Цель урока: сформировать представление об особенностях природы и ресурсах Западной Сибири
Задачи урока:
- образовательные: отрабатывать навыки составления характеристики ЭГП района, актуализировать знания о природе Западной Сибири, о взаимосвязях природных компонентов
- развивающие: развивать умение работать с картами и другими источниками информации, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение)
- воспитательные: повышать интерес к изучаемому предмету, побуждать к поиску новых, дополнительных знаний, формировать умения работать в группе
Оборудование: Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким В.Э. География России. 9 класс – М., Дрофа, 2008 год, рабочая тетрадь к учебнику географии, атласы по географии России 8 и 9 классов, презентация «Западная Сибирь», мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
I. блок: мотивационно-целевой.
Здравствуйте! Сегодня я не учитель географии, а вы не ученики, мы учёные – географы. Нам предстоит исследовательская работа в НИИ Западной Сибири.
II. блок: информационно-содержательный.
1. Активизация знаний полученных в 6-8 классах
С чем ассоциируется у вас Западная Сибирь? (тайга, болота, мошка, равнина и т. д.)
2. Исследовательская работа
Предлагаю разделить класс на группы-исследователей:
- Геоморфологи
- Климатологи
- Гидрологи
- Почвоведы
- Ландшафтоведы
Каждая группа в течение 10 минут должна вспомнить, что знает о природе Западной Сибири. (При необходимости группам выдаются инструкции.)
Инструкции:
Геоморфология – наука, изучающая строение и развитие рельефа.
Используя карты атласа, вспомните особенности тектонического строения, формы рельефа, отметки высот Западной Сибири.
Климатология – наука, изучающая климат.
Используя карты атласа, вспомните, какие воздушные массы влияют на климат региона, какие средние температуры января и июля, годовое количество осадков их распределение.
Гидрология – наука, изучающая внутренние воды.
Используя карты атласа, вспомните крупные реки региона, объясните характер течения и тип питания. Найдите другие виды внутренних вод (озёра, болота, вечная мерзлота).
Почвоведение – наука, изучающая типы почв.
Используя карты атласа, вспомните, какие типы почв сформировались в регионе и условия формирования.
Ландшафтоведение – наука, изучающая природные комплексы (природные зоны). Используя карты атласа, вспомните, какие природные зоны формируются в пределах Западной Сибири.
III. блок: аналитический
Прежде чем группы представят исследования по своим вопросам, необходимо дать оценку экономико-географического положения Западной Сибири. В рабочих тетрадях выполняем задание 1 на стр. 107. (Параллельно выполняется задание на интерактивной доске)
Слайд 2
- Какие моря омывают Западную Сибирь?
- Какие страны имеют общую границу с Западной Сибирью?
- Какие экономические районы граничат с Западной Сибирью?
- Покажите границу России и границу района.
Вывод: Западная Сибирь ближайший к европейской части России район Восточного макрарегиона.
Какие субъекты Федерации входят в состав района? В рабочих тетрадях продолжаем выполнять задание 1 на стр. 107.
Слайд 3
- Нанесите границы субъектов Федерации.
- Подпишите административные центры
IV. блок: отчёт по группам
Предоставляем слово исследователям. От каждой группы по одному представителю.
Слайд 4
Результаты исследований мы будем заносить в таблицу.
Слайд 5
Первая группа исследовала рельеф Западной Сибири и отвечала на вопрос: Объясните причины выровненного характера рельефа Западной Сибири?
Слайды 6 и 7
(можно использовать для иллюстрации ответов учащихся)
Слайд 8
Проверьте правильность заполнения таблицы.
Западно-Сибирская плита. На юге: байкальская, каледонская, герцинская складчатости. Преобладает равнинный рельеф – Западно-Сибирская, Васюганская равнины, Барабинская низменность. Горы Алтай (г. Белуха – 4082 м), Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж.
Слайд 9
Вторая группа исследовала климат Западной Сибири и готова ответить на вопрос: Чем характеризуется климат Западной Сибири?
Слайд 10
(можно использовать для иллюстрации ответов учащихся)
Слайд 11
Проверьте правильность заполнения таблицы.
Арктический, субарктический и умеренный пояса. Преобладает умеренно континентальный климат. ВМ: континентальные арктические, континентальные умеренные. Средние t января -32°С на севере, -24°С на юге; t июля +8°С на севере, +16°С на юге. Среднегодовое количество осадков 400–600 мм в год.
Слайд 12
Третья группа исследовала внутренние воды Западной Сибири и отвечала на вопрос: Каковы главные особенности внутренних вод Западной Сибири?
Слайд 13
(можно использовать для иллюстрации ответов учащихся)
Слайд 14
Проверьте правильность заполнения таблицы.
Обь с притоками Иртыш, Ишим, Тобол, Чулым, Кеть; Надым, Пур, Таз – реки бассейна Северного Ледовитого океана. Имеют смешанное питание, весеннее половодье. Озера на юге солёные – Чаны, Кулунда. Телецкое озеро – пресное. На севере и в центре болота и многолетняя мерзлота
Слайд 15
Четвёртая группа исследовала почвы Западной Сибири и приготовила ответ на вопрос: Определите типы почв Западной Сибири?
Слайд 16
(можно использовать для иллюстрации ответов учащихся)
Слайд 17
Проверьте правильность заполнения таблицы.
Арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, лугово-чернозёмные, чернозёмные, горно-таёжные.
Слайд 18
Пятая группа исследовала ландшафт Западной Сибири и отвечала на вопрос: Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Западной Сибири?
Слайд 19
(можно использовать для иллюстрации ответов учащихся)
Слайд 20
Проверьте правильность заполнения таблицы
Арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные леса, лесостепи и степи.
Какой можно сделать вывод о природных условиях Западной Сибири? Природные условия разнообразные, но освоение территории осложнено суровыми климатическими условиями, заболоченностью территории, вечной мерзлотой и большим количеством кровососущих насекомых.
Слайд 21
Дайте хозяйственную оценку природных ресурсов Западной Сибири. (Это задание можно дать в начале урока шестой группе эконом-географов, как опережающее по § 49 )
Слайды 22, 23, 24, 25, 26
Минеральные ресурсы:
- 90% газа России (Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО)
- 75% нефти России (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО)
- Каменный уголь – Кузбасс
- Железная руда – Горная Шория
- Поваренная соль – Бурла
- Глауберовая соль – Кучук
- 90% торфа России (Западно-Сибирская низменность)
Агроклиматические ресурсы:
- Холодно-умеренный подпояс
- Сумма активных температур от 400 до 2200°С,
- 0,55 < К у > 1,00
Водные ресурсы:
- Более 2 тыс. рек
- ¼ часть стока российских рек
- Крупные реки судоходны
- На юге реки используют для орошения
Земельные ресурсы:
- Площадь пашни 15% от РФ
- На юге – чернозёмы
- На севере – оленьи пастбища
- Площадь лесов 81,1 млн. га
Лесные ресурсы:
- III место по запасам древесины (ель, кедр, пихта)
- Лесные ресурсы сосредоточены в Томской, Тюменской областях, Республике Алтай
Слайд 27 Информацию о природных ресурсах можно заполнять на интерактивной доске
Вывод: Район обладает огромными природными ресурсами, особенно топливными, лесными, водными, земельными. Эти богатства основа развития хозяйства.
V. блок: заключительный
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Могут ли эти знания пригодиться вам в жизни?
- О чём бы вы хотели узнать больше?
VI. блок: домашнее задание.
- § 49.
- оформить краткий путеводитель-справочник по Западной Сибири (задание выполняется по желанию)