Реализация задач этнокультурного воспитания через творческо-образовательные проекты

Разделы: Работа с дошкольниками


Взаимодействие педагогов в образовательном пространстве ДОУ – одно из условий реализации задач разностороннего и глубокого развития личности воспитанников.

Творческие проекты – наиболее эффективная форма организации воспитательно-образовательной работы, при которой ребенок имеет возможность полноценного самовыражения рамках совместной деятельности с педагогами и родителями.

Одним из приоритетных направлений работы с детьми является воспитание у детей чувства гражданственности, патриотизма, привития у детей интереса к познанию исторического и культурного наследия России.

Образовательный проект “Мы, славяне” возник в связи с тем, что в процессе анализа социально-личностного развития детей было установлено, что в игровой и творческой деятельности дети уделяют незначительное внимание народной культуре, народным персонажам. Широко отражались персонажи американских мультфильмов, что говорило о необходимости более глубокого погружения детей в народное искусство, культуру.

В период подготовки к осенней ярмарке, с детьми проводилась работа по знакомству с традициями русского народа. Дети проявили большой интерес к народной культуре и выразили желание продолжать знакомство с народными традициями. Так возник проект “Мы славяне”.

Проект включил в себя три творческие работы: “Осеняя ярмарка”, “Славянские сказки”, “Двенадцать месяцев”.

Частью работы в проекте явилось творческое занятие “Как поставить сказку”.

Цель занятия: Развивать у детей способность к свободному творческому восприятию окружающего мира. Отражать свои впечатления и отношения к окружающему миру через творческую деятельность (музыкальная, театральная деятельность).

Задачи:

  1. Стимулировать развитие у детей познавательной активности.
  2. Развивать у детей слуховое внимание, воображение, ассоциативное мышление.
  3. Развивать у детей– способность к целепологанию, планированию деятельности.
  4. Учить детей задавать вопросы на интересующую их тему. Способствовать развитию связной образной речи, умение строить монолог и диалог на общую тему.
  5. Активизировать речь детей за счет образных слов и выражений.
  6. Способствовать развитию социальной активности ребенка, стремлению к коллективному творчеству.

Предварительная работа.

  1. Знакомство с русскими народными загадками, пословицами, поговорками, колыбельными, потешками. Заучивание и инсценировка русских народных потешек: “Медведь”, “Тит” “Пирог” .
  2. Беседы: “Моя любимая сказка”, “Авторская и народная сказки”.
  3. Чтение сказок славянских народов:
    Словацкая “У солнышка в гостях” (инсценировка),
    Украинские “Колосок”, “Овечка и волк”,
    Черногорская “Жадность”,
    Венгерская “Вишенка”,
    Белорусская “Легкий хлеб”,
    Болгарская “Воробей и лиса”,
    Польская “Поспешишь – людей насмешишь”,
    Словацкая “12 месяцев” (инсценировка отрывков).
    Чешские “Гонза и скрипка”, “Златовласка”,
    Анализ текста сказок с использованием мнемотаблиц и карт Прооппа.
  4. Настолько печатные игры: “Герои Русских сказок”, “Мои любимые сказки”, “Настроение”, “Славянский быт”, “Славянская семья”.
  5. Создание выставок:
    Выставка книг и иллюстраций славянских сказок,
    Выставка “волшебные предметы” (изготовление дома с родителями),
    Выставка куклы в национальных костюмах (славянских народов), изготовленных детьми с родителями.
  6. Посещение мини-музея ДОУ по истории русского быта.
  7. Рисование, лепка, аппликация по мотивам славянских сказок.
  8. Игры-драматизации по мотивам славянских сказок.

Ход занятия

Разговор начинается в группе о прочитанных славянских сказках, где дети подводятся к идеи постановки сказки “Златовласка”

После некоторой беседы воспитатель говорит:

Воспитатель: А пойдёмте в музыкальный зал к Светлане Викторовне, и посоветуемся , как нам лучше это сделать.

(Входят в музыкальный зал свободно . Муз. рук. Встречает, проводит на середину зала.)

Воспитатель: Здравствуйте. Мы пришли за советом и за помощью и сейчас вам всё расскажет – Светлана Владимировна.

Муз. рук.: Очень хорошо . Ну раз вы пришли в музыкальный зал давайте поздороваемся как это у нас принято по – музыкальному.

Приветствие “С добрым утром”.

Воспитатель: – Мы знакомились со славянскими сказками. Все сказки очень понравились. Мы сделали кукол в красивых костюмах. Но – больше всего нам понравилась “Златовласка”. Мы хотим поставить эту сказку. А с чего нам начать?

Муз. рук.: Вы уже начали всё правильно: послушали сказку, попробовали представить в каких костюмах могут быть герои. А теперь давайте призовём на помощь музыку! Знаете ли вы как попасть в сказку? (Как мы могли бы попасть в сказку?).

Дети: Тихо.

Муз. рук.: Да, тихо, осторожно, но смело. ..Попробуем?

Хоровод “ Приходи сказка”.

Муз. рук.: Молодцы. А теперь настроим внимание и послушаем, что происходит вокруг. Садитесь. (На ковёр.)

Игра “Что слышно”.

(За ширмой воспитатель производит разные звуки.)

Муз. рук.: Что вы услышали? Дети: Треск, стук, шорох....

Муз. рук.: Да, всё правильно. А какие звуки нам нужны для сказки? Вспомните сказку, что можно показать звуком ?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, самое частое упоминание в сказке связано с морем?

Муз. рук.: – И рыбу торговка с моря принесла, и рыбаки на море рыбу делили, и перстень со дна моря Иржик доставал....

Воспитатель: Так мы же с вами умеем показывать звуки моря! Давайте назовём какие звуки бывают на море. (Шум волн, плеск воды, камушки, ракушки, чайки.) А теперь попробуем исполнить. Выбирайте морские предметы. (Стоя на ковре.)

Упражнение Звуки моря.

Муз. рук.: Молодцы. И чайки так хорошо кричали....А в сказке тоже есть птицы. Вы могли бы попеть как птицы? <Рисунок 3>

Поют как птицы.

Муз. рук.: А какие птицы больше всего кричали и ссорились в сказке? Дети: Воробьи.

Воспитатель: А помните, ребята вы учили песенку про воробьев? Давайте споём и покажем.

Песня “Воробьи”– (с движением).

Воспитатель: Со звуками природы мы справились, но нам нужны волшебные звуки! Мы же хотим сказку озвучить.

Муз. рук.: Хорошо. Помните, мы слушали волшебный танец П.И.Чайковского? У нас есть разные музыкальные инструменты. Попробуйте найти среди них инструменты с подходящим волшебным звуком и мы исполняем волшебный танец. <Рисунок 1>.


Рис. 1

Музыка танец “Феи Драже”–

Муз. рук.: _Молодцы. Вы исполнили и услышали волшебство. <Рисунок 2>.


Рис. 2

Воспитатель: А теперь нам бы хотелось посмотреть на волшебство...

Муз. рук.: А давайте сами побудем волшебниками! Скажем волшебные слова и пусть волшебство свершиться!

Крибле, крабле, бум-с! (Разбирайте сосуды с прозрачной водой. Несколько движений рук и вода цветная.)

Фокус по окрашиванию воды. <Рисунок 4>.


Рис. 3


Рис. 4

Воспитатель: – Вот это да! Но ведь колдовать можно не только волшебными словами, а еще и волшебной палочкой....

Муз. рук.: Тогда я возьму волшебную палочку и дотронусь до некоторых ребят и они споют волшебную песенку.

Песня “Яркая звёздочка”.

Муз. рук.: Ну вот звуком владеть вы уже умеете.

Воспитатель: – Но мы ещё не знаем, как нам показать героев сказки...

Муз. рук.: А помните вы показывали героев из разных сказок? А теперь покажите из одной. Пусть каждый выберет, кого хочет.

“В гости сказки к нам пришли” (хоровод).

Воспитатель: Интересные герои, но они молчаливые. Надо бы научиться выразительно говорить. Но мы ещё и слов не знаем. А, давайте попробуем, выразительность слова на рус. нар. потешках. Помните, как вы весело их рассказывали,

“Смешные диалоги”.


Рис. 5
Муз. рук.: Вы умеете, и слушать, и петь, и говорить. А теперь нужно поучиться действовать дружно, сообща, знать место в помещении или на сцене и не растеряться.

Воспитатель: А мы умеем всё это делать. Помните, как у нас ветерок летал и находил своё место.

Песня упражнение “ Прилетел ветерок”.


Рис. 6

Муз. рук.: – Вы молодцы, вы всё умеете сами, я думаю у вас всё получиться. И у вас уже есть опыт. Какую славянскую сказку вы ставили?

Дети: 12 месяцев

Муз. рук.: Поиграем?

Дети: Да!

Муз. рук.: А в какое время года происходит действие?

Дети: Зимой.

Муз. рук.: Кто может показать метель, льдинки, снежинки? Девочки покажут, а мальчики подготовятся к сказке. <Рисунок 6>.

Танец “ Метель”.

Фрагмент сказки. “12 месяцев” <Рисунок 7>.


Рис. 7

Танец “Подснежники”.

Воспитатель: Посмотрите ребята , в сказке девочка за своё трудолюбие и доброту получила в награду корзину подснежников и приобрела много друзей. Вы сегодня тоже много трудились и научились ставить сказку.

Муз. рук.: С каким настроением мы закончили сказку?

Муз. рук.: – Давайте мы поедем из сказки весело , на саночках.

“Сами саночки бегут”.

Муз. рук.: – Я помогла вам? Теперь вы уже точно поставите сказку.

Желаю вам успехов.

Список используемой литературы.

  1. М. Ханин “Как научится красиво и правильно говорить”.
  2. А.Е. Антипина “Театрализованная деятельность в детском саду”.
  3. Т.М. Власова “Фонетическая ритмика”.
  4. Л.Б. Фесюкова “Воспитание сказкой”.
  5. О. Асписовой (перевод с немецкого) “Игры для детей”.
  6. А.Г. Гогоберидзе “Детство с музыкой”.
  7. Е.И. Якубовская “Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях”.
  8. О.А. Куревина “Путешествие в прекрасное”.
  9. Т.Н. Девятова “Звук – волшебник”.
  10. И.Агапова “ Развивающие музыкальные игры”.
  11. Е.Н. Котышева “Музыкальная коррекция детей”.
  12. О.П. Радынова “Музыкальные шедевры”.