Природа и природные ресурсы Западной Сибири

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель урока: сформировать представление об особенностях природы и ресурсах Западной Сибири

Задачи урока:

  1. образовательные: отрабатывать навыки составления характеристики ЭГП района, актуализировать знания о природе Западной Сибири, о взаимосвязях природных компонентов
  2. развивающие: развивать умение работать с картами и другими источниками информации, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение)
  3. воспитательные: повышать интерес к изучаемому предмету, побуждать к поиску новых, дополнительных знаний, формировать умения работать в группе

Оборудование: Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким В.Э. География России. 9 класс – М., Дрофа, 2008 год, рабочая тетрадь к учебнику географии, атласы по географии России 8 и 9 классов, презентация «Западная Сибирь», мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

I. блок: мотивационно-целевой.

Здравствуйте! Сегодня я не учитель географии, а вы не ученики, мы учёные – географы. Нам предстоит исследовательская работа в НИИ Западной Сибири.

II. блок: информационно-содержательный.

1. Активизация знаний полученных в 6-8 классах

С чем ассоциируется у вас Западная Сибирь? (тайга, болота, мошка, равнина и т. д.)

2. Исследовательская работа

Предлагаю разделить класс на группы-исследователей:

  1. Геоморфологи
  2. Климатологи
  3. Гидрологи
  4. Почвоведы
  5. Ландшафтоведы

Каждая группа в течение 10 минут должна вспомнить, что знает о природе Западной Сибири. (При необходимости группам выдаются инструкции.)

Инструкции:

Геоморфология – наука, изучающая строение и развитие рельефа.

Используя карты атласа, вспомните особенности тектонического строения, формы рельефа, отметки высот Западной Сибири.

Климатология – наука, изучающая климат.

Используя карты атласа, вспомните, какие воздушные массы влияют на климат региона, какие средние температуры января и июля, годовое количество осадков их распределение.

Гидрология – наука, изучающая внутренние воды.

Используя карты атласа, вспомните крупные реки региона, объясните характер течения и тип питания. Найдите другие виды внутренних вод (озёра, болота, вечная мерзлота).

Почвоведение – наука, изучающая типы почв.

Используя карты атласа, вспомните, какие типы почв сформировались в регионе и условия формирования.

Ландшафтоведение – наука, изучающая природные комплексы (природные зоны). Используя карты атласа, вспомните, какие природные зоны формируются в пределах Западной Сибири.

III. блок: аналитический

Прежде чем группы представят исследования по своим вопросам, необходимо дать оценку экономико-географического положения Западной Сибири. В рабочих тетрадях выполняем задание 1 на стр. 107. (Параллельно выполняется задание на интерактивной доске)

Слайд 2

- Какие моря омывают Западную Сибирь?

- Какие страны имеют общую границу с Западной Сибирью?

- Какие экономические районы граничат с Западной Сибирью?

- Покажите границу России и границу района.

Вывод: Западная Сибирь ближайший к европейской части России район Восточного макрарегиона.

Какие субъекты Федерации входят в состав района? В рабочих тетрадях продолжаем выполнять задание 1 на стр. 107.

Слайд 3

- Нанесите границы субъектов Федерации.

- Подпишите административные центры

IV. блок: отчёт по группам

Предоставляем слово исследователям. От каждой группы по одному представителю.

Слайд 4

Результаты исследований мы будем заносить в таблицу.

Слайд 5

Первая группа исследовала рельеф Западной Сибири и отвечала на вопрос: Объясните причины выровненного характера рельефа Западной Сибири?

Слайды 6 и 7

(можно использовать для иллюстрации ответов учащихся)

Слайд 8

Проверьте правильность заполнения таблицы.

Западно-Сибирская плита. На юге: байкальская, каледонская, герцинская складчатости. Преобладает равнинный рельеф – Западно-Сибирская, Васюганская равнины, Барабинская низменность. Горы Алтай (г. Белуха – 4082 м), Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж.

Слайд 9

Вторая группа исследовала климат Западной Сибири и готова ответить на вопрос: Чем характеризуется климат Западной Сибири?

Слайд 10

(можно использовать для иллюстрации ответов учащихся)

Слайд 11

Проверьте правильность заполнения таблицы.

Арктический, субарктический и умеренный пояса. Преобладает умеренно континентальный климат. ВМ: континентальные арктические, континентальные умеренные. Средние t января -32°С на севере, -24°С на юге; t июля +8°С на севере, +16°С на юге. Среднегодовое количество осадков 400–600 мм в год.

Слайд 12

Третья группа исследовала внутренние воды Западной Сибири и отвечала на вопрос: Каковы главные особенности внутренних вод Западной Сибири?

Слайд 13

(можно использовать для иллюстрации ответов учащихся)

Слайд 14

Проверьте правильность заполнения таблицы.

Обь с притоками Иртыш, Ишим, Тобол, Чулым, Кеть; Надым, Пур, Таз – реки бассейна Северного Ледовитого океана. Имеют смешанное питание, весеннее половодье. Озера на юге солёные – Чаны, Кулунда. Телецкое озеро – пресное. На севере и в центре болота и многолетняя мерзлота

Слайд 15

Четвёртая группа исследовала почвы Западной Сибири и приготовила ответ на вопрос: Определите типы почв Западной Сибири?

Слайд 16

(можно использовать для иллюстрации ответов учащихся)

Слайд 17

Проверьте правильность заполнения таблицы.

Арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, лугово-чернозёмные, чернозёмные, горно-таёжные.

Слайд 18

Пятая группа исследовала ландшафт Западной Сибири и отвечала на вопрос: Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западной Сибири?

Слайд 19

(можно использовать для иллюстрации ответов учащихся)

Слайд 20

Проверьте правильность заполнения таблицы

Арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, лесостепи и степи.

Какой можно сделать вывод о природных условиях Западной Сибири? Природные условия разнообразные, но освоение территории осложнено суровыми климатическими условиями, заболоченностью территории, вечной мерзлотой и большим количеством кровососущих насекомых.

Слайд 21

Дайте хозяйственную оценку природных ресурсов Западной Сибири. (Это задание можно дать в начале урока шестой группе эконом-географов, как опережающее по § 49 )

Слайды 22, 23, 24, 25, 26

Минеральные ресурсы:

  1. 90% газа России (Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО)
  2. 75% нефти России (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО)
  3. Каменный уголь – Кузбасс
  4. Железная руда – Горная Шория
  5. Поваренная соль – Бурла
  6. Глауберовая соль – Кучук
  7. 90% торфа России (Западно-Сибирская низменность)

Агроклиматические ресурсы:

  1. Холодно-умеренный подпояс
  2. Сумма активных температур от 400 до 2200°С,
  3. 0,55 < К у > 1,00

Водные ресурсы:

  1. Более 2 тыс. рек
  2. ¼ часть стока российских рек
  3. Крупные реки судоходны
  4. На юге реки используют для орошения

Земельные ресурсы:

  • Площадь пашни 15% от РФ
  • На юге – чернозёмы
  • На севере – оленьи пастбища
  • Площадь лесов 81,1 млн. га

Лесные ресурсы:

  • III место по запасам древесины (ель, кедр, пихта)
  • Лесные ресурсы сосредоточены в Томской, Тюменской областях, Республике Алтай

Слайд 27 Информацию о природных ресурсах можно заполнять на интерактивной доске

Вывод: Район обладает огромными природными ресурсами, особенно топливными, лесными, водными, земельными. Эти богатства основа развития хозяйства.

V. блок: заключительный

  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  2. Могут ли эти знания пригодиться вам в жизни?
  3. О чём бы вы хотели узнать больше?

VI. блок: домашнее задание.

  1. § 49.
  2. оформить краткий путеводитель-справочник по Западной Сибири (задание выполняется по желанию)