Рождественские посиделки. Занятие студии народной песни "Сударушка"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи занятия:

  • познакомить с историей возникновения традиции наряжать ёлку в Рождество и Новый год;
  • воспитание нравственно-назидательное, познавательное, культурно-развивающее;
  • обретение и укрепление веры, взаимопонимания, любви и милосердия.

Методы обучения:

  • рассказ, объяснение, игровые ситуации, игра, театрализация, поэзия, пение знакомых песен.

Оборудование, наглядные и дидактические материалы:

сцена изображает зимний лес, полянку с ёлочкой по середине, в правом верхнем углу Вифлеемская звезда, в левой стороне сцены вверху - аппликация трёх ангелов, трубящих в трубы; пенёк, шумовые инструменты, звезда на палочке; костюмы (коза, народные, цветы, ёлочка, зайчики, пастухи, огонь, вода); микрофоны, аккордеон, рождественские гостинцы - сладости.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Приветствие воспитанников и гостей.

Педагог: Добрый вечер, дорогие друзья! Начинаем наши Рождественские посиделки. Мы все хотим вас поздравить с радостным светлым праздником.

2. Основная часть.

1 реб.:

Дорогие наши гости, с Рождеством Христовым!
Пусть ваш мир и пусть ваш век будет не суровым.

2 реб.:

Божья хлынет благодать в душу и в дыханье,
Чтоб не знать и не встречать боли и страдания.
Ясных дней и вех и открытий новых!
Дорогие наши люди, с Рождеством Христовым!

/Бургарт Александра исполняет песню "На Рождество"/ <Приложение 1>

/Занавес открывается/

1 реб.:

Ночь Святого Рождества
Мы приветствуем тебя!
Сколько радости кругом -
Праздник входит в каждый дом.
И земля и небеса Славят младенца Христа!

/дети 2-х младших групп исполняют "Мы маленькие свечи"/ <Приложение 2>

1 реб.:

Давно погасло в зимней мгле
Восточная звезда,
Но не забыли на земле
Рождение Христа.
Как пастухи к нему пришли
До утренней поры…

2 реб.:

Как мудрецы преподнесли
Ему свои дары…
Как, проповедуя любовь
И правду Божества
Он каждый год рождался вновь
На праздник Рождества.

1 реб.:

Давно погасло в зимней мгле
Восточная звезда,
Но не забыли на земле
Рождение Христа.

/исп. песня "Ночь тиха над Палестиной" не спеша <Приложение 3>

/объявляется праздничная инсценировка "Сказка о ёлочке"/

Сцена изображает зимний лес, полянку с ёлочкой по середине, за ёлочкой спрятана девочка в зелёном костюме.

Вбегают 2 пастуха.

1-й пастух: /показывает рукой другому/ Видишь, вон где звезда!

2-й пастух: Как раз над пещерой для наших овец! И пещера светится. Чудо!

1-й пастух: Ты постой здесь, а я посмотрю. /перебегает сцену. Кричит другому пастуху/ Младенец в яслях лежит! И Мать над ним!

2-й пастух: /как бы про себя/ Вот о чём пели ангелы… Чудо великое.

1-й пастух: /возвращается/ Помнишь, ангелы в небе пели, что Спаситель людей родился. Пойдём поклонимся Святому Младенцу.

2-й пастух: Пойдём. Только что нам подарить Ему?

1-й пастух: Мы люди простые. Вот хлеб у меня, мёд… Ещё сыр остался…

2-й пастух: А я…я сена свежего из травы пахучей Ему в ясли положу.

1-й пастух: Пошли! /идут через сцену. уходят/

Ёлочка:

Ясная ночь. Тихо кругом.
Ярко горит звезда над пещерой.
Ангелов хор смолк за холмом.
Свет голубой льётся из щелей.
В яслях Младенец Спаситель лежит,
Тысячи лет Его ждали прихода.
Счастлив тот будет, кто к Нему поспешит.
Счастливы люди! Ликует природа!

/пробегает зайчик/

Зайчик:

Скок - поскок
Путь недалёк.
С дороги не сбиться
- Вижу звезду.
Спешу поклониться
Младенцу - Христу.

Ёлочка: Беги, Заинька, беги.

Зайчик: /останавливается, смотрит на Ёлочку/. Но у меня ничего нет подарить Ему!

Ёлочка: Ничего, Заинька. У тебя мягкие ушки - Младенец погладит их, и Ему будет весело.

Зайчик: Правда? Вот спасибо, Ёлочка.

Скок - поскок,
Путь недалёк…

Ёлочка: Беги, Зайчик! Беги, миленький!

/входят Огонь и Вода/

Огонь:

Я огонь - весёлый, жаркий,
Я побеждаю темноту,
Со мной тепло,
Со мною ярко,
А холодно - невмоготу!

Вода:

А я прохладная, я свежая,
Я жар освежаю,
Жажду утоляю;
Каждый ищет, где же я
Землю пою,
Прохладу дарю.

Огонь: Зато я сильнее тебя!

Вода: Нет, я сильнее! Я могу тебя потушить.

Огонь: А я могу тебя вскипятить! Иссушить!

Ёлочка: О чём вы, глупые, спорите? Вы оба нужны, без вас люди не могли бы даже обед себе сварить. Вы нужны даже друг другу. Ты, Огонь, без Воды много бед натворил бы: разгорелся бы, разбушевался, и всё сгорело бы - и леса, и травы, и дома. А куда это вы идёте?

Огонь и Вода: Да! Да! Шли и поссорились.

Огонь: Я вспыхнул.

Вода: Мы забы-ы-ыли. /плачет/

Ёлочка: Идите скорее, звезда вам путь укажет.

Огонь и Вода: Спасибо тебе, Ёлочка. Спасибо, что помирила нас, спасибо, что научила.

Огонь: Пошли скорей.

Вода: Ты иди вперёд - свети мне. И держись подальше от меня, а то потушу.

Огонь: Сама держись подальше… Фу, какая ты мокрая!

/Огонь и Вода уходят/.

Цветы:

Мы цветы-цветочки,
Мы растём неслышно.
Эта ночка-ноченька
Самая душистая.

Ёлочка: Куда это вы, Цветочки? Вам спать ночью полагается…

Цветы:

Эта ночка-ноченька
Света ярче светится.
Поклониться в ноженьки
Мы идём Младенцу.

Ёлочка: Возьмите и меня с собой, Цветы мои милые, возьмите и меня поклониться Христу-Младенцу.

Цветы: Но на тебе нет цветков, Ёлочка, а о твои иголки Младенец может только уколоться. /уходят/

Ёлочка:

Никого. Одна я одинока.
Ночь тиха, Звезда зовёт, горит
Все ушли, Все поклониться Богу
К святой пещере радостно спешат. /качается/
Колючая, забытая ёлка.
Ненужная стою в своей глуши.
Цветы правы. Я за Младенца только
Здесь помолюсь тихонько от души./молится, качается/

Музыка. На Ёлочке зажигаются огоньки. Возвращаются пастухи, Зайчик, Огонь, Вода и Цветы.

Пастухи: /вместе/ Смотрите, звёздочки с неба упали!

1-й пастух: Ёлочка сияет вся!

2-й пастух: Чудо Бог сотворил…

Зайчик: /прыгая вокруг Ёлочки/ Ёлочка, Ёлочка, какая ты красивая!

Цветы: Ты самая красивая… Это тебя Бог украсил.

Огонь: Она вся в огоньках.

Вода: Она вся в хрусталиках, капельках, а не в огоньках…

2-й пастух: За твоё смирение, Ёлочка, за доброту твою отметил тебя Господь Бог.

1-й пастух: Теперь отныне и навеки люди будут славить тебя и украшать.

Цветы: Давайте мы тоже украсим нашу Ёлочку.

Огонь и Вода: Сделаем самой нарядной!

Зайчик: Да здравствует наша Ёлочка!

2-й пастух: Теперь смиренная зелёная Ёлочка всегда будет славить Рождество Христово.

Все: Всегда! /становятся вокруг Ёлочки, поют/

По окончании сценки исп. песня "В лесу родилась Ёлочка"

Ведущий: В России традиция наряжать ёлочку на Рождество и Новый год появилась примерно в 1830 году. Вообще на Руси по разным случаям наряжали разные деревья: на Троицу украшали берёзу лентами, на Пасху - вербу, так что давняя привычка к наряженному дереву помогла в России принять и наряженную ёлку.

Ребята! Как вы думаете, что мы можем принести в дар младенцу Христу?

/ответы детей/

Ведущий: В дар мы можем принести доброе сердце. Если нас обидели, мы должны ради Бога простить - это наш дар Спасителю. Если кто-то из нас хотел сделать что-то плохое, но сдержался - это тоже дар. Если мы помогли маме, бабушке и другому человеку - это тоже дар. Всё доброе, что мы делаем ради Бога - всё это дары родившемуся Спасителю.

1-й реб.: У русского народа существует благочестивый обычай накануне Рождества - в сочельник - ничего не есть до появления первой звезды. В ней узнавали евангельскую звезду, которая указала путь к Младенцу Христу.

2-й реб.: Праздничный стол накрывался сеном или соломой, чтобы напомнить место рождения Спасителя. На праздничном столе среди разного угощения обязательно была кутья - сочево (сваренные в меду зёрна) и взвар (сушёные яблоки, груши, сливы, сваренные в воде).

3-й реб.: С вечера Рождественского сочельника и до самого Крещения Господня люди ходили по домам славить Христа. Этот период называется - Святки.

Дороги нас к правильной цели ведут,

Мы слышим ангелов пенья…

Ведущий:

Нет, это не ангелы - дети поют.
И славят Христово Рожденье.

/выходят дети младших групп со Звездою и поют песню "Яркая звёздочка"/ <Приложение 4>

1-й реб.: Здравствуйте хозяева, дорогие!

2-й реб.: Мы пришли Господа прославить!

3-й реб.: Вас с праздником Рождества Христова поздравить!

1-й реб.:

Много было в небе звёзд.
Тёплой ночью ясной,
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях.

2-й реб.:

Дева - мать, склоняясь над Ним,
Нежно напевала,
Ночь мерцала золотым, звёздным покрывалом.

3-й реб.:

Пели ангелы Христу
Славили рожденье,
В мир принёс Он красоту,
Веру во спасенье!

/дети отгадывают загадки/

З а г а д к и :

1. Чего у бога нет, а у нас есть? (грехи)

2. Спиной к стене, а лицом к избе. (икона)

3. Взвесить нельзя, мерить нельзя и жить без того нельзя. (душа)

4. Нет головы, а есть уши; нет рта, а есть язык. (колокол)

5. Озеро кругленько, берега узеньки. Кто в нём искупается, тот к царским слугам причисляется. (купель)

Ведущий: Спасибо, дети, за поздравления, держите ваше угощение.

Дети: А хозяева во дому, как оладье во меду. Пойдём дальше.

Ведущий: Следом за христославельщиками ходили по домам колядники.

На сцену выходят дети старшей группы с шумовыми инструментами, приплясывая ведут козу.

1-й реб.: Добрый вечер добрым людям!

2-й реб.: Здравствуйте хозяева дорогие! По колядовать пустите?

Ведущий: Конечно, пустим - колядуйте.

поют:

Коляда, коляда, отворяй-ка ворота,
Пришла коляда на канун Рождества,
С пышками, с лепёшками, со свиными ножками.
Коляда, коляда, подавай пирога
Подавай не ломай, а по целому давай.
Кто даст пирога - тому скот живота,
Кто не даст пирога - уведём корову за рога!

Ведущий: А кто не даст ни копейки?

Все: Завалим лазейки.

Ведущий: Кто не даст ни лепёшки?

Все: Завалим окошки.

Ведущий: Кто не даст хлеба?

Все: Уведём деда.

Ведущий: Кто не даст ветчины?

Все: Тем расколем чугуны.

Ведущий: А кто это с вами?

Ребята: Это коза - дереза, на базаре куплена, пол бока луплена.

Колядники:

Тох тох таратох,
За ради роди горох
Жито, пшеницу, всякую пашницу,
Где коза ходит, там жито родит,
Где коза топ топ там жито сто коп.

Ведущий: Ой, что это с вашей козой стало, упала не встаёт?

Ребята: Щедрих, ведрик, дай вареник, ложечку кашки, а наверх - колбаски.

Чтоб не было мало дай кусочек сала.

/коза не встаёт, проводится игра "Пошла коза по лесу"/

Ребята: Нашей козе мало надо, три вершка овса, да кусочек сала.

Ведущий: Что ж сало и пирожков я вам дам. А знаете ли вы зимние приметы?

Дети: Знаем.

  • Много снега - много хлеба.
  • На Рождество день тёплый - будет хлеб густой.
  • Зимой рано запели петухи - к теплу.
  • Кошка клубком свернулась - на мороз.
  • Холодная зима - жаркое лето.

Ведущий: Вот молодцы. Много примет знаете. Получайте ваше угощение.

Рождество, Рождество!
Белая пороша
Ты пришёл на Рождество
Праздник наш хороший.

1-й реб.:

С Днём Рожденья Тебя, Наш Спаситель Милый!
Ты явил нам себя, Ты даёшь нам силы.

2-й реб.:

У вертепа поём мы свои колядки,
Мы Тебя узнаём
Спи Господь наш сладко!
Ты спасенье принёс,
Райской жизни вечность.
Средь бесчисленных звёзд
Твоя загорелась.

/Исп. "Рождественская песенка", сл. и муз. П.Синявского/ <Приложение 5>

3. Заключительная часть.

Педагог: Наши посиделки заканчиваются. Молодцы, ребята, вы постарались, весело и с любовью пели Рождественские песни, колядки, читали стихи, побывали актёрами в "Сказке о ёлочке". Не забывайте дарить подарки - добрые дела нашему Спасителю, ведь доброе дело - великое счастье, это святое души торжество! И я надеюсь, что сегодняшний праздник на долгие годы оставит в душе каждого те благодатные впечатления, которые будут согревать и вдохновлять в трудные минуты жизни.


Пояснительная записка

Для того чтобы понять традиции, дух народа, необходимо знать истоки его культуры, дать возможность ознакомления с основами нашей национальной культуры - православием. Речь идёт о культурологической работе, а не о принудительном религиозном образовании.

Цель проведения и подготовки Рождественских мероприятий - духовно-нравственное воспитание граждан России через обретение культурного опыта, основанного на традициях православия. Культура, искусство, история нашей страны глубоко укоренены в духовно-нравственных основах православной веры.

Духовно-нравственное воспитание - это не передача интеллектуальных знаний, а возжигание души ребёнка. А это может происходить только от сердца к сердцу, как свеча может возгореться только от другой свечи.

Вот и подошло Рождество Христово! Готовы ли вы уважаемые воспитатели и учителя, к проведению праздника у себя в школе, внешкольном учреждении? Успели ли ваши дети склеить Вифлеемскую звезду, сделать рождественский вертеп, потрудиться над созданием ёлочных игрушек и рождественских подарков? Если "да", - то вас и ваших подопечных уже крепко объединила общая радость оживания праздника, общие праздничные дела, желание потрудиться, чтобы порадовать и утешить тех, кто увидит вашу рождественскую постановку, услышит песни и колядки, получит сделанную ребятами открытку или игрушку.

Праздник у дверей. Но надо постараться, чтобы во время празднования не оказался забытым подлинный смысл Рождества Христова. Очень уж способствуют этому забвению внешние обстоятельства: бойкая предпраздничная торговля, украшение магазины, улицы, множество подарков и развлечений. Многие дети могут испытать пресыщенность от удовольствий, а о Рождестве им будет напоминать лишь обилие шоколада и подарков. Ещё хуже, если, забыв тайну Божественного Младенца, мы позволим нашему капризному ребёнку стать царём праздника в семье.

Пристальное внимание нужно уделить в эти дни подросткам: привлечь их к помощи в организации ёлки, благотворительных дел. А ещё им нужен особый разговор о смысле праздника. Пусть это будет не пёстрый детский утренник, а задушевная беседа об очень серьёзном.

Методические рекомендации по подготовке праздника Рождества Христова

В последние годы праздник Рождества Христова стал в нашей стране праздником государственным, ему стараются придать всё более широкий социальный характер: в рождественские дни устраиваются благотворительные концерты и ёлки для детей, оказывается различная помощь малоимущим, престарелым, инвалидам. Это очень важно и замечательно, однако, приступаю к подготовке празднования Рождества Христова, каждому его организатору необходимо поразмыслить над поводом праздника, ещё раз прочесть Евангельское повествование о Рождестве Спасителя мира.

Основная и традиционная форма празднования Рождества Христова на Руси - детские крестные ходы с пением рождественских колядок, прославляющих Христа, поход в гости к соседям, педагогам, благотворителям с Вифлеемской звездой, рождественским вертепом, хоровым праздничным пением и чтением стихотворных рождественских приветствий. Это также могут быть общешкольные и общеклассные рождественские ёлки и вечера. Познакомьте детей с историей возникновения праздника Рождества Христова через беседы, чтение коротких рассказов и свой личный пример, побудите детей к делам милосердия, также начните заблаговременно репетиций праздничного концерта: разучите сценки, рождественские песни и стихи, - вся эта работа в руках умелого педагога превратиться в действенное нравственно-назидательное, познавательное, культурно-развивающее средство воспитания детей.

В праздник Рождества Христова будем свидетелями чудесного примирения между Небом и землёй, между Богом и людьми! И постараемся помнить, что главная тайна, которую открывает нам этот праздник, есть тайна Боговоплащения, вочеловечения: Бог стал человеком! Надо постараться и детей приблизить к этому пониманию смысла праздника Рождества Христова. Вместе с тем следует помнить, что любая выбранная форма проведения праздника всегда должна быть наполнена таким содержанием, которое побуждало бы детей к размышлению о себе, о смысле жизни, о месте и роли каждого в этой жизни, вызывало эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка, формировало интерес к основам православной культуры, православной литературе, способствовало желанию изменить свои поступки в лучшую сторону. Важно, чтобы разговор и Христе и Евангелии не был формальным. А для этого каждый ребёнок должен быть активным участником праздника.

Несколько слов по поводу праздничных подарков: надо постараться сделать так, чтобы в душах наших детей в рождественские дни господствовало не стремление получить как можно больше подарков, но желание доставить больше радости другим, учиться делиться, быть щедрыми и проявлять истинную христианскую любовь.

Хочется надеяться, что подготовка и проведения Рождественского праздника станет для педагогов и их воспитанников школой обретения и укрепления веры, взаимопонимания, любви и милосердия, а также на долгие годы оставит в душе каждого те благодатные впечатления, которые будут согревать и вдохновлять в трудные минуты жизни.

Литература.

1. Дорофеев В. "Душ возжигание". О Программе по духовно-нравственному воспитанию; 2007г. №1, с.31-43

2. Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси "Служение учителя - это особый подвиг" - Покров, 2010г. №2(470), с.16-17

3. Калюжная Т. Приготовление души... Подготовка к праздникам. Духовно-нравственное воспитание №2, 2010г., с.56-62

4. "Праздник Рождества Христова" сборник материалов для организации праздников - М.: издательство Московской Патриархии, 2000г.

5. Ященко К. и др. "Как подготовить праздник Рождества Христова" - М.: Еженедельник "Воскресная школа", 2001г.