Урок по теме "Владимиро-Суздальская Русь и Новгородская земля". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Цели.

Образовательные: создание представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли, формирование причинно-следственных связей между географическими особенностями региона и его политическим развитием.

Воспитательные: развитие коллективизма посредством работы в парах, взглядов на различные формы правления.

Развивающие: продолжение развития хронологических умений, умений выступать публично, умения сравнивать, извлекать информацию из произведений художников, формулировать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: проблемный урок с использованием ИКТ.

Оборудование:

  • учебник Данилова А. А. История России: с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2007;
  • распечатки тестов для проверки домашнего задания (см. Приложение);
  • карта “Русские княжества удельного времени”;
  • схема “Занятия жителей Владимиро-Суздальской Руси”;
  • план Древнего Новгорода;
  • картина А. Васнецова “Новгородский торг”;
  • схема “Торговля новгородцев”;
  • картина А. Рябушкина “Новгородское вече”;
  • проектор с электронной презентацией.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление.
  5. Домашнее задание.

I. Организационный момент

На данном этапе урока учитель приветствует учащихся. Мотивация происходит посредством оглашения цели урока: исследовать особенности развития Владимиро-Суздальской земли и Новгородской республики в период раздробленности.

II. Проверка домашнего задания

Осуществляется в форме теста – 3 варианта заданий.

III. Изучение новой темы

Учащиеся записывают тему урока, знакомятся с планом урока и проблемным заданием на урок: “Чем отличалось политическое устройство Владимиро-Суздальской Руси от политического устройства Новгородской земли?”

План урока:

1. Владимиро-Суздальское княжество:

- освоение Северо-Восточной Руси;

- занятия жителей Владимиро-Суздальской земли;

- политическое устройство княжества.

2. Новгородская республика:

- географические и климатические условия Новгородской земли;

- занятия новгородцев;

- политическое устройство Новгорода.

3. Один из учащихся демонстрирует по карте расположение Владимиро-Суздальского княжества, находит его политические центры.

Путем рассуждения с использование карты учитель повествует о путях колонизации Владимиро-Суздальского княжества и основных его направлениях, природных особенностях княжества и положении боярства в княжестве. Посредством технологии “Мозговой штурм” учащиеся выдвигают предположения о занятиях владимиро-суздальцев, после чего знакомятся со схемой “Занятия жителей Владимиро-Суздальской Руси”, отраженной на слайде.

С целью уяснения особенностей политического устройства княжества учащимся предлагается заполнение таблицы в парах о деятельности Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо на основе самостоятельной работы с текстом учебника. По ходу выполнения задания, учитель внимательно следит за его ходом, по окончании работы подводятся итоги работы.

Учитель самостоятельно формулирует вывод о том, что благоприятные условия для земледелия создали почву для политической борьбы между боярами и княжеской властью, которая завершилась в пользу последней.

4. Заслушивается доклад, заранее подготовленный одним из учащихся о природно-географических условиях Новгородской земли.

После этого заслушивается доклад другого учащегося об устройстве Новгорода с опорой на план древнего Новгорода, отраженный в презентации.

Работа с картиной Васнецова “Новгородский торг”. Вопросы:

  1. Какое место изображено на картине?
  2. Кто изображен на картине? Чем занимаются эти люди?
  3. Какие товары продаются и покупаются на новгородском рынке? Можно ли исходя из этого определить основные занятия новгородцев?

Учитель повествует об основных занятиях новгородцев с опорой на слайд “Занятия новгородцев”, подчеркивая, что именно географические условия определили занятия новгородцев.

Вопрос к классу: могло ли географическое положение оказать влияние на политическое устройство Новгородской земли?

Используя картину “Новгородское вече” Рябушкина учитель повествует о политическом устройстве Новгорода.

Вывод учащиеся формулирует самостоятельно.

4. Закрепление

На первом этапе учащиеся решают задачи с изображением весов, отраженные в презентации.

На втором этапе учитель снова обращает внимание учащихся на проблемный вопрос урока, после чего один из учащихся формулирует вывод урока.

5. Домашнее задание

Индивидуально: сообщение о Романе Мстиславиче.

Общее задание: §10, прочитать документ на с. 95, ответить на вопросы к документу.

Приложение

Вариант 1

1. Политической причиной раздробленности является:

  • натуральное хозяйство
  • набеги кочевников
  • разрастание княжеской династии
  • рост городов

2. Политической причиной раздробленности является:

  • рост городов
  • княжеские междоусобицы
  • набеги кочевников
  • натуральное хозяйство

3. К экономическим причинам раздробленности можно отнести:

  • разрастание княжеской династии
  • натуральное хозяйство
  • набеги кочевников
  • княжеские междоусобицы

4. К экономическим причинам раздробленности можно отнести:

  • набеги кочевников
  • княжеские междоусобицы
  • разрастание княжеской династии
  • падение торгового пути “Из Варяг в Греки”

5. К внешнеполитическим причинам раздробленности можно отнести:

  • разрастание княжеской династии
  • натуральное хозяйство
  • набеги кочевников
  • княжеские междоусобицы

6. Сила, объединяющая княжества на Руси в период раздробленности:

  • единый правитель
  • единый язык
  • хозяйственные связи
  • натуральное хозяйство

Вариант 2

1. Сила, которая не способствовала объединению княжеств в период раздробленности:

  • церковь
  • язык
  • законы
  • натуральное хозяйство

2. Сила, которая не способствовала объединению княжеств в период раздробленности:

  • язык
  • оборона
  • рост городов
  • главенство Киевского княжества

3. Сила, которая не способствовала объединению княжеств в период раздробленности:

  • оборона
  • разрастание княжеской династии
  • церковь
  • законы

4. Сила, которая не способствовала объединению княжеств в период раздробленности:

  • междоусобицы
  • оборона
  • язык
  • церковь

5. Сила, объединяющая княжества на Руси в период раздробленности:

  • междоусобицы
  • торговля
  • церковь
  • натуральное хозяйство

6. Отрицательным последствием раздробленности стало:

  • освоение новых земель
  • ослабление обороноспособности страны
  • строительство городов
  • развитие культуры в княжествах

Вариант 3

1. Отрицательным последствием раздробленности стало:

  • междоусобицы
  • рост городов
  • развитие культуры в княжествах
  • освоение новых земель

2. Положительным последствием раздробленности стало:

  • ослабление обороноспособности страны
  • междоусобицы
  • строительство городов
  • развитие торговли между княжествами

3. Каковы природно-климатические особенности новгородской земли?

  • обилие плодородных почв, рек и озер
  • засушливый климат
  • обилие болот, скудность почвы
  • теплые зимы и сухое лето

4. Каковы природно-климатические особенности новгородской земли?

  • теплые зимы и сухое лето
  • обилие плодородных почв, рек и озер
  • засушливый климат
  • обилие болот, скудность почвы

5. Каковы природно-климатические особенности новгородской земли?

  • обилие болот, скудность почвы
  • теплые зимы и сухое лето
  • обилие плодородных почв, рек и озер
  • засушливый климат

6. Новгородская земля располагалась:

  • на севере русских земель вдоль берегов Балтийского моря, Невы, Онеги, Волхова
  • на востоке, на границе со Степью
  • на юго-западе Руси, в Прикарпатье, близ границ с Польшей, Венгрией, Болгарией
  • на северо-востоке русской земли, в междуречье Верхней Волги и Оки.

Презентация