Взаимодействие педагогов в образовательном пространстве ДОУ – одно из условий реализации задач разностороннего и глубокого развития личности воспитанников.
Творческие проекты – наиболее эффективная форма организации воспитательно-образовательной работы, при которой ребенок имеет возможность полноценного самовыражения рамках совместной деятельности с педагогами и родителями.
Одним из приоритетных направлений работы с детьми является воспитание у детей чувства гражданственности, патриотизма, привития у детей интереса к познанию исторического и культурного наследия России.
Образовательный проект “Мы, славяне” возник в связи с тем, что в процессе анализа социально-личностного развития детей было установлено, что в игровой и творческой деятельности дети уделяют незначительное внимание народной культуре, народным персонажам. Широко отражались персонажи американских мультфильмов, что говорило о необходимости более глубокого погружения детей в народное искусство, культуру.
В период подготовки к осенней ярмарке, с детьми проводилась работа по знакомству с традициями русского народа. Дети проявили большой интерес к народной культуре и выразили желание продолжать знакомство с народными традициями. Так возник проект “Мы славяне”.
Проект включил в себя три творческие работы: “Осеняя ярмарка”, “Славянские сказки”, “Двенадцать месяцев”.
Частью работы в проекте явилось творческое занятие “Как поставить сказку”.
Цель занятия: Развивать у детей способность к свободному творческому восприятию окружающего мира. Отражать свои впечатления и отношения к окружающему миру через творческую деятельность (музыкальная, театральная деятельность).
Задачи:
- Стимулировать развитие у детей познавательной активности.
- Развивать у детей слуховое внимание, воображение, ассоциативное мышление.
- Развивать у детей– способность к целепологанию, планированию деятельности.
- Учить детей задавать вопросы на интересующую их тему. Способствовать развитию связной образной речи, умение строить монолог и диалог на общую тему.
- Активизировать речь детей за счет образных слов и выражений.
- Способствовать развитию социальной активности ребенка, стремлению к коллективному творчеству.
Предварительная работа.
- Знакомство с русскими народными загадками, пословицами, поговорками, колыбельными, потешками. Заучивание и инсценировка русских народных потешек: “Медведь”, “Тит” “Пирог” .
- Беседы: “Моя любимая сказка”, “Авторская и народная сказки”.
- Чтение сказок славянских народов:
Словацкая “У солнышка в гостях” (инсценировка),
Украинские “Колосок”, “Овечка и волк”,
Черногорская “Жадность”,
Венгерская “Вишенка”,
Белорусская “Легкий хлеб”,
Болгарская “Воробей и лиса”,
Польская “Поспешишь – людей насмешишь”,
Словацкая “12 месяцев” (инсценировка отрывков).
Чешские “Гонза и скрипка”, “Златовласка”,
Анализ текста сказок с использованием мнемотаблиц и карт Прооппа. - Настолько печатные игры: “Герои Русских сказок”, “Мои любимые сказки”, “Настроение”, “Славянский быт”, “Славянская семья”.
- Создание выставок:
Выставка книг и иллюстраций славянских сказок,
Выставка “волшебные предметы” (изготовление дома с родителями),
Выставка куклы в национальных костюмах (славянских народов), изготовленных детьми с родителями. - Посещение мини-музея ДОУ по истории русского быта.
- Рисование, лепка, аппликация по мотивам славянских сказок.
- Игры-драматизации по мотивам славянских сказок.
Ход занятия
Разговор начинается в группе о прочитанных славянских сказках, где дети подводятся к идеи постановки сказки “Златовласка”
После некоторой беседы воспитатель говорит:
Воспитатель: А пойдёмте в музыкальный зал к Светлане Викторовне, и посоветуемся , как нам лучше это сделать.
(Входят в музыкальный зал свободно . Муз. рук. Встречает, проводит на середину зала.)
Воспитатель: Здравствуйте. Мы пришли за советом и за помощью и сейчас вам всё расскажет – Светлана Владимировна.
Муз. рук.: Очень хорошо . Ну раз вы пришли в музыкальный зал давайте поздороваемся как это у нас принято по – музыкальному.
Приветствие “С добрым утром”.
Воспитатель: – Мы знакомились со славянскими сказками. Все сказки очень понравились. Мы сделали кукол в красивых костюмах. Но – больше всего нам понравилась “Златовласка”. Мы хотим поставить эту сказку. А с чего нам начать?
Муз. рук.: Вы уже начали всё правильно: послушали сказку, попробовали представить в каких костюмах могут быть герои. А теперь давайте призовём на помощь музыку! Знаете ли вы как попасть в сказку? (Как мы могли бы попасть в сказку?).
Дети: Тихо.
Муз. рук.: Да, тихо, осторожно, но смело. ..Попробуем?
Хоровод “ Приходи сказка”.
Муз. рук.: Молодцы. А теперь настроим внимание и послушаем, что происходит вокруг. Садитесь. (На ковёр.)
Игра “Что слышно”.
(За ширмой воспитатель производит разные звуки.)
Муз. рук.: Что вы услышали? Дети: Треск, стук, шорох....
Муз. рук.: Да, всё правильно. А какие звуки нам нужны для сказки? Вспомните сказку, что можно показать звуком ?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, самое частое упоминание в сказке связано с морем?
Муз. рук.: – И рыбу торговка с моря принесла, и рыбаки на море рыбу делили, и перстень со дна моря Иржик доставал....
Воспитатель: Так мы же с вами умеем показывать звуки моря! Давайте назовём какие звуки бывают на море. (Шум волн, плеск воды, камушки, ракушки, чайки.) А теперь попробуем исполнить. Выбирайте морские предметы. (Стоя на ковре.)
Упражнение Звуки моря.
Муз. рук.: Молодцы. И чайки так хорошо кричали....А в сказке тоже есть птицы. Вы могли бы попеть как птицы? <Рисунок 3>
Поют как птицы.
Муз. рук.: А какие птицы больше всего кричали и ссорились в сказке? Дети: Воробьи.
Воспитатель: А помните, ребята вы учили песенку про воробьев? Давайте споём и покажем.
Песня “Воробьи”– (с движением).
Воспитатель: Со звуками природы мы справились, но нам нужны волшебные звуки! Мы же хотим сказку озвучить.
Муз. рук.: Хорошо. Помните, мы слушали волшебный танец П.И.Чайковского? У нас есть разные музыкальные инструменты. Попробуйте найти среди них инструменты с подходящим волшебным звуком и мы исполняем волшебный танец. <Рисунок 1>.
Рис. 1
Музыка танец “Феи Драже”–
Муз. рук.: _Молодцы. Вы исполнили и услышали волшебство. <Рисунок 2>.
Рис. 2
Воспитатель: А теперь нам бы хотелось посмотреть на волшебство...
Муз. рук.: А давайте сами побудем волшебниками! Скажем волшебные слова и пусть волшебство свершиться!
Крибле, крабле, бум-с! (Разбирайте сосуды с прозрачной водой. Несколько движений рук и вода цветная.)
Фокус по окрашиванию воды. <Рисунок 4>.
Рис. 3
Рис. 4
Воспитатель: – Вот это да! Но ведь колдовать можно не только волшебными словами, а еще и волшебной палочкой....
Муз. рук.: Тогда я возьму волшебную палочку и дотронусь до некоторых ребят и они споют волшебную песенку.
Песня “Яркая звёздочка”.
Муз. рук.: Ну вот звуком владеть вы уже умеете.
Воспитатель: – Но мы ещё не знаем, как нам показать героев сказки...
Муз. рук.: А помните вы показывали героев из разных сказок? А теперь покажите из одной. Пусть каждый выберет, кого хочет.
“В гости сказки к нам пришли” (хоровод).
Воспитатель: Интересные герои, но они молчаливые. Надо бы научиться выразительно говорить. Но мы ещё и слов не знаем. А, давайте попробуем, выразительность слова на рус. нар. потешках. Помните, как вы весело их рассказывали,
“Смешные диалоги”.
Рис. 5
Муз. рук.: Вы умеете, и слушать, и петь, и говорить. А теперь нужно
поучиться действовать дружно, сообща, знать место в помещении или на сцене и не
растеряться.
Воспитатель: А мы умеем всё это делать. Помните, как у нас ветерок летал и находил своё место.
Песня упражнение “ Прилетел ветерок”.
Рис. 6
Муз. рук.: – Вы молодцы, вы всё умеете сами, я думаю у вас всё получиться. И у вас уже есть опыт. Какую славянскую сказку вы ставили?
Дети: 12 месяцев
Муз. рук.: Поиграем?
Дети: Да!
Муз. рук.: А в какое время года происходит действие?
Дети: Зимой.
Муз. рук.: Кто может показать метель, льдинки, снежинки? Девочки покажут, а мальчики подготовятся к сказке. <Рисунок 6>.
Танец “ Метель”.
Фрагмент сказки. “12 месяцев” <Рисунок 7>.
Рис. 7
Танец “Подснежники”.
Воспитатель: Посмотрите ребята , в сказке девочка за своё трудолюбие и доброту получила в награду корзину подснежников и приобрела много друзей. Вы сегодня тоже много трудились и научились ставить сказку.
Муз. рук.: С каким настроением мы закончили сказку?
Муз. рук.: – Давайте мы поедем из сказки весело , на саночках.
“Сами саночки бегут”.
Муз. рук.: – Я помогла вам? Теперь вы уже точно поставите сказку.
Желаю вам успехов.
Список используемой литературы.
- М. Ханин “Как научится красиво и правильно говорить”.
- А.Е. Антипина “Театрализованная деятельность в детском саду”.
- Т.М. Власова “Фонетическая ритмика”.
- Л.Б. Фесюкова “Воспитание сказкой”.
- О. Асписовой (перевод с немецкого) “Игры для детей”.
- А.Г. Гогоберидзе “Детство с музыкой”.
- Е.И. Якубовская “Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях”.
- О.А. Куревина “Путешествие в прекрасное”.
- Т.Н. Девятова “Звук – волшебник”.
- И.Агапова “ Развивающие музыкальные игры”.
- Е.Н. Котышева “Музыкальная коррекция детей”.
- О.П. Радынова “Музыкальные шедевры”.