Тип урока: обобщение пройденного материала
Форма проведения: урок-игра.
Задачи образовательные: углубление, обобщение, закрепление и контроль знаний по темам «Развитие эволюционного учения», «Адаптации к окружающей среде», «Биологические последствия адаптаций»
Воспитательные: формирование навыка работы в команде.
Развивающие: продолжить расширять знания о многообразии видов в природе; развитие логического мышления.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, слайд-шоу в программе Notebook с заданиями игры, карточки с заданиями.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс», авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Данный урок проводился среди учеников 9 класса. (Возможно проведение между командами разных классов). Количество заданий можно и время на их выполнение определяется в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Учащиеся класса делятся на 4 команды (по 6 человек).
Каждая команда выбирает капитана. Капитан составляет список участников своей команды. После очередного этапа конкурса он отмечает активность каждого участника в таблице. Таблица раздается перед началом игры. (Приложение №1)
На выполнение каждого задания отводится определенное количество времени. После истечения которого, ничего дописывать и исправлять в бланке ответов нельзя.
На интерактивную доску выводится задания по каждому этапу. Ведущий (учитель) зачитывает задание и следит за временем выполнения. Перед каждым новым этапом, командам дается бланк для ответов. После выполнения задания эти бланки собираются и подсчитываются баллы
Задание №1 (1 балл). Разминка. (слайд №2)
Соотнесите термин с его определением:
1. Эволюция | А. Процесс преимущественного выживания и размножения наиболее приспособленных и гибель менее приспособленных. |
2. Адаптация | Б. Приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами |
3. Маскировка | В. Необратимый и направленный процесс исторического развития живой природы |
4. Естественный отбор | Г. Особенности внутреннего, внешнего строения и поведения организма, позволяющих выжить в определенных условиях среды |
5. Борьба за существование | Д. Подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенному другого вида |
6. Мимикрия | Е. Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды |
Ответы ученики заносят в таблицу: (Приложение)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу (максимальное количество - 10 баллов). Ответ: 1-В , 2-Г , 3-Б , 4-А , 5-Е , 6-Д.
1. Таланиливый, невезучий. |
1. Трудолюбивый обстоятельный. |
1. Эрудит, верующий. |
Задание №2. Определите, о каком ученом идет речь (3 балла). (слайд №3)
На интерактивной доске демонстрируются портреты ученых без подписей. Учащиеся должны соотнести высказывания с именами и портретами ученых. (Ответ: I - Ж.Б.Ламарк, II - Ч.Дарвин, III - К.Линней.)
Задание №3 (3 балла). Развитие эволюционных представлений.
С точки зрения каждого из ученых (К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин) объясните механизм возникновения длинной шеи у жирафа. (слайд №4)
Ответы заносятся в таблицу:
К. Линней | Ж.Б. Ламарк | Ч.Дарвин |
Ответ: К.Линней: Жираф изначально создан «Творцом» с длинной шеей.
Ж.Б. Ламарк: Длинная шея у жирафа появилась в результате: внутреннего стремления к прогрессу; упражнение и не упражнение органов и их изменения; приобретенные признаки передаются по наследству.
Ч. Дарвин: У предков жирафа возникли мутации, приведшие к удлинению шеи. Жирафы с более длинными шеями имели больше возможностей выжить в борьбе за существование (т.к. использовали листья высоких ветвей). В результате естественного отбора также имели возможность выжить и дать потомство. (слайд №5)
Задание №4. Формы естественного отбора (6 баллов). (слайд №6)
(На интерактивной доске демонстрируются изображения зайца-беляка и американского пустынного зайца)
Почему в Сибири преимущественно выживают зайцы со средними размерами ушных раковин, а уши зайцев, живущих южнее, имеют большие размеры? Назовите, какую форму естественного отбора иллюстрируют эти кадры. (Ответ скрыт под затемнением на интерактивной доске: У зайцев в южных районах ушные раковины способствуют теплоотдаче. В холодном сибирском климате у зайцев с большими ушными раковинами большая вероятность погибнуть от переохлаждения. Поэтому в этих условиях выживают зайцы со средними размерами ушных раковин. А в южных условиях зайцы с небольшими ушами быстрее перегреваются. В этом случае действует стабилизирующая форма естественного отбора.)
Задание №5. Назовите приспособления у млекопитающих к сезонным изменениям среды. (6 баллов). (слайд №7)
(Ответ: Впадают в спячку;мигрируют в поисках корма;запасают корм;накапливают жир;меняют и обрастают густым мехом;сезонные изменения окраски;
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Задание №6. Назовите адаптации к условиям пустыни у обыкновенной опунции.
(6 баллов). (слайд №8)
(Ответ: утратили листья, чтобы уменьшить количество испаряемой влаги. Осуществляется фотосинтез в стебле и ветвях. В мясистых тканях развита водоносная ткань, в которой накапливается вода. Восковой налет на стеблях и ветвях. Мало устьиц, они расположены в небольших углублениях и открываются только ночью. Шипы и колючки – защита от растительноядных животных.
Задание №7. Назовите форму адаптации и поясните ее значение. (5 баллов) На интерактивной доске демонстрируются фотографии животных с различными видами адаптаций (маскировка, покровительственная окраска, мимикрия, предупреждающая окраска, приспособительное поведение). Команды должны указать форму адаптации. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (всего 5 баллов). (слайд №9- 14)
Задание №8. Определите вид борьбы за существование. (6 баллов). На доске демонстрируется слайд, где перечислены некоторые причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар. (Участники записывают цифру в соответствующую колонку, предложенной таблицы) (приложение №3)
1. Всходами питаются травоядные животные; 2. Мешают другие, более высокие растения, они их затеняют, препятствуют распространению семян ветром; 3. Сами одуванчики конкурируют друг с другом; 4. Растения гибнут от сильных морозов и засухи; 5. Растения гибнут болезней; 6. Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах. (слайд №15)
Задание №9: Критерии вида. Определите критерии вида (6 баллов). На доске демонстрируется слайд с филвордом (Приложение №4), в котором зашифрованы критерии вида: морфологический, экологический, физиологический, биохимический, генетический, этологический. Участники отмечают найденные критерии. (слайд №16-17)
Задание №10. Соотнесите показатель с процессом макроэволюции (3 балла). На доске демонстрируется слайд, где перечислены показатели, характерные для биологического прогресса и биологического регресса: возрастание приспособленности организмов к среде, уменьшение численности особей в популяции, сужение ареала, снижение приспособленности организмов к среде, расширение ареала, уменьшение числа систематических групп, увеличение количества подчиненных систематических групп, увеличение численности особей. Их необходимо разнести на две группы. (слайд №18)
Задание №11. Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит развитие данных организмов. (5 баллов) На интерактивной доске демонстрируются фотографии выхухоли, серой крысы, одуванчика, ондатры, амурского тигра. Необходимо указать прогрессирует или регрессирует вид. За каждый правильный ответ 1 балл. (слайд №19)
Задание №12. Назовите главные направления эволюции (3 балла). Учащиеся должны назвать главные направления эволюции и дать им определения. (На интерактивной доске под затемнением скрыты правильные ответы)
(Ответ: Ароморфоз- усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень.
Идиоадаптация-приспособление к условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не меняющее уровня организации организма.
Дегенерация-упрощение организации, ведущее к исчезновению органов активной жизни. (слайд №20)
Задание №13. Определите направление эволюции на конкретных примерах. (1 балл за правильный ответ). (Участники записывают цифру в соответствующую колонку таблицы (Приложение №5)) 1. возникновение хлорофилла; 2. возникновение фотосинтеза; 3. образование ластов у дельфинов; 4. утрата листьев и превращение их в колючки; 5. появление сочной мякоти в сочных плодах; 6. появление корней у папоротников; 7. появление плода у покрытосеменных; 8. появление нектара у насекомоопыляемых растений; 9. утрата органов кровообращения у цепня; 10. утрата корней у повилики.
Ответ: На этом же слайде под затемнением скрыт правильный ответ. Учащиеся тут же могут проверить правильность своих суждений. (слайд №21)
Задание №14. Общие закономерности эволюции (3балла)
Укажите закономерность эволюции, которая продемонстрирована на слайде и какие таксономические единицы подвергаются данному процессу.
(Ответ: Процесс расхождения признаков у генетически близких жизненных форм в результате их приспособления к различным условиям существования – дивергенция.
Дивергировать могут виды, роды, семейства, отряды) (слайд №22-23)
Задание №15. Назовите закономерность эволюции, которая наблюдается в сходстве формы тела и плавников у китовой акулы и касатки. Ответ скрыт под затемнением. После того как учащиеся ответят, ведущий открывает правильный ответ.
(Ответ: Явление возникновения сходных приспособлений к одинаковым условиям существования у далеких в систематическом отношении организмов на базе различных по происхождению органов– конвергенция). (слайд № 24-25)
Задание № 16. Назовите форму конвергентного развития, свойственного для генетически близких групп организмов. (Ответ: параллелизм) (слайд №26)
После выполнения задания №16 подсчитываются баллы. А в это время ведущий предлагает командам выполнить еще одно задание. За это задание не начисляются баллы и время на выполнение не ограничивается.
Задание №17. Правдивы ли утверждения? (Приложение №6)
На интерактивной доске демонстрируются слайды с утверждениями. Определите, правдивы ли они и если да, то объяснить почему. Ведущий зачитывает каждый вопрос. Правильный ответ на слайде закрыт «шторкой». После того, как команды ответят, «шторка» убирается и показывается правильный ответ.
- Правда ли, что самки рыбы атерины, обитающей у побережья Калифорнии, во время высоких приливов подплывают к берегу и закапывают в песок икру, а после нереста возвращаются в море? Ответ: Правда. Личинки выходят из икринок во время следующего высокого прилива. С ритмом приливов и отливов связано и размножение некоторых обитателей этой зоны. Таким образом, нерест атерины зависит от определённой фазы Луны. (слайд №27)
- Правда ли, что у рыбы саргана кости имеют зеленоватый или даже ярко-зеленый цвет? Если правда, то чем это можно объяснить? Ответ: Объясняется это тем, что в костях, коже, чешуе, лучах плавников саргана откладывается пигментное вещество - продукт обмена у этих видов рыб. (слайд №28)
- Правда ли, что самка броненосца обладает уникальной способностью: при стрессовых ситуациях она может задерживать роды на срок до двух лет? Если это так, то для чего это нужно? Ответ: Задержав имплантацию эмбриона, броненосец может ожидать более благоприятных условий и таким образом дает своему потомству больше шансов на выживание. (слайд №29)
- Правда ли, что хамелеоны могут выбрасывать свой язык на расстояние, равное половине длины туловища, а также его глаза способны вращаться независимо друг от друга?
Ответ: Правда. Благодаря этому хамелеон может смотреть одновременно во все стороны, не двигая головой. (слайд №30) - Правда ли, что нападая на свою жертву, акулы закрывают глаза? Если правда, то для чего они это делают? Ответ: Правда. Акулы закрывают глаза, чтобы бьющаяся добыча их не поранила. (слайд №31)
- Почему дельфины спят с одним открытым глазом? Для чего это нужно?
Ответ: У дельфинов одно полушарие головного мозга отдыхает, а другое бодрствует - поэтому и один глаз открыт. А затем наоборот - отдыхает второе полушарие и бодрствует первое. Это необходимо , чтобы во время сна дельфин периодически всплывал на поверхность , чтобы вдохнуть воздух - в противном случае во время сна он потеряет над собой контроль и без воздуха он погибнет . (слайд №32) - Правда ли, что рыбы могут менять пол?
Ответ: Правда. Многие виды рыб умеют менять пол, в зависимости от гормонального цикла и даже от окружающей среды. А некоторые представители имеют органы обоих полов одновременно. (слайд №33)
В конце игры подводятся итоги. Участники высказывают свое впечатление об игре (понравилось/не понравилось, какие задания вызвали затруднения, какие были легкие, пожелание на будущее).
Объявляется количество баллов каждой команды, определяются победители. Выставляются оценки.