Программные задачи: закрепить знания детей о своей стране – России; дать знания о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
Активизировать словарь детей со словами: чум, тундра, неводы, стойбище, нарты, малица, орнамент.
Материал: карта России, карта Ямала, иллюстрации природы Ямала, одежды и т. п.
Раздаточный материал: трафареты с орнаментами, гуашь, губка, кисточки, образцы одежды, сумок, сувениров, обуви.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов.
Методические приемы: беседа, чтение стихов, физкультминутка, работа с раздаточным материалом, анализ работ.
Ход занятия
Воспитатель вывешивает на доске карту России.
Воспитатель: Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, в ней много городов, деревень.
– Назовите, какие города вы знаете? (Дети называют названия городов).
– Да, ребята мы с вами живем в чудесной стране – России. Она такая огромная, что когда на юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, в это время на севере (показывает указкой) лежит снег.
В России живет много народов, не только русские. Сегодня мы поговорим о нашем Северном крае, о народах Севера. Но сначала обратите внимание на мою одежду. Посмотрите, как я одета? (Дети рассматривают одежду и говорят что это – национальный костюм северных народов).
– Вспомните что вы знаете об этом крае?
Как я уже говорила, что мы сегодня продолжим знакомство нашим северным краем. Но в ходе беседы вы будете дополнять мой рассказ.
На территории нашего района проживает несколько народностей, но основная масса – это Пуровские лесные ненцы. Исконные занятия лесных ненцов – оленеводство, рыболовство, охота-промысел. Живут оленеводы на одном месте полтора – два месяца. В сентябре уходят со стадом на осенние пастбища. Оленеводы караулят оленей, чтобы они не разбежались, охраняют от волков, перегоняют с пастбища на пастбище, собирают, отлавливают, пересчитывают, лечат. Когда стадо кочуют по тундре, то в тех местах, где большие и богатые пастбища, они делают временную остановку. Ставят чумы, раскладывают костры. Вот такое место называется – стойбище.
– Ребята кто внимательно слушал меня, тот сейчас разгадает загадку.
“Не из камня, не из бревен, а с оленьих шкур построен, а живут в нем люди. Что это?
– Чум.
– А теперь кто-то дополнит мой рассказ.
Рассказы детей: На севере местные жители разводят оленей.
Олень – очень полезное животное. Они заменяют человеку лошадь и машину, дают ему мясо, а из шкур шьют теплую одежду. Оленеводы пасут стада оленей далеко в тундре, там животные находят свою любимую пищу – мох.
О оленеводах и оленях написано много стихов, песен.
(Чтение стихов).
Моя Тундра.
Ты еще не видел чуда –
В нашей тундре не был?
Видишь – сопки, словно чумы,
Подбирают небо?А по небу
К океану,
Подчиняясь урагану,
Мчатся тучи-тени.
И взлетают в жгучей пене
Волны, как олени.Но не думай,
Но не думай –
Край мой
Вовсе не угрюмый.Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту…
Приезжай. Мы встретим лаской.
Здравствуй! (Василий Ледков).
Костер
Ставят чум отец и мать.
Что мне делать? Отдыхать?Быть без дела не люблю,
Есть кустарник – нарублю.Только будет чум готов,
Принесу охапку дров.Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей. (Василий Ледков).
Воспитатель: Так же мы говорили, что кроме оленеводства они еще занимаются охотой и рыбным промыслом.
– А вот здесь недалеко от стойбища расположились рыбаки. Они круглый год ловят рыбу неводом, сетями. Тяжелый, но нужный труд рыбаков. Ведь рыба – ценный продукт питания.
– А кто скажет, какая рыба водится в наших реках?
(Язь, щука, нельма, муксун и т. д.).
– Следующий вид занятия – это охота. У охотников тоже нелегкая работа. Чтобы добыть пушистые шкуры песца, нужно хорошо потрудиться. Охота не забава. Не зря в пословице говорится: “Охота глазам слава, ногам слава, рукам слава”. Но чтобы поменьше наносит вреда природе и не убивать песцов в тундре, у нас есть звероферма в поселке Тарко – Сале, где разводят песцов.
– До сей поры, мы говорили о мужском труде.
– Давайте еще раз вспомним, чем мужчины занимаются на Севере?
(Ответы детей).
– Как вы думаете, чем занимаются женщины?
(Ответы детей).
– Прежде всего, женщина – это мама и хозяйка в доме. Она воспитывает детей, выделывает шкуры оленя, шьет одежду, обувь. Украшает свои изделия красивым орнаментом.
(Рассматривают иллюстрации женской одежды, обуви, разных украшений).
– Все это изделия ненецких и хантыйских мастеров. Все они выполнены красочно, со вкусом. Обращаю внимание, из чего сделаны эти вещи, чем украшены – это ситец, шкура оленя, тесьма, бисер, холст. Все эти работы выполнили мастера.
– Дети, вспомните, как называется мужская верхняя одежда и женская?
(Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур. Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур)
– Мы говорили, что их шьют мастера. Теперь мы с вами станем мастерами. У нас будет своя фабрика, которая будет называться “Северное сияние”. На нашей фабрике будут работать мастера. Директором буду – я. Я открою три цеха:
– 1 цех будет украшать одежду,
– 2 цех – обувь
– 3 цех – сувенирный.
– Изделия для украшений лежат на ваших столах. Но прежде, чем приступить к работе, вспомним, чем украшают изделия ненецкие и хантыйские мастера.
– Орнаментом.
Ребята приступают к работе. Анализ работ.
Воспитатель: Теперь эти работы украсят наш музей.