Эволюция в вопросах и ответах

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: обобщение пройденного материала

Форма проведения: урок-игра.

Задачи образовательные: углубление, обобщение, закрепление и контроль знаний по темам «Развитие эволюционного учения», «Адаптации к окружающей среде», «Биологические последствия адаптаций»

Воспитательные: формирование навыка работы в команде.

Развивающие: продолжить расширять знания о многообразии видов в природе; развитие логического мышления.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, слайд-шоу в программе Notebook с заданиями игры, карточки с заданиями.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс», авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Данный урок проводился среди учеников 9 класса. (Возможно проведение между командами разных классов). Количество заданий можно и время на их выполнение определяется в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Учащиеся класса делятся на 4 команды (по 6 человек).

Каждая команда выбирает капитана. Капитан составляет список участников своей команды. После очередного этапа конкурса он отмечает активность каждого участника в таблице. Таблица раздается перед началом игры. (Приложение №1)

На выполнение каждого задания отводится определенное количество времени. После истечения которого, ничего дописывать и исправлять в бланке ответов нельзя.

На интерактивную доску выводится задания по каждому этапу. Ведущий (учитель) зачитывает задание и следит за временем выполнения. Перед каждым новым этапом, командам дается бланк для ответов. После выполнения задания эти бланки собираются и подсчитываются баллы

Задание №1 (1 балл). Разминка. (слайд №2)

Соотнесите термин с его определением:

1. Эволюция А. Процесс преимущественного выживания и размножения наиболее приспособленных и гибель менее приспособленных.
2. Адаптация Б. Приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами
3. Маскировка В. Необратимый и направленный процесс исторического развития живой природы
4. Естественный отбор Г. Особенности внутреннего, внешнего строения и поведения организма, позволяющих выжить в определенных условиях среды
5. Борьба за существование Д. Подражание менее защищенных организмов одного вида более защищенному другого вида
6. Мимикрия Е. Совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды

Ответы ученики заносят в таблицу: (Приложение)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
                   

За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу (максимальное количество - 10 баллов). Ответ: 1-В , 2-Г , 3-Б , 4-А , 5-Е , 6-Д.

I

1. Таланиливый, невезучий.
2. Боролся, отстаивал, доказывал.
3. Создал первое эволюционное учение.
4. Творец.

II

1. Трудолюбивый обстоятельный.
2. Путешествовал, наблюдал, анализировал.
3. Выяснил причины эволюции живого.
4. Гений.

III

1. Эрудит, верующий.
2. Описывал, систематизировал, организовывал.
3. Создал лучшую искусственную систему.
4. Трудоголик.

Задание №2. Определите, о каком ученом идет речь (3 балла). (слайд №3)

На интерактивной доске демонстрируются портреты ученых без подписей. Учащиеся должны соотнести высказывания с именами и портретами ученых. (Ответ: I - Ж.Б.Ламарк, II - Ч.Дарвин, III - К.Линней.)

Задание №3 (3 балла). Развитие эволюционных представлений.

С точки зрения каждого из ученых (К. Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин) объясните механизм возникновения длинной шеи у жирафа. (слайд №4)

Ответы заносятся в таблицу:

К. Линней Ж.Б. Ламарк Ч.Дарвин
     

Ответ: К.Линней: Жираф изначально создан «Творцом» с длинной шеей.

Ж.Б. Ламарк: Длинная шея у жирафа появилась в результате: внутреннего стремления к прогрессу; упражнение и не упражнение органов и их изменения; приобретенные признаки передаются по наследству.

Ч. Дарвин: У предков жирафа возникли мутации, приведшие к удлинению шеи. Жирафы с более длинными шеями имели больше возможностей выжить в борьбе за существование (т.к. использовали листья высоких ветвей). В результате естественного отбора также имели возможность выжить и дать потомство. (слайд №5)

Задание №4. Формы естественного отбора (6 баллов). (слайд №6)

(На интерактивной доске демонстрируются изображения зайца-беляка и американского пустынного зайца)

Почему в Сибири преимущественно выживают зайцы со средними размерами ушных раковин, а уши зайцев, живущих южнее, имеют большие размеры? Назовите, какую форму естественного отбора иллюстрируют эти кадры. (Ответ скрыт под затемнением на интерактивной доске: У зайцев в южных районах ушные раковины способствуют теплоотдаче. В холодном сибирском климате у зайцев с большими ушными раковинами большая вероятность погибнуть от переохлаждения. Поэтому в этих условиях выживают зайцы со средними размерами ушных раковин. А в южных условиях зайцы с небольшими ушами быстрее перегреваются. В этом случае действует стабилизирующая форма естественного отбора.)

Задание №5. Назовите приспособления у млекопитающих к сезонным изменениям среды. (6 баллов). (слайд №7)

(Ответ: Впадают в спячку;мигрируют в поисках корма;запасают корм;накапливают жир;меняют и обрастают густым мехом;сезонные изменения окраски;

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Задание №6. Назовите адаптации к условиям пустыни у обыкновенной опунции.

(6 баллов). (слайд №8)

(Ответ: утратили листья, чтобы уменьшить количество испаряемой влаги. Осуществляется фотосинтез в стебле и ветвях. В мясистых тканях развита водоносная ткань, в которой накапливается вода. Восковой налет на стеблях и ветвях. Мало устьиц, они расположены в небольших углублениях и открываются только ночью. Шипы и колючки – защита от растительноядных животных.

Задание №7. Назовите форму адаптации и поясните ее значение. (5 баллов) На интерактивной доске демонстрируются фотографии животных с различными видами адаптаций (маскировка, покровительственная окраска, мимикрия, предупреждающая окраска, приспособительное поведение). Команды должны указать форму адаптации. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (всего 5 баллов). (слайд №9- 14)

Задание №8. Определите вид борьбы за существование. (6 баллов). На доске демонстрируется слайд, где перечислены некоторые причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар. (Участники записывают цифру в соответствующую колонку, предложенной таблицы) (приложение №3)

1. Всходами питаются травоядные животные; 2. Мешают другие, более высокие растения, они их затеняют, препятствуют распространению семян ветром; 3. Сами одуванчики конкурируют друг с другом; 4. Растения гибнут от сильных морозов и засухи; 5. Растения гибнут болезней; 6. Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах. (слайд №15)

Задание №9: Критерии вида. Определите критерии вида (6 баллов). На доске демонстрируется слайд с филвордом (Приложение №4), в котором зашифрованы критерии вида: морфологический, экологический, физиологический, биохимический, генетический, этологический. Участники отмечают найденные критерии. (слайд №16-17)

Задание №10. Соотнесите показатель с процессом макроэволюции (3 балла). На доске демонстрируется слайд, где перечислены показатели, характерные для биологического прогресса и биологического регресса: возрастание приспособленности организмов к среде, уменьшение численности особей в популяции, сужение ареала, снижение приспособленности организмов к среде, расширение ареала, уменьшение числа систематических групп, увеличение количества подчиненных систематических групп, увеличение численности особей. Их необходимо разнести на две группы. (слайд №18)

Задание №11. Установите соответствие между организмом и направлением эволюции, по которому в настоящее время происходит развитие данных организмов. (5 баллов) На интерактивной доске демонстрируются фотографии выхухоли, серой крысы, одуванчика, ондатры, амурского тигра. Необходимо указать прогрессирует или регрессирует вид. За каждый правильный ответ 1 балл. (слайд №19)

Задание №12. Назовите главные направления эволюции (3 балла). Учащиеся должны назвать главные направления эволюции и дать им определения. (На интерактивной доске под затемнением скрыты правильные ответы)

(Ответ: Ароморфоз- усложнение структурно-функциональной организации, поднятие ее на более высокий уровень.

Идиоадаптация-приспособление к условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не меняющее уровня организации организма.

Дегенерация-упрощение организации, ведущее к исчезновению органов активной жизни. (слайд №20)

Задание №13. Определите направление эволюции на конкретных примерах. (1 балл за правильный ответ). (Участники записывают цифру в соответствующую колонку таблицы (Приложение №5)) 1. возникновение хлорофилла; 2. возникновение фотосинтеза; 3. образование ластов у дельфинов; 4. утрата листьев и превращение их в колючки; 5. появление сочной мякоти в сочных плодах; 6. появление корней у папоротников; 7. появление плода у покрытосеменных; 8. появление нектара у насекомоопыляемых растений; 9. утрата органов кровообращения у цепня; 10. утрата корней у повилики.

Ответ: На этом же слайде под затемнением скрыт правильный ответ. Учащиеся тут же могут проверить правильность своих суждений. (слайд №21)

Задание №14. Общие закономерности эволюции (3балла)

Укажите закономерность эволюции, которая продемонстрирована на слайде и какие таксономические единицы подвергаются данному процессу.

(Ответ: Процесс расхождения признаков у генетически близких жизненных форм в результате их приспособления к различным условиям существования – дивергенция.

Дивергировать могут виды, роды, семейства, отряды) (слайд №22-23)

Задание №15. Назовите закономерность эволюции, которая наблюдается в сходстве формы тела и плавников у китовой акулы и касатки. Ответ скрыт под затемнением. После того как учащиеся ответят, ведущий открывает правильный ответ.

(Ответ: Явление возникновения сходных приспособлений к одинаковым условиям существования у далеких в систематическом отношении организмов на базе различных по происхождению органов– конвергенция). (слайд № 24-25)

Задание № 16. Назовите форму конвергентного развития, свойственного для генетически близких групп организмов. (Ответ: параллелизм) (слайд №26)

После выполнения задания №16 подсчитываются баллы. А в это время ведущий предлагает командам выполнить еще одно задание. За это задание не начисляются баллы и время на выполнение не ограничивается.

Задание №17. Правдивы ли утверждения? (Приложение №6)

На интерактивной доске демонстрируются слайды с утверждениями. Определите, правдивы ли они и если да, то объяснить почему. Ведущий зачитывает каждый вопрос. Правильный ответ на слайде закрыт «шторкой». После того, как команды ответят, «шторка» убирается и показывается правильный ответ.

  1. Правда ли, что самки рыбы атерины, обитающей у побережья Калифорнии, во время высоких приливов подплывают к берегу и закапывают в песок икру, а после нереста возвращаются в море? Ответ: Правда. Личинки выходят из икринок во время следующего высокого прилива. С ритмом приливов и отливов связано и размножение некоторых обитателей этой зоны. Таким образом, нерест атерины зависит от определённой фазы Луны. (слайд №27)
  2. Правда ли, что у рыбы саргана кости имеют зеленоватый или даже ярко-зеленый цвет? Если правда, то чем это можно объяснить? Ответ: Объясняется это тем, что в костях, коже, чешуе, лучах плавников саргана откладывается пигментное вещество - продукт обмена у этих видов рыб. (слайд №28)
  3. Правда ли, что самка броненосца обладает уникальной способностью: при стрессовых ситуациях она может задерживать роды на срок до двух лет? Если это так, то для чего это нужно? Ответ: Задержав имплантацию эмбриона, броненосец может ожидать более благоприятных условий и таким образом дает своему потомству больше шансов на выживание. (слайд №29)
  4. Правда ли, что хамелеоны могут выбрасывать свой язык на расстояние, равное половине длины туловища, а также его глаза способны вращаться независимо друг от друга?
    Ответ: Правда. Благодаря этому хамелеон может смотреть одновременно во все стороны, не двигая головой. (слайд №30)
  5. Правда ли, что нападая на свою жертву, акулы закрывают глаза? Если правда, то для чего они это делают? Ответ: Правда. Акулы закрывают глаза, чтобы бьющаяся добыча их не поранила. (слайд №31)
  6. Почему дельфины спят с одним открытым глазом? Для чего это нужно?
    Ответ: У дельфинов одно полушарие головного мозга отдыхает, а другое бодрствует - поэтому и один глаз открыт. А затем наоборот - отдыхает второе полушарие и бодрствует первое. Это необходимо , чтобы во время сна дельфин периодически всплывал на поверхность , чтобы вдохнуть воздух - в противном случае во время сна он потеряет над собой контроль и без воздуха он погибнет . (слайд №32)
  7. Правда ли, что рыбы могут менять пол?
    Ответ: Правда. Многие виды рыб умеют менять пол, в зависимости от гормонального цикла и даже от окружающей среды. А некоторые представители имеют органы обоих полов одновременно. (слайд №33)

В конце игры подводятся итоги. Участники высказывают свое впечатление об игре (понравилось/не понравилось, какие задания вызвали затруднения, какие были легкие, пожелание на будущее).

Объявляется количество баллов каждой команды, определяются победители. Выставляются оценки.

Приложения 1-5

Приложение для интерактивной доски.