Цели и задачи урока:
1) Дать учащимся представление о терминах композиции показывая гармонию, красоту и стройность построения великой трагедии.
Литература: хор, экспозиция, завязка, кульминация, развязка.
Музыка: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода.
2) Познакомить учащихся с термином “архитектоника”, характерным как для литературного, так и музыкального произведения.
3) Показать архитектонику трагедии У. Шекспира “Ромео и Джульетта” в литературе и музыке на примере увертюры - фантазии П.И. Чайковского, выявить сходство и различия в построении.
Ход урока
<Слайд № 1>
Звучит увертюра – фантазия “Ромео и Джульетта”.
Два ученика читают стихотворение М. Алигер “Ромео и Джульетта”.
<Слайд №2>
Уч. л: тема нашего урока “Архитектоника трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта” в литературе и в музыке. Какое из слов в нашей теме вам не знакомо, не понятно?
Ответы учеников.
Уч. л: давайте поразмышляем, что может означать слово “Архитектоника”
Ответы учеников.
<Слайд № 3>
Уч. л: Сегодня мы сравним построение трагедии в литературе и в увертюре-фантазии П.И. Чайковского в музыке.
<Слайд № 5>
В литературе действие трагедии начинает ХОР. Давайте обратимся к тексту.
Работа с текстом.
Уч.л: Хор – это главное действующее лицо.
<Слайд № 6>
Как вы думаете в какой музыкальной форме можно наиболее ярко выразить и раскрыть два контрастных образа?
Ответы учеников.
Уч.м: Вы правы, это сонатная форма. Но в увертюре - фантазии помимо трех основных разделов есть еще дополнительные. Литературное произведение начинается с пролога, а музыкальное со вступления.
Мелодия вступления напоминает григорианский хорал и вводит нас в атмосферу средневековья.
<Слайд № 7>
Это ведет свой рассказ отец Лоренцо. Его повествование сдержанно и мрачно.
Послушайте музыкальное вступление.
Обсуждение после прослушивания.
Начинается увертюра с сумрачно-сосредоточенной темы излагаемой кларнетами и фаготами. Тема, благодаря, мерному движению имеет ярко выраженный хоральный характер и вводит в мир средневековья. Уже при втором её проведении (у флейт и гобоев) общий колорит музыки несколько светлеет, но вместе с тем благодаря новому ритму сопровождения тема звучит более взволнованно. Она становится драматически-напряженной в конце вступления, появляясь в измененном темпе и в новой звучности. В дальнейшем эта тема будет появляться преимущественно в тембре медных духовых инструментов, и олицетворять образ злой, жестокой силы, вставшей на пути несчастных влюблённых.
Уч.м: Какой строительный компонент следующий в литературе?
Уч.л: В литературе это - экспозиция. Экспозиция предшествует завязке действия, это вступительная, поясняющая, мотивировочная часть сюжета. Она представляет собой изображение той обстановки и тех условий, которые порождают конфликт.
Вопрос к классу:
Найти экспозицию в трагедии и пояснить ее.
Учащиеся без труда определяют экспозицию как сцену трагедии до встречи Ромео и Джульетты на бале – маскараде в доме Капулетти. Мотив вражды двух семей начинает звучать с первых же сцен в экспозиции.
<Слайд № 8>
А в музыке?
Уч.м: В музыке следует раздел с тем же названием - экспозиция.
Здесь, так же, как и в литературе представлены две темы. Главная тема - тема вражды и побочная - тема любви.
Как вы думаете, каким группам инструментов симфонического оркестра П.И.Чайковский поручил тему вражды?
Прогнозируемые ответы
Послушаем тему вражды.
<Слайд № 9>
Обсуждение после прослушивания.
Главная партия изложена широко, в виде трехчастного построения. Воля, упорство, устремленность, настойчивость сочетаются в этой музыке со зловещими, грозными чертами. Когда Балакирев предлагал Чайковскому программу, он высказал пожелание, чтобы увертюра начиналась "со свирепого Аллегро с сабельными ударами". По-видимому, образы борьбы, сражения и послужили для Чайковского основным стимулом для рождения этой темы.
Уч.м: Что вы можете сказать о средствах музыкальной выразительности в главной теме?
Рассуждение о динамике, темпе, регистре.
Давайте теперь предположим, какая может быть тема любви? Какие группы инструментов, средства музыкальной выразительности здесь мог пользовать композитор.
Ответы учеников.
Послушаем тему любви и узнаем, верны ли наши предположения.
<Слайд № 10>
Обсуждение после прослушивания.
Если во вступлении был лишь намечен основной драматический конфликт, то в экспозиции он уже получил своё полное раскрытие в резком противопоставлении двух различных эмоциональных сфер, представленных главной и побочной партиями.
Уч.м: Какой компонент следует за экспозицией?
Уч.л: Это завязка. Завязка – начало действия. Со встречи Ромео и Джульетты на бале начинает в трагедии мощно звучать мотив любви.
Завязка это тот момент, когда Ромео впервые видит Джульетту. Завязка ведет к развитию действия.
<Слайд № 11, 12>
Работа с текстом.
Уч.м: В музыке следующий раздел - разработка. Здесь происходит столкновение тем вражды и любви. Тема вражды доминирует, беспощадно обрывает тему любви.
<Слайд № 13>
Слушаем музыкальный фрагмент.
Уч.л: Скажите, как в литературе называется пик, наивысшая точка в развитии сюжета?
Ответ.
Слайд № 14>
Как вы считаете, какие события можно считать кульминацией трагедии?
Ответы, рассуждения. Учащиеся определяют самое острое проявление конфликта, называя сцены (убийство Тибальта, свидание на балконе, и т.д.)
Уч.л: Чем сложнее характер действия, тем труднее свести напряжение действия только к одной кульминации.
И все – таки приходим к выводу, что кульминация в трагедии – это сцена в склепе, где уходят из жизни юные влюбленные.
А что происходит в музыке?
<Слайд № 15>
Уч.м: В музыке следующий раздел - реприза.
А что происходит в музыке, мы обсудим после прослушивания.
<Слайд № 16>
Звучит музыка.
Обсуждение после прослушивания.
Репризе, основной лирический образ увертюры показан ещё более широко, развернуто, чем в экспозиции. Вступление этой темы у струнных инструментов и имитационное её проведение у духовых звучит как светлый гимн любви, как страстное утверждение красоты человеческого чувства. По существу, именно здесь - наиболее значительный, кульминационный момент увертюры. Но это одновременно - и переломный момент действия. Казалось бы, светлое начало победило. Однако радостное настроение внезапно нарушается появлением интонаций главной партии (аккорды-удары), и снова начинается её драматически-напряженное развитие, а одновременно - и развитие хоральной темы. Последняя тема проходит на этот раз у валторн, труб, тромбонов. Двукратно повторяясь, она воспринимается как новый натиск зловещей силы, разбивающий жизнь и счастье героев.
В репризе тема вражды уничтожает тему любви.
<Слайд № 17>
Уч.л: Но трагедия на этом не заканчивается. В литературном произведении наступает развязка: примирение враждующих семей ценою смерти их детей.
<Слайд № 18>
Уч.м: А как вы думаете, что же победит в музыке? Вражда или любовь?
Произведение заканчивается кодой. В переводе с итальянского кода означает "хвост". Здесь, как и во вступлении, мы услышим тему отца Лоренцо.
<Слайд № 19>
Но о том, какая финальная точка, нам расскажет музыка. Слушаем.
Музыкальный фрагмент - кода.
<Слайд № 20>
Обсуждение.
Включение материала главной темы и темы вступления знаменует начало нового раздела - первой части коды. Сумрачно и надломлено звучит тема любви. Её облик значительно изменился. Наступает второй, заключительный раздел коды - траурный эпилог-послесловие. Мерные удары литавр на фоне пиццикато контрабасов и тянущегося звука у тубы вносит мрачный, погребальный оттенок. Появляются видоизмененные, скорбные интонации темы любви; они сменяются просветленными, хоральными звучаниями духовых инструментов, возникшими из колыбельных интонаций второго мотива побочной партии. Как и во вступлении, звучат мягкие арпеджированные аккорды арфы. В последний раз проходит просветленно-торжественная тема любви, напоминая о прекрасном чувстве Ромео и Джульетты. Внезапные резкие удары всего оркестра, связанные с развязкой трагедии, завершают увертюру, как финальное утверждение о победе любви.
<Слайд № 21>
Уч.м: Перед вами на слайде компоненты литературного и музыкального произведения. Вам нужно расположить их в верном порядке.
Индивидуальная работа
Ответы.
<Слайд № 22>
Что общего в архитектонике произведений?
Ответы.
Уч.м: А я хочу вам сказать об одном различии. В литературе герои произведения передают свои переживания по-разному. Есть разные чувства. Есть чувство Ромео к Розалине, есть чувства Ромео к Джульетте и Джульетты к Ромео.
<Слайд № 23>
А в симфонической музыке это одно настоящее чувство и вот как об этом говорит сам автор Петр Ильич Чайковский: “…И все равно истинная любовь сильнее всего: сильнее ненависти, сильнее самой смерти… И я покажу, я обязательно покажу, что на свете существует именно такая любовь”.
У.М. “Вот одна из тех историй, о которых люди спорят…” - это слова из песни, которая сегодня завершит наш урок.
Ученики исполняют песню “Замыкая круг”.