Цели:
- познакомить с новым жанром искусства – портрет, с художниками-портретистами;
- дать понятие, что такое портрет, обобщённое представление о пропорциях человеческого тела;
- способствовать овладению умением изображения человека в портрете;
- расширить знания детей о выдающихся людях и их творчестве.
Задачи урока:
- знакомство с новыми словами, выражениями, понятиями;
- развитие пространственных представлений детей, воображения;
- овладение умением изображать человека в портрете;
- воспитывать чувство прекрасного, любознательность, самостоятельность, умение общаться и работать в паре, толерантное отношение к внешности одноклассников.
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
- Компьютер с программами
- Перечень: «БЭЭ Кирилла и Мефодия – 2006г.»,CD – «Шедевры мировой классической музыки».
- Программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word, Notebook.
- Рабочая тетрадь, альбом, простой карандаш, краски, палитра, вода.
- Иллюстрации художника Ст. Ковалёва из книги А.С. Пушкина «Сказки» под ред.Вл. Пирожникова, «Урал-пресс», г.Пермь, 1992.
Оформление школьной доски: надпись: «Классная галерея».
Особенности урока: использование интерактивной доски, интегрированных знаний, длительность два академических часа.
Межпредметные связи:
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Литературное чтение
Результатами деятельности учащихся можно считать:
- Повышение интереса к урокам литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.
- Овладение изучаемой терминологией, расширение кругозора учащихся.
- Вызвать интерес к чтению, слушанию классической музыки, к изобразительному искусству.
- Проявить творческие способности детей.
Усвоение учащимися знаний:
- о жанрах искусства,
- видах портрета,
- о художниках – портретистах,
- о пропорциях человеческого тела.
Учащиеся должны продемонстрировать умения:
- работать с карандашом,
- пользоваться красками, коммуникативные умения,
- контролировать свою работу по образцу,
- оценивать свою работу и работу товарищей.
Сценарий урока.
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Беседа.
-Сегодня у нас, ребята, особый урок. Но сначала мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на занятие? Пожалуйста, покажите мне мимикой своё настроение.
- Я рада, что у большинства из вас замечательное настроение. Давайте подбодрим себя, похлопаем в ладоши!
2. Актуализация знаний и мотивация.
Беседа:
- О чём идёт речь, если мы говорим о творческом отражении, о воспроизведении действительности в художественных образах?
(ответы детей) – Показ слайда №1 (Искусство – 1. это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2. Умение, мастерство, знание дела. С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка».)
-Сегодня мы будем говорить о великой силе искусства, а точнее о человеке в искусстве.- Показ слайда №2 («Великая сила искусства. Человек в искусстве».)
- Еще древнегреческий мыслитель, врач Гиппократ сказал: «Жизнь коротка, искусство долговечно». Эти слова дошли до наших дней и стали крылатыми. - Показ слайда № 3.
- Согласны ли вы с Гиппократом?
3. Постановка проблемы (учебной задачи):
Побуждающий диалог.
-Можно ли изобразить человека в искусстве?
-Как это можно сделать? ( ответы детей: нарисовать, вылепить..)
-Как называется такое изображение? (….портрет) -Показ слайда №4 (Портрет – это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. С. И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка».)
- Умеете ли вы рисовать, писать портрет?
- Хотите ли научиться?
-Как вы думаете, сложно ли это сделать?
- Знания, полученные вами сегодня, помогут правильно выполнить эту работу.
- Как называется место, где выставляются картины? (Галерея).
-Сегодня в конце урока мы откроем свою «Классную галерею», в которой будут выставлены ваши работы.
4. Открытие детьми нового знания.
4.1. Подводящий диалог.
-ПОРТРЕТ - изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.
-Но портрет можно не только написать красками, но и описать словом.
-Какой это будет портрет? (Обсуждение в группе по 4 человека).
-Показ слайда №5 (Словесный портрет – это описание наружности человека по определенному методу. С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка».)
- Словесный портрет используется в криминалистике. А также существует литературный портрет.- Показ слайда №6 (Литературный портрет – это художественное изображение, образ литературного героя. С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка».)
- Ребята, подумайте, как называется портрет художника, выполненный им самим? (Обсуждение в группе по 4 человека). - Показ слайда №7 (Автопортрет – это портрет, написанный с самого себя. С.И.Ожегов. «Толковый словарь русского языка».)
-В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов.
-Жанр портрета — один из древнейших. В китайской живописи написать портрет для художника означает «выражать душу», «писать образ», «писать истинную природу человека». -Показ слайда №8.
4.2. Введение в проблему:
а) Беседа:
– Ребята, рассмотрите своего соседа по парте и ответьте на вопросы:
- Какого цвета глаза, волосы?
- Какая причёска?
- Какой овал лица?
-Во что одет ваш сосед?
-Какой твой сосед? Задумчивый, весёлый, грустный …? Предложи свой вариант.
б) Пластический этюд «Художник – модель». Работа в паре.(Физминутка).
- Договоритесь, кто будет художником, кто – моделью (тот, кого рисуют). Повернитесь друг к другу, «художники» в воздухе как бы рисуют портрет соседа по парте по воображаемому контуру. Затем поменяйтесь ролями.
– Постарайтесь запомнить образ своего соседа. А мы переходим к работе по учебнику.
в) Работа по учебнику.
- Прочитайте текст на стр.34. Самостоятельное чтение.
– Художники создают свои произведения не только для себя, своих близких, друзей, но и для всех людей. Художники разных эпох могут отражать мир таким, каким его видели, слышали, чувствовали.
- Рассматривание портрета:
- Кого ты видишь на рисунке? - Показ слайда №9.(И.Крамской. Портрет И.Шишкина).
- Шишкин Иван Иванович — один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик. Сын купца, родился в Елабуге 13 января 1831г.
- Чем прославился этот человек? - Показ слайдов №10 – 15.
- Рассматривание портрета:
- Кого ты видишь на рисунке? - Показ слайда №16. (Н.Кузнецов. Портрет П.И. Чайковского).
- Чем прославился этот человек? ( Чайковский Петр Ильич [25 апреля (7 мая) 1840, Камско-Воткинский завод Вятской губернии, ныне Воткинск, Удмуртия — 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург], русский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург).
- Слушание музыки П. И. Чайковского.( Гиперссылка –музыка на слайде №16).
- Рассматривание портрета:
- Кого ты видишь на рисунке? - Показ слайда №17. ( О.Кипренский. Портрет А.С.Пушкина ).
- Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель современного русского литературного языка.
- Чем прославился этот человек? ( Дети вспоминают сказки, прочитанные на уроках литературного чтения). - Показ слайда №18 – 22 (Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке»).
5. Первичное закрепление.
5.1. Работа по учебнику.
а)- Прочитайте текст на стр.34, последний абзац. Чтение вслух.
б)- Рассматривание портретов на стр. 35. Беседа:
- Кого вы видите на портрете Веласкеса?
- Вам нравится эта девочка? Чем?
- Как вы думаете, она изображена в парадной одежде или в повседневной?
- В какой обстановке изображена Маргарита? Подумайте, что может находиться в комнате: какая мебель, какие ткани? ( Изображение человека в парадной обстановке и парадной одежде называется парадным портретом.)
- Как вы думаете, куда она смотрит?
- Опишите её: глаза, волосы, овал лица, одежда?
- Можно ли назвать девочку прекрасной?
- Кто изображен на портрете В.Серова?
- Мальчики стоят в такой же позе, как Маргарита, или в совершенно иной, свободной, непринужденной?
- На фоне чего изображены мальчики? (Фон – окружающая обстановка, эмоциональная основа изображения).
- Какой колорит ярче, насыщеннее, какой более спокойный, нейтральный?
- Как вы думаете, ребята, какой из этих портретов парный? (Ответы детей).
- Изображение двух людей называется парным портретом.
- О чём могут говорить мальчики? Придумайте для них по фразе.
- Вспомните, с какой картиной В.А.Серова мы знакомились в этом году? (По учебнику с. 6 «Девочка с персиками».)
- Можно ли назвать эту картину портретом? Почему?
в) Беседа по вопросам учебника:
5.2 – По видам различают портреты: поясной, групповой, скульптурный.- Показ слайда №23 (Виды портретов.)
- Показ слайдов № 24-25 (Слайды с портретами).
- Определите, к какому виду относится каждый портрет?
- Леонардо да Винчи. «Мона Лиза». Лувр, Париж. «Джоконда» кисти Леонардо считается воплощением высшего мастерства и тайны живописи. Загадочная, полупечальная, полувосторженная улыбка, тенью скользнувшая по губам молодой женщины, «лунный» пейзаж на втором плане, гармония и спокойствие всего облика создают образ поэтичный и счастливый, таинственный и прекрасный.
5.3 - Работа по рабочей тетради с. 30-31.
- Давайте рассмотрим, какие общие закономерности существуют при рисовании лица человека.
а) рассматривание схемы, по которой можно нарисовать портрет мальчика (мужской) и девочки (женский), пропорции тела на с.30.
б) определение формы лица своего друга по схеме на с.31.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:
Практическая работа в музыкальном сопровождении (П.И.Чайковский). Дети выполняют пробные зарисовки лиц на с.31.рабочей тетради.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Практическая работа в альбоме.
- Попробуйте нарисовать портрет друга и добиться сходства черт лица, причёски.
8. Рефлексия деятельности (итог урока).
8.1. Беседа:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Каких художников-портретистов вы знаете?
- Каких великих людей мы сегодня вспомнили?
- Кто из них является нашим земляком?
- С какими видами портрета познакомились?
- Довольны ли вы своей работой?
-Что получилось?
- Что было самым сложным?
- Над чем ещё надо поработать?
8.2. Выставка портретов в «Классной галерее».
- Замечательная выставка получилась у нас! Похлопаем себе! Покажите своё настроение мимикой.
8.3. Домашнее задание:
Принести фотографии, вырезки из журналов, которые можно назвать портретом.