Цели урока:
I. Образовательные:
а) повторить изученный материал по темам “Синонимы”, “Антонимы”;
б) повторить порядок синтаксического разбора;
в) усвоить понятие “фразеологизм”;
г) усвоить материал о лексических и синтаксических особенностях фразеологизмов.
II. Развивающие:
а) закрепить умение находить в тексте синонимы и антонимы;
б) закрепить умение образовывать синонимические и антонимические пары;
в) закрепить умение составлять предложения с использованием синонимов и антонимов;
г) закрепить умение делать частичный синтаксический разбор;
д) закрепить умение работать со словарём;
е) сформировать умение отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний;
ж) сформировать умение определять синтаксический статус фразеологизмов;
з) сформировать умение соотносить фразеологизмы по близости/противоположности значений;
и) обогащение словарного запаса.
III. Воспитательная – формирование навыков чтения и культуры умственного труда, которая осуществляется на основе мыслительных операций анализа, синтеза, группировки и сравнения.
Оборудование урока:
1) учебник “Русский язык. Теория;
2) фразеологический словарь под редакцией Молоткова А. И.;
3) карточки с заданиями;
4) карточки для игры.
План:
I. Начало урока. Лингвистическая разминка:
а) работа с текстом (упражнение 1) + фронтальный
опрос;
б) конструирование предложений.
II. Усвоение нового материала на основе игры “Части тела”:
а) анализ языкового материала в ходе игры
“Части тела”;
б) запись в рабочей тетради примеров
фразеологизмов и их словарных дефиниций.
III. Формирование умений:
а) аналитико-синтетическое устное коллективное
упражнение 2;
б) аналитико-синтетическое письменное
упражнение 3 + дополнительное аналитическое
задание;
в) аналитико-синтетическое письменное
упражнение 4 + дополнительное синтетическое
задание.
IV. Подведение итогов.
V. Объяснение домашнего задания.
Дополнительно: аналитико-синтетическое упражнение по карточке
Ход урока
I.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Запишите число, “Классная работа” и оставьте строчку для темы, её мы определим позже. Прежде чем познакомиться с ней, вспомним, что мы узнали на предыдущем уроке.
Ребята, вспомните, какие слова называются синонимами. Приведите примеры.
Ученик: Синонимами называются слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, например, торопиться – спешить, доктор – врач.
Учитель: На ваших столах лежат карточки с заданиями. Прочитайте текст стихотворения из упражнения 1.
В тексте выделите слова-синонимы.
Ученик:Неряха, грязнуля, замарашка.
Учитель: Составьте свои предложения, используя данные синонимы.
Дайте определение антонимам. Приведите примеры.
Ученик: Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением, например, далеко – близко, высокий – низкий.
Учитель: Ребята, найдите антонимы в прочитанном стихотворении.
Ученик: Чистит – пачкает.
Учитель: Составьте свои предложения с данными антонимами.
Почему слова испортить и новый не являются антонимами?
Ученик:Слова не составляют синонимичных/антонимичных пар, так как не являются словами одной части речи.
II.
Учитель: Молодцы, ребята, вы научились подбирать синонимы и антонимы к словам.
Как вы думаете, можно ли подобрать синоним или антоним к словосочетанию? Приведите свои примеры словосочетаний.
Ученик: Выбежать на улицу, встретить приятеля, красивый дом.
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, сегодня мы познакомимся с фразеологическими оборотами и их основными признаками, сыграем в игру, которая поможет нам дать чёткое определение фразеологизмам.
Наша игра будет называться “Части тела”. Частей тела у нас будет три, и поэтому мне понадобятся три добровольца.
[Три ученика выходят к доске, учитель обращается к остальной аудитории].
Ребята, каждый из вас является фразеологизмом, потерявшим свою часть тела (слова записаны на карточках), и ваша задача заключается в том, чтобы найти её.
Условие следующее: когда я называю часть тела, встают те фразеологизмы, элементом которых она является. Каждый фразеологизм называет себя и объясняет своё значение, затем подходит к своей части тела.
[Учитель проводит игру, в результате которой класс делится на три группы]
Ученик:
1) голова:
голова соломой набита
сам себе голова
голова пухнет
голова на плечах
светлая голова
голова идёт кругом
без царя в голове
2) рука:
твёрдость – рука не дрогнет, сильная рука;
вместе – рука об руку;
помощник – правая рука;
нерешительность – рука не поднимется.
3) нога:
быстро – одна нога здесь, другая там;
помеха – как собаке пятая нога, вертеться под
ногами;
напряжённость – земля горит под ногами;
неизвестный – нога не ступала;
медленно – нога за ногу.
[Когда весь класс окажется на местах, учитель подведёт итог второго этапа игры, а затем игры в целом]
Учитель: Какую ещё важную особенность фразеологизма мы выявили?
Ученик: Фразеологизм всегда можно заменить одним словом.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему мы можем заменить целое выражение только одним словом?
Ученик: Фразеологическое сочетание слов воспринимается как одно целое, значение каждого слова во фразеологизме не учитывается.
Учитель: Мы сыграли в игру и выявили две главные особенности фразеологизма. Дайте полное определение понятия.
Ученик: Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, которое можно заменить одним словом.
III.
Учитель: Ребята, все фразеологизмы представлены во фразеологических словарях. Перед вами словарь под редакцией А. И. Молоткова.
Выпишите в тетрадь 3-5 фразеологизмов со словом “идти” и их значения.
Ученик:
Идти насмарку – оказываться безрезультатным,
заканчиваться впустую.
Идти по миру – нищенствовать, просить милостыню.
Идти прямой дорогой – жить честно, действовать
без уловок и обмана для достижения чего-либо.
Идти своей дорогой – действовать
самостоятельно, не поддаваясь чужому влиянию.
Идти на удочку – давать себя обмануть,
перехитрить, провести.
Учитель: Какая информация об устойчивом выражении даётся в словаре?
Ученик: В словаре даётся само выражение, его значение, примеры употребления, а также пометы, указывающие на их стилистические особенности.
Учитель: Прочитайте стихотворение из упражнения 2. Выделите фразеологизмы.
Ученик: Повесить нос, излить душу, развесить уши, разинуть рот, слёзы лить.
Учитель: Ребята, мы выяснили, что у фразеологизма значение имеет не каждое слово, а весь фразеологизм. Какова же роль сочетания в предложении? Так как фразеологизм воспринимается как одно целое и по значению равен одному слову, то и в предложении он является одним членом предложения.
Из упражнения 3 выпишите в тетрадь только предложения, содержащие фразеологизмы. Определите их синтаксическую функцию.
Ученик:
1) Он чуть было не проговорился, но вовремя
прикусил язык. (Сказуемое)
2) Ребята работали засучив рукава.
(Обстоятельство)
3) Никиту как ветром сдуло с веранды. (Сказуемое)
4) Пётр Сергеевич давно уже… махнул рукой на
жизнь и живёт нехотя. (Сказуемое)
5) Нет, тут надо всё как следует обдумать.
(Обстоятельство)
Учитель: Ребята, выполнив упражнение, мы увидели, что фразеологизм, как одно слово, выполняет синтаксическую роль одного члена предложения. Как и слово, фразеологизм также может образовывать синонимические и антонимические пары.
Учитель: К фразеологизмам из упражнения 4 подберите фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы. Получившиеся пары запишите в тетради в два столбика.
[ Два ученика выполняют задание у доски. Остальные самостоятельно в тетради. По истечении времени, отведённого на выполнение задания, упражнение проверяется устно]
Ученик:
Синонимы:
без царя в голове – пороха не выдумает;
за семь вёрст – за тридевять земель;
язык проглотить – держать язык за зубами;
в мгновенье ока – в два счёта;
смотреть в оба – держать ухо востро.
Антонимы:
без царя в голове – семь пядей во лбу;
за семь вёрст – в двух шагах;
язык проглотить – чесать языком;
в мгновенье ока – шаг за шагом;
смотреть в оба – витать в облаках.
Учитель: Составьте 2-3 предложения с понравившимися фразеологизмами.
IV.
Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке вы познакомились с фразеологизмами. Дайте определение понятию “фразеологизм”. Приведите примеры.
Ученик: Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, которое можно заменить одним словом, например, бить баклуши, как снег на голову, один на один.
Учитель: Что общего между фразеологическим сочетанием и одним словом?
Ученик: Фразеологическое сочетание выполняет функцию одного члена предложения, может образовывать синонимические и антонимические пары.
V.
Учитель: Домашнее задание: в тетради выпишите стихотворение из упражнения 720. Найдите фразеологизм и определите его синтаксическую функцию. Из словаря выпишите его определение. Подберите синонимы и антонимы к данному фразеологизму.
*На рисунке изобразите, как вы понимаете данный фразеологизм.
Дополнительно: по словам упражнения 5 восстановите фразеологизм и объясните его значение.