Задачи:
- формирование здорового образа жизни посредством правильного питания;
- пополнить знания о правильном и здоровом питании;
- развивать умения и навыки, способствующие здоровому образу жизни; - знать продукты, содержащие углеводы, белки, жиры;
- оценивать пользу углеводов, белков, жиров и витаминов для организма человека;
- уметь обобщать изученный материал;
- развивать творческое воображение; воспитывать культуру питания и сохранности здоровья.
Методы и приемы: презентации учителя и детей, эвристическая беседа, упражнения, опыты, пересказ, исследование, наблюдение.
Дидактический материал: учебник, иллюстрации, предметные картинки, видео проектор.
Словарь: углеводы, жиры, белки, витамины, сбалансированное питание.
Эпиграф: “Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты”
Ход урока
1. Сообщение темы урока: “Умеем ли мы правильно питаться?”
Учитель: Зачем человек ест?
Дети: Без пищи человек не может жить, расти, двигаться, поддерживать тепло организма и бороться с болезнями.
Учитель: А вы знаете, сколько съедает каждый человек за свою жизнь?
Дети: Не знаем.
Учитель: Приблизительно 50 тонн - целый товарный вагон.
http://www.modelena.ru/tiporazmer_HO/podvignoy_sostav/06_04_08_vagon_tovarn_roco.html
Учитель показывает рисунок товарного вагона.
2. Организационный момент
(Смотри презентацию. Фрагмент: “Собери пословицу” Слайд № 3. Презентация)
Много снега - много хлеба.
Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
Хлеб на стол - и стол престол.
Хлеб - всему голова.
Все приедается, а хлеб - нет.
Снег на полях - хлеб в закромах.
Есть хлеб - будет и песня.
Хлеб - это жизнь.
Кашу маслом не испортишь.
Щи да каша - пища наша.
Сценка
В класс забегают Карлсон и Булочка.
Карлсон: Здравствуйте, друзья! Я только что из больницы. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимоном, чипсы, варенье, пепси-кола. Это моя любимая еда.
Учитель: Как вы думаете, на пользу пойдет такой набор продуктов? Почему?
Карлсон: Ел я все это, ел, но у меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звездочки. Все тело вялое, наверное, я мало каши ел!
Булочка: Ты ее совсем не ел!
Карлсон: Но она такая не вкусная!
Булочка: Её можно сделать вкусной!
Карлсон: Я слышал, что кашу маслом не испортишь.
Булочка: В кашу можно добавлять не только масло. Но и фрукты, ягоды. И получается очень вкусно. (Дети готовили по группам презентации. Одна из них: “Я выбираю кашу”)
Замечание: учитель использует свою презентацию в случае, если дети не справились с заданием.
Показ слайдов № 5-10
Карлсон: Надо попробовать. Пойдем, Булочка. Поедим кашки!!!
Уходят.
Остальные ученики выполняют графический диктант.
Отвечают: “Да - нет”
Графический диктант
- У взрослого человека 32 зуба.
- К старости у человека появляются молочные зубы.
- Зубной врач-стоматолог.
- Зубы у человека появляются при рождении.
- Чистить зубы надо 2 раза в день.
- Передние зубы называются резцами.
- Зубы не боятся микробов.
Самопроверка по образцу: да, нет, да, нет, да, нет, нет.
4. Постановка УЗ (проблемная ситуация) Правильное питание: слайды № 11-17
Учитель: Я открываю слова, написанные на доске, а вы напишите их в 3 столбика, разделив на группы (как вы сами считаете нужным): хлеб, картофель, геркулес, гречка, мясо, яйцо, молоко, творог, рыба, растительное масло, торт, сливочное масло, сметана, шоколадные конфеты, морковь, яблоко, шиповник, апельсин.
Проверка.
Учитель: По какому признаку и на какие группы можно разделить эти продукты?
Дети:
Первый способ
В первую группу входят продукты растительного происхождения: хлеб, картофель, геркулес, гречка, растительное масло, шоколад. Морковь. Шиповник, апельсин.
Во вторую группу входят продукты животного происхождения: Мясо. Яйцо, творог, молоко, рыба, сливочное масло, сметана.
В третью группу входят полезные продукты, смешанного типа: торт, шоколадные конфеты.
Второй способ
В первую группу входят полезные продукты, которые можно есть каждый день или как можно чаще: морковь, яблоко, шиповник, апельсин.
Во вторую группу – продукты, которые можно есть каждый день, но, не переедая: хлеб, картофель, геркулес, гречка, мясо, яйцо, молоко, творог, рыба, растительное масло сливочное масло, сметана.
В третью группу – продукты, которые нужно есть в небольших, ограниченных количествах: торт, шоколадные конфеты.
Учитель: Цель сегодняшнего урока разделить эти продукты на группы более грамотно. Это будет третий способ.
5. Знакомство с новым материалом
Словарь: /можно использовать справочный материал: энциклопедии и словари/
углеводы, белки, жиры, витамины, минералы, сбалансированное питание.
6. Практическая работа
Учитель: В продуктах питания обычно преобладает одно какое- либо вещество: жиры, белки, углеводы. Так. В молоке больше белка - значит оно относится к белковой пище. Таким образом, можно разделить все продукты. Проделаем это коллективно. Попробуйте разделиться на группы (Четыре группы).
7. Работа в группах
- Сейчас вы будете работать в группах. Ваша задача изучить новый материал и подготовить ответ по алгоритму.
План
1. Назовите питательное вещество.
2. Какую пользу приносит организму?
3. В каких продуктах оно содержится?
4. Что случится с организмом, если этого вещества будет в недостатке?
Ответы:
Группа 1
Белок – это строительный материал для клеток. Нужно, чтобы вы росли, развивались, чтобы были работоспособными, не поддавались болезням, могли им сопротивляться.
Чтобы вырасти ты мог,
В пище должен быть белок,
Он в яйце, конечно, есть,
В твороге его не счесть.
В молоке и в мясе тоже
Есть он, и тебе расти поможет!
Группа 2
Углеводы – топливо для клеток, как бензин для машины, основной источник энергии для подвижных игр, бега. Физической и умственной работы.
Все – все крупы -
Удивительная группа-
Нам в тепло и непогоду
Поставляют углеводы,
Нам клетчатку посылают,
И энергией питают.
Группа 3
Жиры – продовольственные и топливные склады (склад еды, топлива, одежды), прежде всего строительный материал для мозга и нервной системы.
Жир, что в пище мы едим,
Очень нам необходим:
Сохранит температуру,
Повлияет на фигуру,
Защитит от холодов,
Шубой нам служить готов.
- Давайте снова все слова с доски разделим на 3 группы. (Заполняется таблица на доске)
Жиры | Белки | Углеводы |
растительное | молоко | гречка |
масло | мясо | хлеб |
сливочное | творог | шиповник |
масло | рыба | морковь |
торт | яйца | картофель |
сметана | яблоко | |
апельсин |
Физкультминутка.
Облако, облако! Белое, хорошее!
Подари нам облако капельку дождя,
(Дети поднимают руки вверх)
Маленькое зернышко нами в землю брошено.
Маленькому зернышку
Без воды нельзя!
8. Знакомство с новым материалом (продолжение)
Вновь заходит Карлсон. Его поддерживает Булочка.
Карлсон: Ой, плохо, умираю!!!
Булочка: Ой, тяжело! Все-таки каша вредная!!!
Учитель: Что с вами случилось?
Карлсон: Что случилось, что случилось! Очень уж вкусная каша получилась. А оказалась вредной!
Учитель: Это еще почему?
Карлсон: Откуда мы знаем? Первую тарелку - гречку ели с молоком. Вторую тарелку - овсяную кашу с бананом. Третью тарелку - рисовую с изюмом. Четвертую - манную со сливками и клубникой. Так было вкусно, только не пойму, какая каша оказалась вредной?
Учитель: Да ты что, Карлсон, разве так можно есть?
Булочка: Вы же сами говорили, что в кашу можно добавлять фрукты и ягоды.
Учитель: Я и сейчас говорю, ребята. Что Карлсон и Булочка сделали неправильно?
Дети: Они переели!
Карлсон: Это как?
Дети: Надо есть в меру.
Учитель: Расскажите, как же правильно питаться?
(Детская презентация)
Учитель: Итак, все продукты по питательному веществу, которое составляет его основу, можно разделить на три основные группы: белки, жиры, углеводы. Кроме этих трех основных компонентов есть еще и витамины.
Группа 4
Слайды № 21-24
Витамины – это соединения, которые в небольших количествах постоянно требуются в организме для повышения сопротивляемости организма к разным болезням, укрепляют здоровье.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Нужно фрукты - овощи любить
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из них вкуснее,
Кто из них важнее.
Витамин А:
яйцо, молоко, творог, морковь, печень, сливочное масло.
Витамин В:
хлеб, геркулес, гречка. Мясо, яйцо, рыба, картофель.
Витамин С:
яблоко, шиповник, апельсин, облепиха, черная смородина, сладкий красный перец, лимон.
Витамин Д:
печень трески, рыбий жир. Рыбные продукты, желток яиц, молоко. Сливочное масло.
(Детская презентация “Витамины”)
9. Обобщение
- Какое питательное вещество важнее всего для организма? (Все важные)
- Какой мы вывод сделаем? (Чтобы быть здоровыми, необходимо питаться разнообразной пищей, предпочтение отдать овощам, фруктам, зелени, кисломолочным продуктам.
- Это очень важно, особенно в детском и юношеском возрасте, когда идет формирование скелета, мускулатуры, нервной системы и т.д. А что значит “разнообразная пища”? (Пища, содержащая белки, жиры, углеводы, витамины)
Вывод: питание должно быть разнообразным. Вид питания, о котором мы говорили, называется сбалансированным.
10. Проведем самоанализ
Дома вы следили за своим питанием и записывали. Какие продукты были на вашем столе в субботу и в воскресенье, когда вы целый день были дома. И два школьных дня. Прочитайте внимательно и сделайте вывод, каких питательных веществ не хватает в вашем рационе?
Выслушиваются ответы детей.
- Какой можно сделать вывод? Что вы посоветуете Карлсону?
Дети: Необходимо включить в питание рыбу, сырые овощи и фрукты. Сладости есть в малых количествах и редко.
11. Итоги урока
/По схеме/
- Тема урока
- Привлекла меня тем…
- Показалась интересной…
- Взволновала…
- Заставила задуматься…
- Вызвала на размышление…
12. Домашнее задание
По принципу лотереи группы выбирают себе задания и готовят их.
- Придумать рекламу пищевого продукта.
- Придумать “полезную конфету.
Литература
- Л.А. Обухова, Н. А. Лемяскина “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”, Москва, “ВАКО”, 2005 год.
- Материалы Интернет:
http://www.modelena.ru/tiporazmer_HO/podvignoy_sostav
06_04_08_vagon_tovarn_roco.html