Цель урока: Формирование чувства любви к своей Родине через соприкосновение с искусством.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с музыкой С.В. Рахманинова, фрагментами его жизни и творчества;
- Через произведения С.В. Рахманинова развивать умение понимать мысли и чувства другого человека, учить выходить на диалог с автором;
- Развивать умение выразить свое отношение к Родине в процессе слушания, исполнения, движения;
- Через выразительное исполнение вокальной музыки прививать чувство любви к своему краю, дружественное отношение к культуре малых народов России;
- Воспитывать патриотические чувства учащихся через постижение музыкальных образов высоко духовного смысла и содержания;
- Воспитывать зрителя, слушателя, исполнителя с развитым художественным вкусом.
«Это не делится
Это – едино:
Жизнь человека
С Родиной милой»
Ход урока
Структура урока | Ход урока | Наглядность (слайд) |
Вход: песня «Русский вальс» | Приветствие, объявление темы урока, эпиграфа урока, цели урока Просмотр видеосюжета. |
|
I. Видеофрагмент фильма «Звоны» | ||
Беседа с уч-ся – Кто из Вас слышал звон колоколов? – Какое чувство рождается в душе? – Что значит колокольный звон для России? |
||
Ответы уч-ся: (голос народа, Родины, страны и т.д.) Вывод учителя: колокольный звон несет добро, покой в душе, мир и согласие. Это голос Родины. |
Показ слайда: великий колокольный звон | |
II. Слушание: концерт № 2 С. Рахманинова, вступление. | ||
Учитель: – Давайте послушаем, а что нам рассказал о Родине композитор? (Играет аккорды вступления совместно с учащимися по учебнику «Искусство слышать») – Что Вы услышали в этой музыке? – Как она звучит? – С каким звучанием можно сравнить эти аккорды? – На что похоже звучание аккордов? Ответы уч-ся: (звон, звук, колокол раскачивается и т.д.) Учитель: – Как звучит колокол в музыке? Ответы уч-ся: громко, грозно, тревожно Учитель: – Что так волнует, тревожит композитора? Ответы уч-ся: Родина, ее судьба Учитель: – О чем нам хочет рассказать композитор? – Почему начинает свой рассказ с колокола? Ответы уч-ся: О судьбе России, ее красоте, величии, печали, трагедии |
||
Учитель: – Так выражает свои чувства к Родине русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Это его Родина, его судьба, его воспоминания о ней. |
Показ слайда: портрет Рахманинова С. В. |
|
Читаю из воспоминаний С. Рахманинова |
«Одно из самых дорогих для меня из воспоминаний детства связано с четырьмя нотами большого колокола новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням. Звонари были артистами! Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему. У меня с ними всегда ассоциировалась мысль о слезах». | Показ слайда: Софийский собор г. Новгород |
Слушание гл.темы концерта № 2 | (Слушание главной темы концерта № 2) Беседа с уч-ся: – Какое чувство вызывает у Вас эта музыка? – Что переживает композитор? – Что его волнует? Ответы уч-ся: (судьба Родины, своего народа) Вывод учителя: Музыка С. В. Рахманинова вызывает у нас зримые образы: бескрайние дали, просторы России, а мелодия его «стелется, как тропа в полях». |
|
Тропа, путь, дорога… Жизненный путь С. В. Рахманинова, композитора, пианиста и дирижера, был нелегок. События начала 20 в. В России заставили его покинуть свою Родину, но через долгие годы, проведенные вдали от нее, он пронес светлое чувство любви к родному краю. Он безмерно, трепетно, с волнением в душе любил свою Родину. | Показ слайда: портрет Рахманинова С. В. | |
– А ты любишь Родину? – А как? – С чего начинается Родина для каждого из нас? |
Слайд портрета убрать | |
Задание классу: Нарисуй образ-символ «Моя Родина – это …» На фоне музыки концерта № 2 |
(Дети рисуют образ-символ Родины, учитель рисует на доске вместе с детьми) Учитель: Человек не может долго жить вдали от своей Родины. Даже если он уехал на время, то мысли его вновь и вновь будут возвращаться к дому, к родным (дети показывают всем свои работы, учитель дает оценку) – Молодцы! Спасибо Вам за откровения, за Ваши чувства. |
|
Русь великая… Даль бескрайняя Широки и многолики просторы России, но ближе и родней для нас – моя Дальневосточная Русь, моя малая родина – Как Вы это понимаете? Ответы уч-ся: |
Показ слайда: моя ДВ Русь | |
Учитель: Малая Родина – это не только мой край, но это и мой дом, моя школа, это ласковые руки мамы, это мой город. Много стихов, песен написано о разных городах, но одна – дороже всего! Мой «Амурский вальс» | Показ слайда: Багульник. Амурский вальс |
|
III. Пение: песня «Амурский вальс» (в движении) | ||
Пение учителя с уч-ся, выполнение танцевальных движений под музыку вальса Танец детей вальс (на 2-й куплет) Оценка учителя: (знаки-символы) – поощрения уч-ся. Учитель: Ребята, как вы думаете, почему автор и композитор назвали песню «Амурский вальс»? (а не «Амурская полька», например?), – Что авторы хотели выразить этим танцем? Ответы уч-ся: Свою любовь к нашему городу, ведь вальс – это танец двух любящих сердец, двух влюблённых душ искренно и нежно. Авторы вложили в эту песню всю свою душу. Эта песня стала визитной карточкой нашего города. А написали её – композитор Серафим Туликов и поэт Михаил Пляцковский. |
Показ слайда: Дом Молодежи. Вальс |
|
– Комсомольск! Всей душой мы в тебя влюблены… Это гордость и слава страны! И раскинулся наш город на берегу великой и могучей реки Амур… Для всех нас нашей малой родиной является наш город, но здесь издавна проживали и другие народы – коренные жители нашей Дальневосточной Руси, нашего края. | Показ слайда: р. Амур | |
– Кто они? (ответы детей) Мировоззрение малых народов Приамурья тесно связано с природой. Они полагали, что в природе все живет, и все имеет душу. Это отразилось в их национальной культуре: танцах, песнях, орнаменте. |
Показ бегущего слайда: Народы Приамурья | |
Пение с элементами народных танцевальных движений (игровой момент) народной нанайской песни «Мангбо» |
(Учитель поет на нанайском языке народную песню «Мангбо», учащиеся подпевают 1-ю часть песни стоя, в движении) Оценка учителя исполнительской деятельности детей. – Куда привела нас эта песня? (ответы детей) |
|
Учитель: - Слово «Нанай» в переводе на русский язык, значит «Люди Земли» – А что для этого народа есть Родина? (ответы уч-ся) – Что мы узнаем об этом народе из песни? – Каков характер этого народа? – Как Вы догадались, что Вам подсказало? (интонация, музыкальный язык народа) |
Показ слайда: р. Амур и рыбак (нанаец) | |
Пение песни в русском варианте с танцем детей | – Давайте споем ее на русском языке (пение детей на русском языке с танцем) – Кому понравилась эта песня? – Чем она нравится? |
|
– Для чего мы ее разучиваем и исполняем? Ответ уч-ся: Узнать о народе, языке, музыке, культуре Учитель: Культура малых народов России составляет часть всей нашей национальной культуры, обогащает ее, это наше культурное наследие. Изучая её мы становимся мудрее, духовно богаче. Любой народ в своём творчестве несёт культуру своей Родины. |
Слайд с рыбаком убрать | |
Читает текст В. Шукшина | Учитель читает со слайда текст и обращает внимание уч-ся: «Всю жизнь мою несу я Родину в душе, люблю ее, жив ею. Она придает мне силы жить, когда случается трудно и горько. Красота ее, ясность ее поднебесная редкая на земле. Дело, наверное, в том, что дает Родина каждому из нас – в дорогу…» Дорога жизни – дорога многих поколений. И Вам молодому поколению 21 века приумножать славные традиции прошлого и возрождать культуру нации - города и России! |
Показ слайда: Текст В. Шукшина о Родине |
Держи равнение, мое поколение, на Комсомольск, на Комсомольск! Эта песня долгие годы была гимном города. Написана она к 40-летию родного города композитором Оскаром Фельцманом на слова Николая Олева. Эта песня – наша история! |
Показ слайда: Мое поколение (лица людей) | |
Пение: песня-гимн «Песня о Комсомольске» муз. О. Фельцмана, сл. Н. Олева | – Давайте споем ее! (исполняют стоя). Оценка учителя исполнительской деятельности детей: – Спасибо за песню! мы верим в Вас! Мы поем о Комсомольске – это значит о любви! Сегодня много разной музыки прозвучало на уроке. Что она оставила в вашей душе? Какие чувства? Ответы: Гордость, нежность, радость, любовь к своему городу и краю. |
|
Слушание песни «Мы поем о Комсомольске» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова | – Выскажите свое признание городу на листочках: Мой город! Я желаю тебе… Вместе с учителем создают проект «Мой город» Вывод учителя: Дальний Восток! Русская песня и отчий порог… Дальний Восток! Моря прибой! Дальний Восток! Ты мой, только мой! |
Показ слайда: Мой город на фоне песни «Мы поем о Комсомольске» |
Ваш голос вливается в голос Родины. Это – не делится, это – едино: жизнь человека с Родиной милой. Я хочу пожалеть, чтобы и Вы всю свою жизнь пронесли в душе светлое чувство Родины! Дома , пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями от урока с родителями. – А что для них значит малая Родина? Оценка за урок: (Поощрение уч-ся музыкальными знаками-символами). |
Показ слайда: Башня 75 лет городу. | |
Выход. Песня «Русский вальс». Муз. А. Пахмутовой. |
Спасибо всем за урок! |