Родительское собрание "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Цель:

  • Определить перспективы работы родительского коллектива класса на год;
  • Избрать родительский комитет класса;
  • Познакомить с психофизиологическими особенностями детей 3-го класса.

Форма: деловая игра.

Участники: родители класса, классный руководитель.

Подготовительный этап: классному руководителю необходимо подготовить к первому в году родительскому собранию персональные приглашения для родителей с текстом примерно такого содержания:

Уважаемые (имя, отчество родителей)
Приглашаем вас принять участие в родительском собрании на тему:
“Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!”, которое состоится
10 сентября в 19 часов в учебном кабинете нашего класса.
Нам очень важно знать мнение по обсуждаемому вопросу.
С уважением
классный руководитель Елена Анатольевна
и члены родительского комитета

Оборудование, оформление:

Игра проводится в подготовленном помещении. Для каждой игровой группы оборудуется игровое место (стол, стулья, бумага, ручки). Столы располагаются по кругу, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга. На доске “Дерево успеха”.

Ход собрания

Вступительное слово учителя о целях собрания.

Уважаемые, родители! Сегодня я приготовила для вас сюрприз – собрание в форме деловой игры. В ходе собрания мы должны определить перспективы работы родительского коллектива на учебный год. Прошу вас активно поучаствовать в этой игре. Разделитесь на группы по 3–4 человека.

1-й этап: “Разминка”.

Продолжите начало следующей фразы: “Младший школьник – это…”

Каждая группа подбирает ответы, ведущий фиксирует их на доске. В результате коллективного творчества получается собирательный образ младшего школьника. Вот какая фраза получилась у нас:

(“Младший школьник – это ребёнок, индивид, личность, фантазер, выдумщик, ученик …)

Беседа “Ребенок – третьеклассник”.

Классный руководитель знакомит родителей с психофизиологическими особенностями детей 3-го класса.

2-й этап: “Корзина проблем”.

Каждая группа родителей определяет круг проблем воспитания, которые они хотели бы обсудить в предстоящем учебном году (во время работы групп звучит легкая музыка).

На основе этих предложений составляется план родительских собраний и родительских лекториев.

3-й этап: Заполнение “дерева успеха”.

“Дерево успеха” – этот своеобразный перечень совместных дел родителей и детей в предстоящем году.

Каждый член группы заполняет свои предложения на “листочках” и прикрепляет к “дереву”. В результате совместной деятельности родителей, учителя формируются предложения в общеклассный план воспитательной работы.

4-й этап: Выборы родительского актива, решение организационных вопросов.

В заключение собрания я хочу предложить вам памятку, которая поможет в воспитании детей.

Советы родителям: “Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали”.

1. Обещание больше не любить.

“Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить”.

Мнение родителей: Почему дети так частот спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло. Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует, в таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: “Теперь мамочка больше не будет тебя любить”. Как часто многие из нас произносят эту фразу!

Мнение психологов: Обещание больше не любить своего малыша – одно из сильнейших средств воспитания. Однако эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка – малыш будет воспринимать вас как людей лживых. Намного лучше сказать так: “Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю”.

2. Безразличие.

Мнение родителей: Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то малышу, нервничать? Ребенок должен сам научиться решать свои проблемы. И вообще ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. А нас оставит в покое.

Мнение психологов: Никогда не надо показывать малышу, что вам все равно, чем он занимается. Кроха, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно “настоящее”. И, скорее всего, проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступком критика или нет. Словом, замкнутый круг. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком доверительные отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно сказать, например, так: “Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета”.

3. Слишком много строгости.

“Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная”.

Мнение родителей: Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Дискуссии здесь не допустимы. Неважно, сколько лет ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Мнение психологов: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и “плевать” на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: “Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем”.

4. Детей надо баловать.

“Пожалуй, я сделаю это сам. Моему малышу это пока не по силам”.

Мнение родителей: Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать все самое лучшее. Детство – такая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Нравоучения, неудачи, неудовлетворенность – в наших силах избавить малышей от всех трудностей и неприятностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Мнение психологов: Избалованным детям тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Поверьте, когда родители убирают буквально каждый камешек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. “Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу”, – вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

5. Навязанная роль.

“Мой ребенок – мой лучший друг”.

Мнение родителей: Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый.

Мнение психологов: Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками, но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

6. Больше денег – лучше воспитание.

Мнение родителей: Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Мнение психологов: Любовь не купить за деньги – звучит довольно банально, но это так. Частот бывает, что в семьях с высоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок не в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для малыша намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый – самый.

7. Наполеоновские планы.

“Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему упустить свой шанс”.

Мнение родителей: Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться играть на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам – дать малышам самое лучшее образование. Неважно, если малышам этого не очень – то хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Мнение психологов: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока малыш еще маленький и слушается взрослых, но затем… желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

8. Слишком много ласки.

“Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка”.

Мнение родителей: Приласкать младшую сестренку? Какая ерунда? Поцеловать маму? Пообниматься с папой? Да на это нет времени. Многие взрослые считают, что ласки в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев – есть более нужные и серьезные вещи.

Мнение психологов: Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Но помните, желание приласкаться должно все-таки в большинстве случаев исходить от самого ребенка. Не навязывайте детям свою любовь активно – это может оттолкнуть их.

9. Ваше настроение.

“Можно или нет? Это зависит от настроения”.

Мнение родителей: Неприятности на работе, плохие отношения в семье? Как часто взрослые “выпускают пар” на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку и все будет в порядке.

Мнение психологов: Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное – какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: “Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое, – постарайся быть ко мне снисходительным”,

10. Слишком мало времени для воспитания ребенка.

“К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя”.

Мнение родителей: Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минуту стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними.

Мнение психологов: Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кровати ребенка, поговорить с ним, расскажите ему сказку или почитайте книжку. Ребенку это необходимо.

Памятка № 2. Родителям о детях.

  • Детей учит то, что их окружает.
  • Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
  • Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
  • Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
  • Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
  • Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
  • Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

В подготовке к родительскому собранию была использована литература:

  1. Алоева М.А. Родительские собрания в 3–4 классах – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005.
  2. Воспитание школьников. 2001. №2, 5, 8.
  3. Материалы газеты “Школьный психолог” 2002, 2004 год.