Всю жизнь несу я Родину в душе. 5-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель урока: Формирование чувства любви к своей Родине через соприкосновение с искусством.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с музыкой С.В. Рахманинова, фрагментами его жизни и творчества;
  2. Через произведения С.В. Рахманинова развивать умение понимать мысли и чувства другого человека, учить выходить на диалог с автором;
  3. Развивать умение выразить свое отношение к Родине в процессе слушания, исполнения, движения;
  4. Через выразительное исполнение вокальной музыки прививать чувство любви к своему краю, дружественное отношение к культуре малых народов России;
  5. Воспитывать патриотические чувства учащихся через постижение музыкальных образов высоко духовного смысла и содержания;
  6. Воспитывать зрителя, слушателя, исполнителя с развитым художественным вкусом.

«Это не делится
Это – едино:
Жизнь человека
С Родиной милой»

Ход урока

Структура урока Ход урока Наглядность (слайд)
   
Вход: песня «Русский вальс» Приветствие, объявление темы урока, эпиграфа урока, цели урока
Просмотр видеосюжета.
 
I. Видеофрагмент фильма «Звоны»
  Беседа с уч-ся
– Кто из Вас слышал звон колоколов?
– Какое чувство рождается в душе?
– Что значит колокольный звон для России?
 
  Ответы уч-ся: (голос народа, Родины, страны и т.д.)
Вывод учителя: колокольный звон несет добро, покой в душе, мир и согласие. Это голос Родины.
Показ слайда: великий колокольный звон
II. Слушание: концерт № 2 С. Рахманинова, вступление.
  Учитель:
Давайте послушаем, а что нам рассказал о Родине композитор?
(Играет аккорды вступления совместно с учащимися по учебнику «Искусство слышать»)
– Что Вы услышали в этой музыке?
– Как она звучит?
– С каким звучанием можно сравнить эти аккорды?
– На что похоже звучание аккордов?

Ответы уч-ся: (звон, звук, колокол раскачивается и т.д.)

Учитель:
Как звучит колокол в музыке?

Ответы уч-ся: громко, грозно, тревожно

Учитель:
Что так волнует, тревожит композитора?

Ответы уч-ся: Родина, ее судьба

Учитель:
О чем нам хочет рассказать композитор?
– Почему начинает свой рассказ с колокола?

Ответы уч-ся: О судьбе России, ее красоте, величии, печали, трагедии
 
  Учитель:
Так выражает свои чувства к Родине русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Это его Родина, его судьба, его воспоминания о ней.
Показ слайда: портрет Рахманинова С. В.
Читаю из воспоминаний С. Рахманинова
«Одно из самых дорогих для меня из воспоминаний детства связано с четырьмя нотами большого колокола новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням. Звонари были артистами! Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему. У меня с ними всегда ассоциировалась мысль о слезах». Показ слайда: Софийский собор г. Новгород
Слушание гл.темы концерта № 2 (Слушание главной темы концерта № 2)

Беседа с уч-ся:
Какое чувство вызывает у Вас эта музыка?
– Что переживает композитор?
– Что его волнует?

Ответы уч-ся: (судьба Родины, своего народа)

Вывод учителя: Музыка С. В. Рахманинова вызывает у нас зримые образы: бескрайние дали, просторы России, а мелодия его «стелется, как тропа в полях».
 
  Тропа, путь, дорога… Жизненный путь С. В. Рахманинова, композитора, пианиста и дирижера, был нелегок. События начала 20 в. В России заставили его покинуть свою Родину, но через долгие годы, проведенные вдали от нее, он пронес светлое чувство любви к родному краю. Он безмерно, трепетно, с волнением в душе любил свою Родину. Показ слайда: портрет Рахманинова С. В.
  – А ты любишь Родину?
– А как?
– С чего начинается Родина для каждого из нас?
Слайд портрета убрать
Задание
классу:
Нарисуй образ-символ «Моя Родина – это …»
На фоне музыки концерта № 2
(Дети рисуют образ-символ Родины, учитель рисует на доске вместе с детьми)

Учитель:
Человек не может долго жить вдали от своей Родины. Даже если он уехал на время, то мысли его вновь и вновь будут возвращаться к дому, к родным (дети показывают всем свои работы, учитель дает оценку)
– Молодцы! Спасибо Вам за откровения, за Ваши чувства.
 
  Русь великая…
Даль бескрайняя
Широки и многолики просторы России, но ближе и родней для нас – моя Дальневосточная Русь, моя малая родина

Как Вы это понимаете?

Ответы уч-ся:
Показ слайда: моя ДВ Русь
  Учитель: Малая Родина – это не только мой край, но это и мой дом, моя школа, это ласковые руки мамы, это мой город. Много стихов, песен написано о разных городах, но одна – дороже всего! Мой «Амурский вальс» Показ слайда:
Багульник. Амурский вальс
III. Пение: песня «Амурский вальс» (в движении)
  Пение учителя с уч-ся, выполнение танцевальных движений под музыку вальса

Танец детей вальс (на 2-й куплет)
Оценка учителя: (знаки-символы) – поощрения уч-ся.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему автор и композитор назвали песню «Амурский вальс»? (а не «Амурская полька», например?),
– Что авторы хотели выразить этим танцем?
Ответы уч-ся: Свою любовь к нашему городу, ведь вальс – это танец двух любящих сердец, двух влюблённых душ искренно и нежно.
Авторы вложили в эту песню всю свою душу. Эта песня стала визитной карточкой нашего города. А написали её – композитор Серафим Туликов и поэт Михаил Пляцковский.
Показ слайда:
Дом Молодежи. Вальс
  – Комсомольск! Всей душой мы в тебя влюблены… Это гордость и слава страны! И раскинулся наш город на берегу великой и могучей реки Амур… Для всех нас нашей малой родиной является наш город, но здесь издавна проживали и другие народы – коренные жители нашей Дальневосточной Руси, нашего края. Показ слайда: р. Амур
  – Кто они? (ответы детей)
Мировоззрение малых народов Приамурья тесно связано с природой. Они полагали, что в природе все живет, и все имеет душу. Это отразилось в их национальной культуре: танцах, песнях, орнаменте.
Показ бегущего слайда: Народы Приамурья
Пение с элементами народных танцевальных движений (игровой момент)
народной нанайской песни «Мангбо»
(Учитель поет на нанайском языке народную песню «Мангбо», учащиеся подпевают 1-ю часть песни стоя, в движении)

Оценка учителя исполнительской деятельности детей.
Куда привела нас эта песня? (ответы детей)
 
  Учитель: - Слово «Нанай» в переводе на русский язык, значит «Люди Земли»
– А что для этого народа есть Родина? (ответы уч-ся)
– Что мы узнаем об этом народе из песни?
– Каков характер этого народа?
– Как Вы догадались, что Вам подсказало? (интонация, музыкальный язык народа)
Показ слайда: р. Амур и рыбак (нанаец)
Пение песни в русском варианте с танцем детей – Давайте споем ее на русском языке (пение детей на русском языке с танцем)
– Кому понравилась эта песня?
– Чем она нравится?
 
  – Для чего мы ее разучиваем и исполняем?

Ответ уч-ся
: Узнать о народе, языке, музыке, культуре

Учитель: Культура малых народов России составляет часть всей нашей национальной культуры, обогащает ее, это наше культурное наследие. Изучая её мы становимся мудрее, духовно богаче. Любой народ в своём творчестве несёт культуру своей Родины.
Слайд с рыбаком убрать
Читает текст В. Шукшина Учитель читает со слайда текст и обращает внимание уч-ся: «Всю жизнь мою несу я Родину в душе, люблю ее, жив ею. Она придает мне силы жить, когда случается трудно и горько. Красота ее, ясность ее поднебесная редкая на земле. Дело, наверное, в том, что дает Родина каждому из нас – в дорогу…»
Дорога жизни – дорога многих поколений. И Вам молодому поколению 21 века приумножать славные традиции прошлого и возрождать культуру нации - города и России!
Показ слайда:
Текст В. Шукшина о Родине
  Держи равнение, мое поколение, на Комсомольск, на Комсомольск!
Эта песня долгие годы была гимном города. Написана она к 40-летию родного города композитором Оскаром Фельцманом на слова Николая Олева. Эта песня – наша история!
Показ слайда: Мое поколение (лица людей)
Пение: песня-гимн «Песня о Комсомольске» муз. О. Фельцмана, сл. Н. Олева – Давайте споем ее! (исполняют стоя).

Оценка учителя исполнительской деятельности детей:
Спасибо за песню! мы верим в Вас!
Мы поем о Комсомольске – это значит о любви!
Сегодня много разной музыки прозвучало на уроке. Что она оставила в вашей душе? Какие чувства?
Ответы: Гордость, нежность, радость, любовь к своему городу и краю.
 
Слушание песни «Мы поем о Комсомольске» муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова – Выскажите свое признание городу на листочках: Мой город! Я желаю тебе…
Вместе с учителем создают проект «Мой город»
Вывод учителя:
Дальний Восток!
Русская песня и отчий порог…
Дальний Восток!
Моря прибой!
Дальний Восток!
Ты мой, только мой!
Показ слайда: Мой город на фоне песни «Мы поем о Комсомольске»
  Ваш голос вливается в голос Родины. Это – не делится, это – едино: жизнь человека с Родиной милой.
Я хочу пожалеть, чтобы и Вы всю свою жизнь пронесли в душе светлое чувство Родины! Дома , пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями от урока с родителями.
– А что для них значит малая Родина?
Оценка за урок:
(Поощрение уч-ся музыкальными знаками-символами).
Показ слайда: Башня 75 лет городу.
Выход. Песня «Русский вальс».
Муз. А. Пахмутовой.
Спасибо всем за урок!