Цели и задачи занятия:
- познакомить с историей возникновения традиции наряжать ёлку в Рождество и Новый год;
- воспитание нравственно-назидательное, познавательное, культурно-развивающее;
- обретение и укрепление веры, взаимопонимания, любви и милосердия.
Методы обучения:
- рассказ, объяснение, игровые ситуации, игра, театрализация, поэзия, пение знакомых песен.
Оборудование, наглядные и дидактические материалы:
сцена изображает зимний лес, полянку с ёлочкой по середине, в правом верхнем углу Вифлеемская звезда, в левой стороне сцены вверху - аппликация трёх ангелов, трубящих в трубы; пенёк, шумовые инструменты, звезда на палочке; костюмы (коза, народные, цветы, ёлочка, зайчики, пастухи, огонь, вода); микрофоны, аккордеон, рождественские гостинцы - сладости.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Приветствие воспитанников и гостей.
Педагог: Добрый вечер, дорогие друзья! Начинаем наши Рождественские посиделки. Мы все хотим вас поздравить с радостным светлым праздником.
2. Основная часть.
1 реб.:
Дорогие наши гости, с Рождеством Христовым!
Пусть ваш мир и пусть ваш век будет не суровым.
2 реб.:
Божья хлынет благодать в душу и в дыханье,
Чтоб не знать и не встречать боли и страдания.
Ясных дней и вех и открытий новых!
Дорогие наши люди, с Рождеством Христовым!
/Бургарт Александра исполняет песню "На Рождество"/ <Приложение 1>
/Занавес открывается/
1 реб.:
Ночь Святого Рождества
Мы приветствуем тебя!
Сколько радости кругом -
Праздник входит в каждый дом.
И земля и небеса Славят младенца Христа!
/дети 2-х младших групп исполняют "Мы маленькие свечи"/ <Приложение 2>
1 реб.:
Давно погасло в зимней мгле
Восточная звезда,
Но не забыли на земле
Рождение Христа.
Как пастухи к нему пришли
До утренней поры…
2 реб.:
Как мудрецы преподнесли
Ему свои дары…
Как, проповедуя любовь
И правду Божества
Он каждый год рождался вновь
На праздник Рождества.
1 реб.:
Давно погасло в зимней мгле
Восточная звезда,
Но не забыли на земле
Рождение Христа.
/исп. песня "Ночь тиха над Палестиной" не спеша <Приложение 3>
/объявляется праздничная инсценировка "Сказка о ёлочке"/
Сцена изображает зимний лес, полянку с ёлочкой по середине, за ёлочкой спрятана девочка в зелёном костюме.
Вбегают 2 пастуха.
1-й пастух: /показывает рукой другому/ Видишь, вон где звезда!
2-й пастух: Как раз над пещерой для наших овец! И пещера светится. Чудо!
1-й пастух: Ты постой здесь, а я посмотрю. /перебегает сцену. Кричит другому пастуху/ Младенец в яслях лежит! И Мать над ним!
2-й пастух: /как бы про себя/ Вот о чём пели ангелы… Чудо великое.
1-й пастух: /возвращается/ Помнишь, ангелы в небе пели, что Спаситель людей родился. Пойдём поклонимся Святому Младенцу.
2-й пастух: Пойдём. Только что нам подарить Ему?
1-й пастух: Мы люди простые. Вот хлеб у меня, мёд… Ещё сыр остался…
2-й пастух: А я…я сена свежего из травы пахучей Ему в ясли положу.
1-й пастух: Пошли! /идут через сцену. уходят/
Ёлочка:
Ясная ночь. Тихо кругом.
Ярко горит звезда над пещерой.
Ангелов хор смолк за холмом.
Свет голубой льётся из щелей.
В яслях Младенец Спаситель лежит,
Тысячи лет Его ждали прихода.
Счастлив тот будет, кто к Нему поспешит.
Счастливы люди! Ликует природа!
/пробегает зайчик/
Зайчик:
Скок - поскок
Путь недалёк.
С дороги не сбиться
- Вижу звезду.
Спешу поклониться
Младенцу - Христу.
Ёлочка: Беги, Заинька, беги.
Зайчик: /останавливается, смотрит на Ёлочку/. Но у меня ничего нет подарить Ему!
Ёлочка: Ничего, Заинька. У тебя мягкие ушки - Младенец погладит их, и Ему будет весело.
Зайчик: Правда? Вот спасибо, Ёлочка.
Скок - поскок,
Путь недалёк…
Ёлочка: Беги, Зайчик! Беги, миленький!
/входят Огонь и Вода/
Огонь:
Я огонь - весёлый, жаркий,
Я побеждаю темноту,
Со мной тепло,
Со мною ярко,
А холодно - невмоготу!
Вода:
А я прохладная, я свежая,
Я жар освежаю,
Жажду утоляю;
Каждый ищет, где же я
Землю пою,
Прохладу дарю.
Огонь: Зато я сильнее тебя!
Вода: Нет, я сильнее! Я могу тебя потушить.
Огонь: А я могу тебя вскипятить! Иссушить!
Ёлочка: О чём вы, глупые, спорите? Вы оба нужны, без вас люди не могли бы даже обед себе сварить. Вы нужны даже друг другу. Ты, Огонь, без Воды много бед натворил бы: разгорелся бы, разбушевался, и всё сгорело бы - и леса, и травы, и дома. А куда это вы идёте?
Огонь и Вода: Да! Да! Шли и поссорились.
Огонь: Я вспыхнул.
Вода: Мы забы-ы-ыли. /плачет/
Ёлочка: Идите скорее, звезда вам путь укажет.
Огонь и Вода: Спасибо тебе, Ёлочка. Спасибо, что помирила нас, спасибо, что научила.
Огонь: Пошли скорей.
Вода: Ты иди вперёд - свети мне. И держись подальше от меня, а то потушу.
Огонь: Сама держись подальше… Фу, какая ты мокрая!
/Огонь и Вода уходят/.
Цветы:
Мы цветы-цветочки,
Мы растём неслышно.
Эта ночка-ноченька
Самая душистая.
Ёлочка: Куда это вы, Цветочки? Вам спать ночью полагается…
Цветы:
Эта ночка-ноченька
Света ярче светится.
Поклониться в ноженьки
Мы идём Младенцу.
Ёлочка: Возьмите и меня с собой, Цветы мои милые, возьмите и меня поклониться Христу-Младенцу.
Цветы: Но на тебе нет цветков, Ёлочка, а о твои иголки Младенец может только уколоться. /уходят/
Ёлочка:
Никого. Одна я одинока.
Ночь тиха, Звезда зовёт, горит
Все ушли, Все поклониться Богу
К святой пещере радостно спешат. /качается/
Колючая, забытая ёлка.
Ненужная стою в своей глуши.
Цветы правы. Я за Младенца только
Здесь помолюсь тихонько от души./молится, качается/
Музыка. На Ёлочке зажигаются огоньки. Возвращаются пастухи, Зайчик, Огонь, Вода и Цветы.
Пастухи: /вместе/ Смотрите, звёздочки с неба упали!
1-й пастух: Ёлочка сияет вся!
2-й пастух: Чудо Бог сотворил…
Зайчик: /прыгая вокруг Ёлочки/ Ёлочка, Ёлочка, какая ты красивая!
Цветы: Ты самая красивая… Это тебя Бог украсил.
Огонь: Она вся в огоньках.
Вода: Она вся в хрусталиках, капельках, а не в огоньках…
2-й пастух: За твоё смирение, Ёлочка, за доброту твою отметил тебя Господь Бог.
1-й пастух: Теперь отныне и навеки люди будут славить тебя и украшать.
Цветы: Давайте мы тоже украсим нашу Ёлочку.
Огонь и Вода: Сделаем самой нарядной!
Зайчик: Да здравствует наша Ёлочка!
2-й пастух: Теперь смиренная зелёная Ёлочка всегда будет славить Рождество Христово.
Все: Всегда! /становятся вокруг Ёлочки, поют/
По окончании сценки исп. песня "В лесу родилась Ёлочка"
Ведущий: В России традиция наряжать ёлочку на Рождество и Новый год появилась примерно в 1830 году. Вообще на Руси по разным случаям наряжали разные деревья: на Троицу украшали берёзу лентами, на Пасху - вербу, так что давняя привычка к наряженному дереву помогла в России принять и наряженную ёлку.
Ребята! Как вы думаете, что мы можем принести в дар младенцу Христу?
/ответы детей/
Ведущий: В дар мы можем принести доброе сердце. Если нас обидели, мы должны ради Бога простить - это наш дар Спасителю. Если кто-то из нас хотел сделать что-то плохое, но сдержался - это тоже дар. Если мы помогли маме, бабушке и другому человеку - это тоже дар. Всё доброе, что мы делаем ради Бога - всё это дары родившемуся Спасителю.
1-й реб.: У русского народа существует благочестивый обычай накануне Рождества - в сочельник - ничего не есть до появления первой звезды. В ней узнавали евангельскую звезду, которая указала путь к Младенцу Христу.
2-й реб.: Праздничный стол накрывался сеном или соломой, чтобы напомнить место рождения Спасителя. На праздничном столе среди разного угощения обязательно была кутья - сочево (сваренные в меду зёрна) и взвар (сушёные яблоки, груши, сливы, сваренные в воде).
3-й реб.: С вечера Рождественского сочельника и до самого Крещения Господня люди ходили по домам славить Христа. Этот период называется - Святки.
Дороги нас к правильной цели ведут,
Мы слышим ангелов пенья…
Ведущий:
Нет, это не ангелы - дети поют.
И славят Христово Рожденье.
/выходят дети младших групп со Звездою и поют песню "Яркая звёздочка"/ <Приложение 4>
1-й реб.: Здравствуйте хозяева, дорогие!
2-й реб.: Мы пришли Господа прославить!
3-й реб.: Вас с праздником Рождества Христова поздравить!
1-й реб.:
Много было в небе звёзд.
Тёплой ночью ясной,
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях.
2-й реб.:
Дева - мать, склоняясь над Ним,
Нежно напевала,
Ночь мерцала золотым, звёздным покрывалом.
3-й реб.:
Пели ангелы Христу
Славили рожденье,
В мир принёс Он красоту,
Веру во спасенье!
/дети отгадывают загадки/
З а г а д к и :
1. Чего у бога нет, а у нас есть? (грехи)
2. Спиной к стене, а лицом к избе. (икона)
3. Взвесить нельзя, мерить нельзя и жить без того нельзя. (душа)
4. Нет головы, а есть уши; нет рта, а есть язык. (колокол)
5. Озеро кругленько, берега узеньки. Кто в нём искупается, тот к царским слугам причисляется. (купель)
Ведущий: Спасибо, дети, за поздравления, держите ваше угощение.
Дети: А хозяева во дому, как оладье во меду. Пойдём дальше.
Ведущий: Следом за христославельщиками ходили по домам колядники.
На сцену выходят дети старшей группы с шумовыми инструментами, приплясывая ведут козу.
1-й реб.: Добрый вечер добрым людям!
2-й реб.: Здравствуйте хозяева дорогие! По колядовать пустите?
Ведущий: Конечно, пустим - колядуйте.
поют:
Коляда, коляда, отворяй-ка ворота,
Пришла коляда на канун Рождества,
С пышками, с лепёшками, со свиными ножками.
Коляда, коляда, подавай пирога
Подавай не ломай, а по целому давай.
Кто даст пирога - тому скот живота,
Кто не даст пирога - уведём корову за рога!
Ведущий: А кто не даст ни копейки?
Все: Завалим лазейки.
Ведущий: Кто не даст ни лепёшки?
Все: Завалим окошки.
Ведущий: Кто не даст хлеба?
Все: Уведём деда.
Ведущий: Кто не даст ветчины?
Все: Тем расколем чугуны.
Ведущий: А кто это с вами?
Ребята: Это коза - дереза, на базаре куплена, пол бока луплена.
Колядники:
Тох тох таратох,
За ради роди горох
Жито, пшеницу, всякую пашницу,
Где коза ходит, там жито родит,
Где коза топ топ там жито сто коп.
Ведущий: Ой, что это с вашей козой стало, упала не встаёт?
Ребята: Щедрих, ведрик, дай вареник, ложечку кашки, а наверх - колбаски.
Чтоб не было мало дай кусочек сала.
/коза не встаёт, проводится игра "Пошла коза по лесу"/
Ребята: Нашей козе мало надо, три вершка овса, да кусочек сала.
Ведущий: Что ж сало и пирожков я вам дам. А знаете ли вы зимние приметы?
Дети: Знаем.
- Много снега - много хлеба.
- На Рождество день тёплый - будет хлеб густой.
- Зимой рано запели петухи - к теплу.
- Кошка клубком свернулась - на мороз.
- Холодная зима - жаркое лето.
Ведущий: Вот молодцы. Много примет знаете. Получайте ваше угощение.
Рождество, Рождество!
Белая пороша
Ты пришёл на Рождество
Праздник наш хороший.
1-й реб.:
С Днём Рожденья Тебя, Наш Спаситель Милый!
Ты явил нам себя, Ты даёшь нам силы.
2-й реб.:
У вертепа поём мы свои колядки,
Мы Тебя узнаём
Спи Господь наш сладко!
Ты спасенье принёс,
Райской жизни вечность.
Средь бесчисленных звёзд
Твоя загорелась.
/Исп. "Рождественская песенка", сл. и муз. П.Синявского/ <Приложение 5>
3. Заключительная часть.
Педагог: Наши посиделки заканчиваются. Молодцы, ребята, вы постарались, весело и с любовью пели Рождественские песни, колядки, читали стихи, побывали актёрами в "Сказке о ёлочке". Не забывайте дарить подарки - добрые дела нашему Спасителю, ведь доброе дело - великое счастье, это святое души торжество! И я надеюсь, что сегодняшний праздник на долгие годы оставит в душе каждого те благодатные впечатления, которые будут согревать и вдохновлять в трудные минуты жизни.
Пояснительная записка
Для того чтобы понять традиции, дух народа, необходимо знать истоки его культуры, дать возможность ознакомления с основами нашей национальной культуры - православием. Речь идёт о культурологической работе, а не о принудительном религиозном образовании.
Цель проведения и подготовки Рождественских мероприятий - духовно-нравственное воспитание граждан России через обретение культурного опыта, основанного на традициях православия. Культура, искусство, история нашей страны глубоко укоренены в духовно-нравственных основах православной веры.
Духовно-нравственное воспитание - это не передача интеллектуальных знаний, а возжигание души ребёнка. А это может происходить только от сердца к сердцу, как свеча может возгореться только от другой свечи.
Вот и подошло Рождество Христово! Готовы ли вы уважаемые воспитатели и учителя, к проведению праздника у себя в школе, внешкольном учреждении? Успели ли ваши дети склеить Вифлеемскую звезду, сделать рождественский вертеп, потрудиться над созданием ёлочных игрушек и рождественских подарков? Если "да", - то вас и ваших подопечных уже крепко объединила общая радость оживания праздника, общие праздничные дела, желание потрудиться, чтобы порадовать и утешить тех, кто увидит вашу рождественскую постановку, услышит песни и колядки, получит сделанную ребятами открытку или игрушку.
Праздник у дверей. Но надо постараться, чтобы во время празднования не оказался забытым подлинный смысл Рождества Христова. Очень уж способствуют этому забвению внешние обстоятельства: бойкая предпраздничная торговля, украшение магазины, улицы, множество подарков и развлечений. Многие дети могут испытать пресыщенность от удовольствий, а о Рождестве им будет напоминать лишь обилие шоколада и подарков. Ещё хуже, если, забыв тайну Божественного Младенца, мы позволим нашему капризному ребёнку стать царём праздника в семье.
Пристальное внимание нужно уделить в эти дни подросткам: привлечь их к помощи в организации ёлки, благотворительных дел. А ещё им нужен особый разговор о смысле праздника. Пусть это будет не пёстрый детский утренник, а задушевная беседа об очень серьёзном.
Методические рекомендации по подготовке праздника Рождества Христова
В последние годы праздник Рождества Христова стал в нашей стране праздником государственным, ему стараются придать всё более широкий социальный характер: в рождественские дни устраиваются благотворительные концерты и ёлки для детей, оказывается различная помощь малоимущим, престарелым, инвалидам. Это очень важно и замечательно, однако, приступаю к подготовке празднования Рождества Христова, каждому его организатору необходимо поразмыслить над поводом праздника, ещё раз прочесть Евангельское повествование о Рождестве Спасителя мира.
Основная и традиционная форма празднования Рождества Христова на Руси - детские крестные ходы с пением рождественских колядок, прославляющих Христа, поход в гости к соседям, педагогам, благотворителям с Вифлеемской звездой, рождественским вертепом, хоровым праздничным пением и чтением стихотворных рождественских приветствий. Это также могут быть общешкольные и общеклассные рождественские ёлки и вечера. Познакомьте детей с историей возникновения праздника Рождества Христова через беседы, чтение коротких рассказов и свой личный пример, побудите детей к делам милосердия, также начните заблаговременно репетиций праздничного концерта: разучите сценки, рождественские песни и стихи, - вся эта работа в руках умелого педагога превратиться в действенное нравственно-назидательное, познавательное, культурно-развивающее средство воспитания детей.
В праздник Рождества Христова будем свидетелями чудесного примирения между Небом и землёй, между Богом и людьми! И постараемся помнить, что главная тайна, которую открывает нам этот праздник, есть тайна Боговоплащения, вочеловечения: Бог стал человеком! Надо постараться и детей приблизить к этому пониманию смысла праздника Рождества Христова. Вместе с тем следует помнить, что любая выбранная форма проведения праздника всегда должна быть наполнена таким содержанием, которое побуждало бы детей к размышлению о себе, о смысле жизни, о месте и роли каждого в этой жизни, вызывало эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка, формировало интерес к основам православной культуры, православной литературе, способствовало желанию изменить свои поступки в лучшую сторону. Важно, чтобы разговор и Христе и Евангелии не был формальным. А для этого каждый ребёнок должен быть активным участником праздника.
Несколько слов по поводу праздничных подарков: надо постараться сделать так, чтобы в душах наших детей в рождественские дни господствовало не стремление получить как можно больше подарков, но желание доставить больше радости другим, учиться делиться, быть щедрыми и проявлять истинную христианскую любовь.
Хочется надеяться, что подготовка и проведения Рождественского праздника станет для педагогов и их воспитанников школой обретения и укрепления веры, взаимопонимания, любви и милосердия, а также на долгие годы оставит в душе каждого те благодатные впечатления, которые будут согревать и вдохновлять в трудные минуты жизни.
Литература.
1. Дорофеев В. "Душ возжигание". О Программе по духовно-нравственному воспитанию; 2007г. №1, с.31-43
2. Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси "Служение учителя - это особый подвиг" - Покров, 2010г. №2(470), с.16-17
3. Калюжная Т. Приготовление души... Подготовка к праздникам. Духовно-нравственное воспитание №2, 2010г., с.56-62
4. "Праздник Рождества Христова" сборник материалов для организации праздников - М.: издательство Московской Патриархии, 2000г.
5. Ященко К. и др. "Как подготовить праздник Рождества Христова" - М.: Еженедельник "Воскресная школа", 2001г.