Дошкольный возраст – это тот период в жизни ребёнка, когда закладывается фундамент сознательного нравственного поведения, когда происходит усвоение норм и правил, когда формируется самоуважение и развиваются творческие способности.
Достигнув школьного возраста, многие дети продолжают оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Для решения этой проблемы при школах стали создаваться группы развития, где детям предлагаются занятия по развитию речи и математике. Не стала исключением и наша Детская музыкальная школа № 3 города Екатеринбурга. Но мы видим эти занятия в ином ракурсе, чем большинство общеобразовательных школ. Наши занятия носят творческий характер: пение, ритмика, основы музыкальной грамоты, развитие речи, мелкой моторики и ручного труда. Все наши уроки проходят в игровой форме.
Не секрет, что большинство родителей не умеют играть с детьми (хотя правильнее будет сказать – не хотят играть). Они настолько заняты своими взрослыми проблемами, что важность детских игр уходит на последний план.
Любой человек с удовольствием выполняет ту работу, которая ему интересна. Ребёнок с интересом играет. Значит, можно и необходимо использовать игру как самый важный инструмент его развития, обобщения опыта ребёнка. Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навык самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. Желание играть и учиться мирно сосуществует у детей.
«Её величество Игра!» - уважительно говорил выдающийся российский педагог, талантливый разработчик теории игровой педагогики профессор Сталь Анатольевич Шмаков, характеризуя её как «вечный двигатель» творчества, источник самопознания, самовыражения, видел в игре своеобразное «поле чудес», на котором должна строиться методика эффективной организации детского досуга и воспитания. [4]
Цель игры всегда имеет два аспекта:
- познавательный
- воспитательный.
Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка действительностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретённый в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности.
Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Оценивая действия сверстников, отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила игры, а потом осознаёт и свои собственные просчёты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт.
При организации занятий мы пользуемся следующими принципами:
- Занятия имеют развивающий характер, ориентированы на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью
- Заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми
- Учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми
- Содержание занятий ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка
- Программа занятий оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий
Интерес к занятиям с элементами игры зависит от того, как сформированы группы. Наши группы формируются по возрастам: 3-летние, 4-летние, 5- летние дети.
Организовать и направить развитие игры, помочь преодолеть затруднения, увидеть друг в друге хорошие качества, отметить ошибки – вся эта многообразная деятельность может быть обеспечена лишь совместной командой, состоящей из педагогов, родителей и учащихся. Поэтому большое значение мы придаём разъяснительной работе с родителями.
Цель занятий групп развития: способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания с помощью активного вовлечения ребят в разнообразную игровую деятельность.
Задачи занятий:
- Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную музыкальную деятельность.
- Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития. Формировать готовность к дальнейшему обучению
- Формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребёнка.
- Способствовать укреплению здоровья, формировать правильную осанку, содействовать профилактике плоскостопия, содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой и нервной систем организма.
- Совершенствовать психомоторные способности дошкольников: содействовать развитию чувства ритма, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
Необходимо отметить, что, играя, мы воспитываем у ребёнка активно-положительное, доброжелательное отношение к взрослому. Практика показывает, что от этого отношения во многом зависит хорошее настроение, и самочувствие ребёнка, его успехи в познавательном и личностном развитии. И этим продиктована определённая последовательность в подборе игр.
Направлениями работы являются:
- Игры на общени (коммуникативные, хороводные)
- Пальчиковая гимнастика
- Игры - потешки
- Игры – массаж
- Игры с предметами
- Игры с подражательными движениями
- Игры с ловлей
- Игровая гимнастика
- Хороводные игры и танцы
- Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)
- Развитие музыкально-слуховых представлений
- Слушание музыки
- Игра на шумовых и звуковысотных инструментах.
- Знакомство с «теорией музыки»: музыкальной грамотой, нотами и клавиатурой.
- Танцевально-ритмическая гимнастика
Занятия с элементами игры включают:
- конкурсы, позволяющие увидеть то, о чём не было известно раньше
- игры, которые научат и помогут узнать много нового, познакомят детей друг с другом
- праздники, на которых встречаются ребята из разных групп, а также их родители
- встречи с юными музыкантами и артистами школьного театра-студии «Увертюра»
Игры на занятиях помогут:
- стать самостоятельнее
- найти друзей и единомышленников
- раскрыть резервы своих способностей
- пополнить свои знания любопытными и интересными фактами
- проверить свою сообразительность
- познакомиться с различными музыкальными инструментами
- научиться играть на инструментах детского шумового оркестра
Всем хорошо известно, что только тот вид деятельности способен обеспечить психологический комфорт человека, который основан на добровольности и интересе. Поэтому сегодня игра рассматривается как одно из эффективных направлений гуманизации школы. Экспериментальным путём доказано, что в условиях игрового общения участников игры активность детей выше в среднем в 2,5 раза по сравнению с другими видами сотрудничества.
Практическая действительность свидетельствует о том, что неприятие и недооценка игры как педагогического метода нарушает методологический принцип целостности воспитания в широком смысле этого слова.
Игра – добровольный и спонтанный вид деятельности ребёнка, и это чувство свободного выбора доставляет ребёнку радость. Деятельность, основанная на такой игре, способна подключить и проявить все силы ребёнка.
У дошкольников поддерживается интерес к игрушкам. Используя куклы, машинки и другие игрушки, они увлечённо играют в сюжетно-ролевые игры: в «семью», «школу», «войну», «космонавтов», которые получают новое содержание, соответствующее приобретаемым знаниям.
Маленькие дети любят отождествлять себя со сказочными персонажами, поэтому на уроках и во внеурочное время они охотно включаются в педагогически организованные игры-путешествия, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры с элементами труда и игровые праздники.
Им интересны длительные по времени познавательные игры, в которых приходится коллективно сочинять, придумывать, решать, секретничать. Длительное эмоциональное соприкосновение играющих детей значительно стимулирует познавательную самостоятельность.
Доставляя ребёнку радость, игра заглядывает в его «завтра» и базируется на его «вчера». Сейчас, как никогда, обострилась проблема гуманизации школы, которая не может быть решена без погружения в природу детства, без понимания сущности ребёнка. Слишком долго взрослые пытались подавить ребёнка в ребёнке, пытались приручить его к себе, сделать послушным и дисциплинированным методами подавления личности. Игры не должны исчезнуть из жизни ребёнка, а иметь обязательное продолжение в школьном обучении и труде, так как они позволяют многогранно раскрыть личность и развить её способности.
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОСТРОВ»
В качестве иллюстрации к вышеизложенному предлагаю разработку контрольного урока за первое полугодие по предмету Основы музыкальной грамоты «Путешествие на Музыкальный остров».
Урок длится 30 минут. В группе 10 детей. Возраст детей – 5 лет.
Игра-путешествие началась в сентябре.
Цель урока: Закрепление основных понятий, обобщение материала, пройденного в первом полугодии.
Задачи:
- Вспомнить названия музыкальных инструментов и уметь определить их на слух
- Правильно написать в тетрадях заданные ноты (до, ре, ми; ми, фа, соль)
- Потренироваться в написании скрипичного ключа
- Постараться определить на слух музыкальный лад и уметь обосновать свой ответ
- Спеть и сыграть звукоряд на колокольчиках и металлофонах
Ход урока
Здравствуйте, дорогие ребята!
(Включается презентация, слайд № 1)
Сегодня я приготовила для вас сюрприз. Хотите отгадать, какой?
(Дети высказывают свои предположения, возможно, прозвучит предложение послушать новую историю о жителях Музыкального острова)
Вы будете не просто слушать новую историю, а сможете сами отправиться на Музыкальный остров. Как? Конечно, с помощью волшебства. Давайте поколдуем! Кто из вас знает волшебные слова?
(Дети предлагают варианты волшебных слов, мы их хором произносим, и на экране появляется изображение воздушного шара. Слайд № 2)
Мы полетим на воздушном шаре! Все готовы? Высоты не боитесь? Тогда – в путь! (звучит музыка)
Чтобы попасть на Музыкальный остров, нам надо пересечь Музыкальный океан. Океан этот не простой, а волшебный. Ветер приносит сюда задумчивые и нежные мелодии далёких неизвестных стран. И только тот, кто угадает, какой инструмент исполняет мелодию, сможет попасть в Музыкальную страну.
(На слайде № 3 на фоне музыки (Вивальди. Времена года. Весна) появляются музыкальные инструменты.)
Кто из вас догадался, какие инструменты звучали?
Молодцы ребята! Вы замечательно справились с заданием! Вот она, Музыкальная страна! Мы приземляемся! (Слайд № 4)
А кто это нас встречает?
(На экране Доремиша и Мифасолька. Слайд № 5)
Здравствуйте! Я вас вижу впервые, но мне кажется, что мы с вами уже знакомы.
(Дети рассматривают ноты на одежде жителей острова и называют их имена)
А сейчас мы с вами поиграем. Имена Доремиша и Мифасолька можно не только сказать словами, но и сыграть на металлофонах. Кто хочет попробовать? ( Дети играют) Молодцы! Как здорово у вас получилось!
Доремиша и Мифасолька по секрету сказали мне, что, если вы сможете написать их имена в нотных тетрадках, то вас пропустят во дворец к Его Величеству королю Музыкальной страны. Открывайте тетрадки, берите в руки карандаши – и за дело! На экране сейчас появится картинка-подсказка. (Слайд № 6: ноты, которые дети должны перерисовать в тетрадь)
Все справились с заданием отлично! И мы отправляемся во дворец.
А вот и король! (Слайд № 7). Здравствуйте, Ваше Величество! Как красиво у Вас во дворце. А что это за картины висят на стенах, и почему на них изображено одно и то же? Что Вы говорите? Это Ваш герб? И Вы хотите, чтобы мы научились его рисовать? С удовольствием! Мы это уже умеем!
Ребята, кто из вас нарисует на доске скрипичный ключ? (Желающие рисуют мелом на доске, все хором читают стишок)
Завитой красивый знак
Нарисуем мы вот так:
Он красив и всемогущ –
Это наш скрипичный ключ!
(Слайд № 8. На экране появляются два мальчика: грустный и весёлый)
Мне кажется, что с этими жителями волшебной Музыкальной страны мы тоже встречались, но никак не могу вспомнить их имена. Ребята, не подскажете мне? (Дети должны догадаться, что это Мажор и Минор)
И правда, как это я забыла. А как разобраться, кто из них Мажор, а кто – Минор? (Ответы детей) Молодцы!
Мажор и минор приготовили для вас загадки. Но загадки эти не простые, а музыкальные. Сейчас будет звучать музыка, слушайте внимательно и постарайтесь определить, кто дирижирует оркестром, Мажор или Минор.
(Звучат музыкальные фрагменты (Вивальди. Отрывки из конуертов Времена года), дети определяют лад и объясняют своё решение)
Пока мы с вами играли, к королевскому дворцу подъехал необычный дом.
(Слайд № 9)
Смотрите, как забавно, у дома всего одна стена, на которой нарисованы пять линеек. Что это? (Дети дают ответы: дом-нотоносец.)
Кто же может жить в таком доме? (Ответ детей) Правильно, ноты! Давайте их позовём. (Все хором поют гамму До мажор, потом играют гамму на колокольчиках, настроенных в До мажоре, и на металлофонах. По щелчку – появляются ноты, звучит гамма До мажор)
Вот и жители музыкального дома. Они услышали, что мы их зовём, и сразу же появились. Здравствуйте, нотки! Мы рады вас видеть. Но, к сожалению, пришло время возвращаться домой. Воздушный шар уже готов к полёту. Дорогие жители Музыкального острова! Мы с нетерпением будем ждать вас в гости, и поэтому не прощаемся, а говорим:
- До новых встреч!
(Слайд № 10)
Друзья! Наш урок окончен! Спасибо вам за чудесное путешествие!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Баянкина З.В. Познавательные игры по биологии (методические рекомендации для учителей по руководству игровой познавательной деятельностью дошкольников). – Свердловск: Свердл.обл.ИУУ, 1990.
- Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. – Кемерово, 1992.
- Былеева Л., Таборко А. Игра?.. Игра! – М.: Молодая гвардия, 1988.
- Ежемесячный научно-методический и психолого–педагогический журнал Начальная школа №1, 2006.
- Закон РФ об образовании. – М: Политиздат, 1996.
- Лобова А.Ф. Уроки самовыражения – Екатеринбург, 1992.
- Сахарова Л. А. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях. – М: Просвещение, 1986.
- Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Ленинград. «Музыка» 1970
- Сорокова М. Г.. Система М. Монтессори. Теория и практика. 2007
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2006.
- http://www.m-w-m.ru/index.php Сайт «Музыка с мамой»