Занятие по познавательному развитию "Наш край Северный"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи: закрепить знания детей о своей стране – России; дать знания о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Активизировать словарь детей со словами: чум, тундра, неводы, стойбище, нарты, малица, орнамент.

Материал: карта России, карта Ямала, иллюстрации природы Ямала, одежды и т. п.

Раздаточный материал: трафареты с орнаментами, гуашь, губка, кисточки, образцы одежды, сумок, сувениров, обуви.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов.

Методические приемы: беседа, чтение стихов, физкультминутка, работа с раздаточным материалом, анализ работ.

Ход занятия

Воспитатель вывешивает на доске карту России.

Воспитатель: Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, в ней много городов, деревень.

– Назовите, какие города вы знаете? (Дети называют названия городов).

– Да, ребята мы с вами живем в чудесной стране – России. Она такая огромная, что когда на юге (показывает указкой) тепло и светит солнце, в это время на севере (показывает указкой) лежит снег.

В России живет много народов, не только русские. Сегодня мы поговорим о нашем Северном крае, о народах Севера. Но сначала обратите внимание на мою одежду. Посмотрите, как я одета? (Дети рассматривают одежду и говорят что это – национальный костюм северных народов).

– Вспомните что вы знаете об этом крае?

Как я уже говорила, что мы сегодня продолжим знакомство нашим северным краем. Но в ходе беседы вы будете дополнять мой рассказ.

На территории нашего района проживает несколько народностей, но основная масса – это Пуровские лесные ненцы. Исконные занятия лесных ненцов – оленеводство, рыболовство, охота-промысел. Живут оленеводы на одном месте полтора – два месяца. В сентябре уходят со стадом на осенние пастбища. Оленеводы караулят оленей, чтобы они не разбежались, охраняют от волков, перегоняют с пастбища на пастбище, собирают, отлавливают, пересчитывают, лечат. Когда стадо кочуют по тундре, то в тех местах, где большие и богатые пастбища, они делают временную остановку. Ставят чумы, раскладывают костры. Вот такое место называется – стойбище.

– Ребята кто внимательно слушал меня, тот сейчас разгадает загадку.

“Не из камня, не из бревен, а с оленьих шкур построен, а живут в нем люди. Что это?

– Чум.

– А теперь кто-то дополнит мой рассказ.

Рассказы детей: На севере местные жители разводят оленей.

Олень – очень полезное животное. Они заменяют человеку лошадь и машину, дают ему мясо, а из шкур шьют теплую одежду. Оленеводы пасут стада оленей далеко в тундре, там животные находят свою любимую пищу – мох.

О оленеводах и оленях написано много стихов, песен.

(Чтение стихов).

Моя Тундра.

Ты еще не видел чуда –
В нашей тундре не был?
Видишь – сопки, словно чумы,
Подбирают небо?

А по небу
К океану,
Подчиняясь урагану,
Мчатся тучи-тени.
И взлетают в жгучей пене
Волны, как олени.

Но не думай,
Но не думай –
Край мой
Вовсе не угрюмый.

Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту…
Приезжай. Мы встретим лаской.
Здравствуй! (Василий Ледков).

Костер

Ставят чум отец и мать.
Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,
Есть кустарник – нарублю.

Только будет чум готов,
Принесу охапку дров.

Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей. (Василий Ледков).

Воспитатель: Так же мы говорили, что кроме оленеводства они еще занимаются охотой и рыбным промыслом.

– А вот здесь недалеко от стойбища расположились рыбаки. Они круглый год ловят рыбу неводом, сетями. Тяжелый, но нужный труд рыбаков. Ведь рыба – ценный продукт питания.

– А кто скажет, какая рыба водится в наших реках?

(Язь, щука, нельма, муксун и т. д.).

– Следующий вид занятия – это охота. У охотников тоже нелегкая работа. Чтобы добыть пушистые шкуры песца, нужно хорошо потрудиться. Охота не забава. Не зря в пословице говорится: “Охота глазам слава, ногам слава, рукам слава”. Но чтобы поменьше наносит вреда природе и не убивать песцов в тундре, у нас есть звероферма в поселке Тарко – Сале, где разводят песцов.

– До сей поры, мы говорили о мужском труде.

– Давайте еще раз вспомним, чем мужчины занимаются на Севере?

(Ответы детей).

– Как вы думаете, чем занимаются женщины?

(Ответы детей).

– Прежде всего, женщина – это мама и хозяйка в доме. Она воспитывает детей, выделывает шкуры оленя, шьет одежду, обувь. Украшает свои изделия красивым орнаментом.

(Рассматривают иллюстрации женской одежды, обуви, разных украшений).

– Все это изделия ненецких и хантыйских мастеров. Все они выполнены красочно, со вкусом. Обращаю внимание, из чего сделаны эти вещи, чем украшены – это ситец, шкура оленя, тесьма, бисер, холст. Все эти работы выполнили мастера.

– Дети, вспомните, как называется мужская верхняя одежда и женская?

(Малица – мужская меховая одежда из оленьих шкур. Ягушка – женская меховая одежда из оленьих шкур)

– Мы говорили, что их шьют мастера. Теперь мы с вами станем мастерами. У нас будет своя фабрика, которая будет называться “Северное сияние”. На нашей фабрике будут работать мастера. Директором буду – я. Я открою три цеха:

– 1 цех будет украшать одежду,

– 2 цех – обувь

– 3 цех – сувенирный.

– Изделия для украшений лежат на ваших столах. Но прежде, чем приступить к работе, вспомним, чем украшают изделия ненецкие и хантыйские мастера.

– Орнаментом.

Ребята приступают к работе. Анализ работ.

Воспитатель: Теперь эти работы украсят наш музей.