2-й класс.
Цели: воспитание патриотизма, уважительного отношения к историческому наследию родного края.
Задачи:
- Расширение знания детей об истории нашей страны;
- Воспитание уважения к прошлому своего народа;
- Развитие интереса по изучению истории своего края;
- Показать разрушительные последствия войны;
- Развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной речи, выразительного чтения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиозаписи с песнями военных лет, выставка рисунков детей о войне.
Подготовительная работа: конкурс рисунков детей на темы “Что я знаю о войне”, сочинение “Моя семья в годы войны”, создание презентации, встреча с ветеранами.
Ход мероприятия
Группа детей выходит на сцену и рассаживаются.
Ведущий:
Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,
Ренат пел, Саяф молчал, а Артур ногой качал.
Дело было вечером, делать было нечего.
Галка села на заборе, кот забрался на чердак,
Тут сказал ребятам Саяф просто так:
Был вчера в библиотеке, видел книгу там одну,
В ней рассказы о героях в Великую Отечественную войну.
Нужно книгу прочитать и всем ребятам рассказать!
Под запись песни “Если завтра война” (сл. В. Лебедева – Кумача, муз. Покрасс) на сцену выходят дети.
Ведущий: Страница первая “Война”.
Чтец:
Июнь… Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Мама и дочка:
– Снова дралась во дворе?
– Ага!
Мама, но я не плакала!
Вырасту, выучусь на моряка,
Я уже в ванне плавала!
– Боже! Не девочка, а беда,
Сил моих больше нету…
– Мама, а вырасту я когда?
– Вырастешь, ешь котлету…
– Мама, купим живого коня?
– Коня? Да что ж это делается?!
– Мама, а в летчики примут меня?
– Примут, куда они денутся?!
Ты ведь из каждого, сатана,
Душу сумеешь вытрясти.
– Мама, а правда, что будет война
И я не успею вырасти?
Чтец:
Такое все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось…
Звучат взрывы, выстрелы, вой самолетов, голос Левитана о начале войны.
Ведущий: Так, на рассвете 22 июня 1941 года тишина ясного неба была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровская Германия, вероломно напав на нашу Родину, приступила к осуществлению своей чудовищной цели: уничтожить Советское государство, истребить миллионы людей, поработить народы. Фашисты превратили в руины наши города и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях создавались лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы. Производились зверские расправы над людьми.
Под запись песни “Священная война” (сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А. Александрова) на сцену выходят другие дети.
Ведущий: Страница вторая “Дети войны”.
– В это тяжёлое время, все, от мала до велика, встали на защиту своей Родины.
Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.
Тяжелые испытания принесла война детям. В тылу и на фронтах войны бессмертный
героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради
победы.
– Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны?
– Что поняли, увидели, запомнили дети военной поры?
– Многое. Об этом смогут рассказать они сами. (Презентация “Дети на войне”.)
Чтец: Никитина Анна Степановна.
Страшное слово “война” нас, подростков-учащихся Старо-Красноборской восьмилетней школы, застало в колхозном поле. Уже вечером этого дня мы провожали мужчин в Мензелинский райвоенкомат. И так ежедневно партия за партией уходила на фронт рабочая сила, которая так нужна в колхозе. Остались в селе женщины, старики и дети.
В полях и лугах читали фронтовые письма, похоронки. Радовались победам бойцов Советской Армии, оплакивали погибших мужей, братьев. Наш труд на полях – это доля Победы, которую мы ждали.
Чтец: Иродова Елизавета Васильевна.
В феврале 1943, когда мне было 14 лет, я пошла работать на машиностроительный военный завод, который был награжден 4 раза орденом “Ленина”. Я проработала там до окончания войны. Была награждена за доблестный труд в годы войны 1941–1945 год. Радует, что и мой труд приблизил Победу!
Чтец: Галятов Фалях Камалтдынович.
Когда началась Великая Отечественная война, мне было 15 лет. В мае 1943 года направили на Белорусский фронт. 28 июля 1943 года утром во время военных действий был ранен осколком минометного снаряда. Остался один в степи одной из деревень Витебской области под названием Бобровка. 30 июля меня отыскали замполит и 4 солдата, отвезли в санчасть. В санчасти врачи сделали операцию. Вначале отправили в Смоленск, затем отправили в город Ржевск Тверской области. Через полгода был демобилизован.
Был удостоен звания “Ударник труда”, получил медаль “За трудовую доблесть”, “Ветеран труда”, Орден “За отвагу”, орден Великой Отечественной войны.
Чтец: Рыжкова Клавдия Андреевна.
Когда я закончила 9 класс началась Великая Отечественная война. В нашей семье было 7 детей – я самая старшая. В 1941 году отца мобилизовали в Армию, он прослужил только до 22 апреля 1942. Мне пришлось бросить учебу и устроиться на работу. Ох, и трудно приходилось! Но тогда все работали под лозунгом: “Все для фронта, все для Победы над фашизмом!”. Долго семье помогать не пришлось – в июле 1943 года меня призвали на действительную службу. Прошла учебу, приняла присягу. Просилась на фронт, очень хотелось отомстить за смерть отца и наших отважных воинов. Приняли меня в войска НКВД по охране особо важных предприятий промышленности. За отличную боевую и политическую подготовку, за несение службы мне было присвоено воинское звание – ефрейтор.
Демобилизовалась я в ноябре 1945 года. После демобилизации отдыхать не пришлось, сразу пошла работать. Я всю жизнь занималась общественной деятельностью, патриотической работой, пела в хоре. И сейчас вхожу в состав Совета ветеранов.
Кротова Лидия Серафимовна (несовершеннолетний узник) интервью с ней на видео.
Ведущий:
Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – и пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы…
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны – боль отчаянна,
И сколько надо им минут молчания!
Звучит “Песня о пионерах-героях” (из кантаты “Красные следопыты) (сл. С.Гребенникова и Н.Добронравова, муз. А.Пахмутовой).
Ведущий: Страница третья – “Набережные Челны в годы войны”.
1-й Чтец: Более 2-х тысяч челнинцев 22 июня 1941 г. собрались на улице Центральной, где находился военкомат и штаб. Мужчины – добровольцы формировались в команды и отправлялись на фронт. Значительная часть призывников города и района была направлена в состав формировавшихся на территории Татарстана соединений 18, 146, 120, 334, 352 стрелковых дивизий, 91 танковой бригады.
2-й Чтец: 50 комсомольцев – лучших лыжников – спортсменов, в их числе Н. Железнов, Н. Панков, К. Коньев, И. Кулаков и др. были отправлены в Москву и на Карельский фронт в составе отдельной 1 лыжной бригады.
3-й Чтец: Специальные наборы проводились в Челнах и среди девушек. По свидетельству Е.Г. Забродиной, более 60 девушек окончили 6– месячные курсы медсестер без отрыва от производства. 14 медицинских сестер ушли на фронт, в том числе Гараева, Шабалина, Якупова и др. Остальные оказывали помощь больным в Тарловском военном госпитале.
4-й Чтец: В годы войны население города Набережные Челны увеличилось с 9 до 13 тысяч, из них детей было 3, 5 тысячи. Сюда прибывали эвакуированные из Москвы, Ленинграда, Тулы, Минска, Могилева и других городов Союза. Город принял 4 детских дома.
1-й Чтец: В период Великой Отечественной войны на территории Татарского Прикамья действовали несколько госпиталей. Один из них принял раненных уже 21 ноября 1941г. Это был эвакогоспиталь № 4089, размещенный в помещении Тарловского санатория недалеко от Елабуги. Всего за годы войны госпиталь принял 9 тысяч 981 человека. Сегодня здесь расположен мемориал, с фамилиями захороненных бойцов.
Сценка “ В госпитале”.
Нянечка: “Господи! До чего же артисты маленькие”. Что в программе?
– В программе – чтение, танцы и частушки.
Ребенок: “Объявляю начало концерта! Танец “Яблочко”. (Дети танцуют.)
– Частушки! (Дети поют частушки.)
* Злобный враг войну затеял,
Мы его не пощадим.
И на море, и на суше
Разобьем и разгромим.
*Наши танки в бой несутся,
Содрогается земля.
Пусть не зарятся фашисты
На колхозные поля.
*Мать сыночка провожала
И такой наказ дала:
“Береги страну родную,
Как тебя я берегла”.
*Моросят дожди косые
На Берлинском на пути.
Лучше матушки – России
В мире края не найти.
*Мы поем…
Вдруг голос раздается: “Погодите, постойте. Умер майор…”
Ведущий: Вот и все о концерте в госпитале в том трудном году.
2-й Чтец: Из 14 тысяч бойцов ушедших на фронт из Челнинского кантона
домой вернулось только 6 тысяч. Звание Героя Советского Союза было присвоено
четырем уроженцам города Набережные Челны –
Кайманов Никита Фадеевич,
Маннанов Ильдар Маннанович,
Кошаев Николай Михайлович,
Якупов Николай Якупович.
Ведущий: В наших сердцах с огромной силой стучат более 20 миллионов жизней погибших. Помните о них!
Минута молчания. (Стук метронома.)
Под запись песни “Соловьи” (сл. А. Фатьянова, муз. В. Соловьева – Седого) дети уходят со сцены.
Ведущий: Страница четвертая – “Моя семья в годы войны”.
Дети рассказывают о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны.
Мусина Эльза рассказывает о своем прадедушке Зиннате Хасанове.
Ведущий: Страница пятая “Победа”. (Звучит песня “День Победы” сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова) Под музыку все уходят.
Ведущий:
Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,
Ренат пел, Саяф молчал, а Артур ногой качал.
Дело было вечером, делать было нечего.
Галка села на заборе, кот забрался на чердак,
Тут сказал ребятам Саяф просто так:
“ Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб весной ручьи звенели,
Чтоб солнце землю грело, чтоб березка зеленела.
Чтоб у всех мечты сбывались, чтобы все вокруг смеялись,
Чтобы детям снились сны, чтобы не было войны!”