Программа детского оздоровительного центра "Ветерок", тематическая смена "Страна сияющих звезд"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Программа летнего школьного лагеря "Ветерок" реализовывается на базе гимназии №91 Ленинского района городского округа г.Уфа для младшего и среднего школьного возраста, в количестве 100 человек. Продолжительность дневного пребывания с 9.00 до 18.00, в течение 21 дня.

Направление: раскрытие внутренних качеств, обогащение новой интересной, культурно-нравственной информацией посредством игр, викторин и конкурсов, коллективный труд и психология поведения.

Актуальность

Актуальность летнего лагеря была и будет всегда. В чем же причина такой популярности лагеря у детей? Прежде всего, обстановка здесь отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении содержания деятельности. Однотипный ритм жизни ребят сменяется разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Лагерь - это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем лагерь - всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретением новых сил, продолжение освоения мира, его познания, время воспитания и самовоспитания. Масштабы у пришкольного лагеря гораздо меньше, чем у загородных лагерей, но цели и задачи одни и те же:

Цель лагерной смены: оздоровление детей, по большей части психологической разгрузки после напряженного периода учебного процесса, привитие навыков самостоятельности, формирование ценностных ориентиров - престижа здорового образа жизни, семейного уюта, доброжелательных отношений, самоорганизации, применение разнообразных подходов в решении сложных жизненных ситуаций.

Цель профильной программы: дать первичный опыт и сформировать готовность к осмыслению и успешному преобразованию своей и окружающей жизни.

Задачи:

  1. Создание психологически комфортных и доброжелательных условий для длительного пребывания ребенка в смене.
  2. Создать условия для практического освоения навыков укрепления здоровья через закаливания, посещение бассейна и спортивных игр.
  3. Стремиться научить детей быть организованными и ответственными, знать способы успешного преодоления трудностей в различных жизненных обстоятельствах.
  4. Развить навыки креативности. Раскрыть жизненный и творческий потенциал детей, познакомить со способами их развития.
  5. Дать знания из области психологии, социологии, экологии человека и природы.
  6. Помочь обнаружить среди массы обрушивающей на ребенка информации действительно важных жизненных ценностей и целей человека, его места в мироустройстве, законов и правил достойной, успешной жизни.
  7. Способствовать тому, чтобы общение с детьми было постоянным, выслушивать и обсуждать все предлагаемые идеи, направлять детскую фантазию в нужное русло и учить достигать эффекта, как словом, так и делом.
  8. Освоение опыта вожатского мастерства учащимися старших классов, действующих членов ученического самоуправления.

Сроки реализации программы

Во время летних каникул при школе действует только одна смена, рассчитанная на 21 день июня-месяца. Итоги подводятся сразу. Составляется отчет.

Содержание

Основная идея посвящена созданию радостной атмосферы летнего отдыха. Страну сияющих звезд не найти на карте Земли, нет ее и на карте звездного неба. Это фантастическая страна со своими законами и традициями, в которой будут жить 21 день дети из гимназии №91. Каждый житель Страны Сияющих звезд - это маленькая, еще не открытая миру звездочка. Открытие новой звезды будет осуществляться постепенно день за днем. Концепция ролевой игры-эпопеи такова: давным-давно в одной из галактик существовала чудесная Большая Звезда - планета, очень похожая на нашу. На ней жили люди, не знающие горестей и бед. Они жили счастливо, пока однажды на их земле не зародился вредоносный вирус. Имя его - равнодушие. Он разрушил мир и согласие на Большой Звезде. Жители планеты стали безразличны друг к другу, их сердца очерствели. Планета - это живой организм. Вирус проник до самого ядра. Некогда сияющая звезда раскололась на множество осколков, теперь они разлетелись по всему свету. Задача жителей "Страны сияющих звезд" собрать все части этой некогда прекрасной планеты и восстановить на ней жизнь, наполнить ее добротой и согласием.

Мир смены становится опытной игровой площадкой, в которой создается желаемый образ жизни. Его ценности и культура легко переносятся в социальную реальность детей после смены, становясь инструментом преобразования их собственной и окружающей жизни, благодаря знаниям законов общественного устройства, полученному игровому опыту и навыкам самоорганизации.

Формы и методы

Развитие детей через системы социально-образовательных мероприятий, тренинговых занятий и экскурсионные программы.

  • Индивидуальная - просветительская деятельность, творческие мастерские, взаимопомощь.
  • Групповая - просветительская деятельность, разработка проектов, конкурсы.
  • Коллективная - игры, соревнования, праздники, просветительская деятельность.

Формы организации деятельности участников смены:

Игры на знакомство и сплочение отряда, всех участников смены - это запуск системы самоорганизации и самоуправления. Введение норм, законов и правил взаимоотношений, творческие мастерские, социально-образовательные и системообразующие мероприятия, коллективная творческая деятельность, экологические, здоровьесберегающие и спортивные мероприятия, подвижные игры на воздухе, экскурсии, деловые, проектные игры, творческая рефлексия и анализ.

Механизм реализации программы

Программа реализуется в три этапа согласно разработанному плану мероприятий в установленные для каждой позиции сроки.

1 этап - организационный

  • выработка нормативно-правовой базы;
  • формирование кадрового состава;
  • определение перспектив деятельности по программе;

11 этап - основной

  • отработка всех форм реализации программы

111 этап -- итоговый

  • оптимизация форм деятельности;
  • накапливание опыта деятельности;
  • определение дальнейшей перспективы;
  • итоговая оценка эффективности реализации программы.

В реализации программы летнего школьного лагеря принимают участие учителя начальных классов и воспитатели групп продленного дня, организаторы детского движения, музыкальный работник, учитель физкультуры, вожатые-старшеклассники, прошедшие собеседование по смене "Страна сияющих звезд".

Контроль над реализацией программы осуществляет директор ДОЦ "Ветерок", заместитель директора по УВР, начальник лагеря. Ход реализации программы обсуждается на педагогических и методических советах лагеря.

Ожидаемый результат

Если каждый ребенок нашел в лагере новых друзей, проявлял активность, высказывал смелые идеи и решения, у него установились доброжелательные отношения с педагогами и вожатыми, то можно утверждать, что у ребенка сформирован опыт социального взаимодействия с окружающей средой.

Поставленные задачи программы вселяют надежду на то, что у детей осуществится раскрытие внутреннего потенциала, приобретение навыков командного воздействия, умение выражать свои мысли. Они научатся отстаивать свои позиции, научатся осознавать свою индивидуальность, почувствуют свою значимость в коллективе. Повысят свой культурный уровень общения друг с другом, поведения в общественных местах. Приобретут опыт в организациях игр, театрализованных представлениях, защите минипроектов. Научатся анализировать свою работу и проводить рефлексию. Займут определенную социальную позицию в своем окружении и приобретут новый положительный жизненный опыт.

Последействие

Проведение анализа качественных изменений, произошедших с участниками смены, анализ анкетирования детей и родителей, сочинений на тему "Что мне запомнилось в лагере больше всего", написание статьи про смену в школьную газету "School Times", используя фотографии и рисунки детей. Обсуждение с администрацией гимназии темы, относящейся к благоустройству лагеря по предложениям детей, родителей, вожатых и педагогов.

План смены

1 день

  • Организационные вопросы. Встреча детей (воспитатели, нач.лагеря.) Инструктаж и правила безопасности (нач.лагеря). Знакомство с жизнью лагеря - сменой "Страна сияющих звезд" (воспитатели, вожатые-старшеклассники).
  • Конкурс "Визитка". Выбор названия отряда, девиза, песни. Законы "Страны сияющих звезд" (вожатые). Знакомство в отрядах через ролевую игру "Самопрезентация" (воспитатели, вожатые).

2 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка. Распорядок дня (нач.лагеря).
  3. Работа творческих мастерских. Оформление уголков отряда.
  4. Открытие смены "Страна сияющих звезд". (рук.программы)
  5. Отрядное подведение итогов дня "Как много вокруг друзей:". Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

3 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка. Спортивный праздник "Будь здоров!".
  3. Отрядное подведение итогов дня "Что нового я открыл для себя сегодня". Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

4 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка. Танцевально-музыкальный конкурс "Зажги свою звезду"
  3. Отрядное подведение итогов дня "Что мне милей всего на свете". Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

5 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка. Викторина, посвященная миру животных. "Мы в ответе за тех, кого приручили".
  3. Отрядное подведение итогов дня на тему "Братья наши меньшие" Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

6 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка.
  3. Конкурс агитбригад по ПДД "Добрая дорога детства".
  4. Экскурсионный день в лесопарковую зону города.
  5. Отрядное подведение итогов дня "Полезные и вредные привычки". Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

7 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка.
  3. Конкурс рисунков "Я рисую свое настроение!". Оформление выставки.
  4. Отрядное подведение итогов дня "Как много я узнал". Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

8 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка. Фестиваль необычных идей "Защита творческих проектов".
  3. Отрядное подведение итогов дня "Что значит для меня общественное мнение". Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

9 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка.
  3. Викторина "Мой город Уфа на карте России", посвященная празднованию День России и День города.
  4. Отрядное подведение итогов дня "Мой вклад в историю родного города". Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

10 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка.
  3. Праздник, посвященный дате основания Уфимского Кремля. "Мифы и легенды жителей уфимской крепости".
  4. Отрядное подведение итогов дня. Беседа "Традиции моего дома". Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

11 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка.
  3. Посещение музея им.Нестерова.
  4. Игра "Гостеприимные хозяева". Отряды по очереди идут в гости друг к другу, заранее вытянув жребий с названием цивилизации: "жители древней Эллады", "Египтяне", "инопланетяне" и др. Подведение итогов дня. Беседа "Тайны музейных экспонатов". Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

12 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка.
  3. Конкурс агитбригад "За здоровый образ жизни".
  4. Экскурсия по памятным местам города.
  5. Подведение итогов дня. Беседа "Мой любимый уголок родного города". Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

13 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка.
  3. Спортивный день в городском парке "Звездные войны" по типу игры "Зарничка".
  4. Отрядное подведение итогов дня. Беседа "Моя жизненная сила, что она для меня значит". "Вечерняя" линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня части Большой звезды.

14 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка.
  3. "Молодежный фестиваль народов мира". Конкурс "Клип-шоу".
  4. Отрядное подведение итогов дня. Беседа "Как слово мое отзовется". Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

15 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка.
  3. Викторина, посвященная пожарной безопасности: "Огонь - наш друг и враг".
  4. Вечерняя линейка. Подведение итогов дня. Беседа "Могу ли я себя защитить?".
  5. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

16 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка.
  3. Мир моды "Страны сияющих звезд". Демонстрация фантастических моделей.
  4. Подведение итогов дня. Беседа "Встречают по одежке, а провожают по уму". Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

17 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка. КВН между вожатыми и детьми "Звездная мозаика".
  3. Подведение итогов дня. Беседа "Мир детей и мир взрослых". Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

18 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка.
  3. Экскурсия в городской парк. Соревнования по запуску воздушного змея.
  4. Подготовка к экономической игре и закрытию лагеря.
  5. Подведение итогов дня. Беседа "Мир вокруг нас". Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

19 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка.
  3. День веселых превращений. Экономическая игра: "Ярмарка услуг". Каждый отряд готовит свой салон, бюро, магазин, зоопарк и т.д., который будет являться сферой предлагаемых услуг, где можно потратить заработанные в течение смены свои "кометки". (Все участники смены к этому времени уже обладают достаточным количеством "кометок").
  4. Подведение итогов дня. Беседа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей!". Вечерняя линейка. Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня одну из частей Большой звезды.

20 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка.
  3. Литературно-музыкальная гостиная "Звезды героев", посвященная памяти героев Великой Отечественной войны.
  4. Вечерняя линейка". Отрядное подведение итогов дня. Беседа "Как мне жилось в Стране сияющих звезд". Награждение "кометками" и вручение лучшему отряду дня последнюю из частей Большой звезды.

21 день

  1. Встреча детей. Утренняя гимнастика (инструктор по физкультуре, воспитатели, вожатые)
  2. Утренняя линейка.
  3. Закрытие смены "Страна сияющих звезд". Демонстрация макета возрожденной (составленной из кусочков) Большой Звезды.
  4. Прощальная линейка. Награждение грамотами и подарками. Запуск воздушных шаров. Дискотека.