражнения: беговые упражнения с высоким поднятием бедра и с захлестыванием голени; дриблинг; семенящий бег; прыжки с подскоком, с отведением маховой ноги, на двух, на одной, с ноги на ногу; многоскоки, прыжковые упражнения правым и левым боком; ходьба в приседе и полуприседе; прыжки "лягушкой"; бег с преодолением барьеров и других препятствий, с изменением длины и частоты шага, с ускорением и сопротивлением.
Подвижные игры и эстафеты: "Смена мест", "Становись - разойдись", "Петрушка на скамейке", "Пройти бесшумно", "Через холодный ручей", "Не оступись", Пингвины с мячом", "Выстрел в небо", "Брось - поймай", "Подвижная мишень", "Слалом с мячом", "Футбольный бильярд", "Неудобный бросок", "Гонка мячей", "Велосипедисты", "Прокати быстрее мяч", "Рыболов", "Метатели", "Круговая лапта", "Веселые задачи", "Гонка катеров", "Водолазы", эстафеты с предметами и без предметов, с преодолением препятствий. Игры и игровые задания применяются и проводятся как отдельным тренировочным занятием, так и включаются в любой другой раздел программы.
Гимнастика. Передвижение по гимнастической стене вверх, вниз, горизонтально, спиной к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, переползания; танцевальные упражнения; хождение по наклонной скамейке; лазанье по канату в два и три приема; перелезание с опорой на руки и ноги, поочередно перемахом правой и левой ногой; опорные прыжки; висы и упоры; подтягивания и отжимания; упражнения в равновесии на бревне и гимнастической скамейке. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Упражнения на формирование осанки у опоры, в висе, лежа, с гимнастическими палками и мячами. Комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений; комплексы упражнений избирательной направленности на отдельные группы мышц. Лазанье по рукоходу. Комбинации из различных упражнений на гимнастических снарядах, вольные упражнения, упражнения со скакалкой.
Элементы спортивных игр.
Баскетбол. Передвижения; остановки; ведения мяча правой и левой рукой в движении; броски одной и двумя руками с места, ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест. Упражнения в парах, тройках с мячами. Эстафеты с мячами; игра в мини-баскетбол; броски в щит, в кольцо. Подвижные игры "Бросай - поймай", "Выстрел в небо".
Футбол. Передвижение игроков скрестными и приставными шагами; удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и передней частью подъема; передвижения вратаря" остановка катящегося мяча; ведение мяча между стойками с обводкой соек; удары ногой на месте и с разбега в вертикальные и горизонтальные мишени. Эстафеты с ведением мяча ногами, подвижные игры "Передал - садись"; "Бросок ногой", "Слалом с мячом", "Футбольный бильярд". Игра в мини-футбол по упрощенным правилам.
Ручной мяч. Стойка игрока, передвижение, остановка шагом; ведение мяча, ловля мяча двумя руками и передача одной и двумя руками на месте и в движении; бросок мяча на месте, после ведения, в прыжке; ведение мяча попеременно правой и левой рукой, игра вратаря; подвижные игры: "Подвижная мишень", "Бросай - лови", "Захват мяча", игра в ручной мяч по упрощенным правилам.
Волейбол. Подводящие упражнения для обучения прямой, нижней и боковой передаче; специальные движения - подбрасывания мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; передача мяча над собой, в стену , сверху двумя руками вперед вверх; прием мяча сверху двумя руками; броски через сетку; передачи через сетку двумя руками сверху. Подвижные игры "Круговая лапта", №бросок в колонне", "Волна", "Неудобный бросок"; игра в "Пионербол" с разным количеством мячей.
Упражнения с малыми мячами. Перекатывания, броски в стену, подбрасывания и ловля на месте, удержание на теннисной ракетке; техника метания в цель и на дальность с места; метания по мишеням, по кеглям, в кольцо и на дальность. Эстафеты, подвижные игры: "Собери урожай", "Обведи препятствия", "Точно в мишень", "Метатели", "Лапта".
Упражнения с большими мячами. Подбрасывания и перебрасывания, дриблинг. Броски в стену от груди, из-за головы, от плеча одной рукой. Ловля мяча с отскоком от пола на месте и в движении приставными шагами в парах. Передачи мяча в тройках, в колонне, шеренге, круге. Перекатывания с дополнительными движениями и передвижениями. Метания в цель из-за головы, метания на дальность и по мишеням. Броски, стоя спиной к направлению метания. Подбрасывания в чередовании с двигательными действиями. Комплекс упражнений утренней гимнастики с мячом. Упражнения на формирование осанки в положении сидя, лежа и стоя с мячом. Подвижные игры: "Вышибалы", "Завладей мячом", "Защита укрепления", "Гонка мячей", "Не давай мяч водящему", "Круговая лапта", эстафеты с большими мячами.
Контрольные испытания.
Контрольные испытания представляют собой демонстрацию уровня физической подготовленности обучающихся; проводятся согласно плану работы объединения три раза в год (сентябрь, январь, май).
Контрольные испытания по уровням подготовленности.
№ |
Упражнения |
Девочки |
Мальчики |
||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
1 |
Челночный бег 3х10м (с.) |
11,5 |
12,0 |
12,5 |
11,0 |
11,5 |
12,0 |
2 |
Бег 30м с высокого старта (с.) |
6,2 |
6,7 |
7,0 |
6,0 |
6,6 |
7,0 |
3 |
Прыжок в длину с места (см.) |
130 |
120 |
100 |
140 |
130 |
120 |
4 |
Подтягивания в висе лежа (кол-во раз) |
15 |
10 |
7 |
18 |
12 |
10 |
5 |
Бег (кросс) - 600м (мин. сек.) |
6,10 |
6,20 |
6,30 |
6,00 |
6,10 |
6,20 |
6 |
Упражнение на мышцы брюшного пресса (кол-во раз) |
12 |
10 |
8 |
15 |
12 |
10 |
7 |
Кросс 1000м |
Без учета времени. |
IV. Методическое обеспечение программы.
Тема |
Форма Занятий |
Приемы и методы организации УВП |
Методический и дидактический материал |
Техническое оснащение занятий |
Форма подведения итогов |
Правила техники безопасности на занятиях. |
Коллективная форма занятий. |
Беседа, рассказ. |
Инструкция по ТБ официальные правила по различным видам спорта. |
Гимнастические скамейки, свисток, секундомер. | Тестирование. |
Страховка, предупреждение травм, оказание ПМП. |
Коллективная и групповая формы занятий. |
Рассказ, сообщения, Показ Видеофильма |
Плакаты, DVD "Травматизм, правила оказания ПМП", видеостудия "КВАРТ", 2008г.. |
DVD-проигрыватель, телевизор. | Опрос. Практическое занятие. |
Сведения о строении и функциях организма человека. | Коллективная форма занятий. |
Рассказ, показ видеофильма. |
Плакаты, DVD "Травма-тизм, правила оказания ПМП", видеостудия "КВАРТ", 2008г. |
DVD-проигрыватель, телевизор | Опрос. Практическое занятие. |
Гигиена, врачебный контроль и
самоконтроль. Закаливание. |
Индивидуальная. Групповая и коллективная |
Беседа, рассказ, сообщения. |
Лях В.И. "Мой друг - физкультура". | Карточки самоконтроля. | Опрос. Практическое занятие. |
Места занятий, инвентарь и уход за ним. Терминология основных упражнений и двигательных действий. |
Коллективная |
Беседа, рассказ, показ. |
Л.Д.Глазырина, Т.А.Лопатик "Методика преподавания физической культуры", Москва, 2004.г. |
Гимнастический инвентарь, комплекты снарядов по лёгкой атлетике и спортивным играм. | Опрос. Практическое занятие. |
Упражнения на развитие двигательных качеств. |
Групповые учебно-тренировочные занятия. |
Поточный, фронтальный, интервальный, соревновател. методы |
Учебник для учащихся 1 - 4 классов. 2004г., М, "Просвещение", | Секундомер. Малые формы. Гимнастический инвентарь, тренажеры. |
Контрол. Испытания, тесты. |
Дыхательная гимнастика. |
Групповые учебно-тренировочные занятия. |
Фронтальный и поточный |
Качошкин В.Н. "ФВ в начальной школе",
1978г. М., Просвещение. |
Гимнастические маты, стенки, скамейки, большие мячи, тренажеры. |
Тестирование |
Легкоатлетические упражнения. |
Групповые и индивидуальные учебно-тренировочные занятия. |
Поточный и фронтальный методы. Метод повторного упражнения |
Петрова Т.В. "Оценка качества подготовки по физической культуре", М., "Дрофа", 2000г. | Стойки, рулетка, барьеры, свисток, секундомер. |
Контрол. испытания. |
Подвижные игры и эстафеты. | Групповые, учебно-тренировочные занятия. |
Игровой и соревновательный методы. |
Былеева Л.В. "Подвижные игры". 2004г., М, Просвещение | Мячи, сетки, ворота, кегли, клюшки, гимн. палки, обручи, секундомер. | Практическое занятие, соревнования |
Гимнастика. |
Групповая форма занятий |
Показ, рассказ, просмотр, интервальный метод, метод круговой тренировки и повторного упражнения |
Матвеев А.П. "Физическая культура (начальные классы)", Москва, "Просвещение", 2005г. | Гимнастическ. Снаряды, скакалки, рукоход. |
Участие в соревнованиях, тесты. |
Упражнения с маленькими мячами. | Коллективная, групповая, парная формы |
Групповой, фронтальный, интервальный методы, метод круговой тренировки. |
Портных Ю.И. "Элементы спортивных игр", 1984г., Москва, Просвещение | Теннисные мячи, волейбольные, резиновые. |
Контрол. испытания |
Упражнения с большими мячами. | Коллективная, групповая, парная формы |
Групповой, фронтальный, интервальный методы, метод круговой тренировки |
Портных Ю.И. "Элементы спортивных игр", 1984г., Москва, Просвещение | Баскетбольные мячи, фитнес мячи. |
Эстафеты, контрол. испытания |
Контрольные испытания, соревнования. | Индивидуально-групповая форма. |
Поточный, коллективный, индивидуальный. |
Петрова Т.В. "Оценка качества подготовки на физической культуре", 2000г. Москва, "Дрофа", | Секундомер, свисток, мелкий инвентарь, спортивные снаряды. |
Соревнования, походы, тесты. |
V. Список используемой литературы.
- Былеева Л.В. "Подвижные игры", Москва, "Просвещение", 1974г.
- Глазырина Л.Д. "Методика преподавания физической культуры", Москва, 2004.г.
- Зверев С.М. "Программы спортивных кружков и секций для внеклассных учреждений", Москва, "Просвещение", 1986г.
- Качошкин В.Н. "Физическое воспитание в начальной школе", М., "Просвещение", 1978г.