Цели.
Образовательные: создание представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли, формирование причинно-следственных связей между географическими особенностями региона и его политическим развитием.
Воспитательные: развитие коллективизма посредством работы в парах, взглядов на различные формы правления.
Развивающие: продолжение развития хронологических умений, умений выступать публично, умения сравнивать, извлекать информацию из произведений художников, формулировать выводы.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: проблемный урок с использованием ИКТ.
Оборудование:
- учебник Данилова А. А. История России: с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2007;
- распечатки тестов для проверки домашнего задания (см. Приложение);
- карта “Русские княжества удельного времени”;
- схема “Занятия жителей Владимиро-Суздальской Руси”;
- план Древнего Новгорода;
- картина А. Васнецова “Новгородский торг”;
- схема “Торговля новгородцев”;
- картина А. Рябушкина “Новгородское вече”;
- проектор с электронной презентацией.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Изучение новой темы.
- Закрепление.
- Домашнее задание.
I. Организационный момент
На данном этапе урока учитель приветствует учащихся. Мотивация происходит посредством оглашения цели урока: исследовать особенности развития Владимиро-Суздальской земли и Новгородской республики в период раздробленности.
II. Проверка домашнего задания
Осуществляется в форме теста – 3 варианта заданий.
III. Изучение новой темы
Учащиеся записывают тему урока, знакомятся с планом урока и проблемным заданием на урок: “Чем отличалось политическое устройство Владимиро-Суздальской Руси от политического устройства Новгородской земли?”
План урока:
1. Владимиро-Суздальское княжество:
- освоение Северо-Восточной Руси;
- занятия жителей Владимиро-Суздальской земли;
- политическое устройство княжества.
2. Новгородская республика:
- географические и климатические условия Новгородской земли;
- занятия новгородцев;
- политическое устройство Новгорода.
3. Один из учащихся демонстрирует по карте расположение Владимиро-Суздальского княжества, находит его политические центры.
Путем рассуждения с использование карты учитель повествует о путях колонизации Владимиро-Суздальского княжества и основных его направлениях, природных особенностях княжества и положении боярства в княжестве. Посредством технологии “Мозговой штурм” учащиеся выдвигают предположения о занятиях владимиро-суздальцев, после чего знакомятся со схемой “Занятия жителей Владимиро-Суздальской Руси”, отраженной на слайде.
С целью уяснения особенностей политического устройства княжества учащимся предлагается заполнение таблицы в парах о деятельности Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо на основе самостоятельной работы с текстом учебника. По ходу выполнения задания, учитель внимательно следит за его ходом, по окончании работы подводятся итоги работы.
Учитель самостоятельно формулирует вывод о том, что благоприятные условия для земледелия создали почву для политической борьбы между боярами и княжеской властью, которая завершилась в пользу последней.
4. Заслушивается доклад, заранее подготовленный одним из учащихся о природно-географических условиях Новгородской земли.
После этого заслушивается доклад другого учащегося об устройстве Новгорода с опорой на план древнего Новгорода, отраженный в презентации.
Работа с картиной Васнецова “Новгородский торг”. Вопросы:
- Какое место изображено на картине?
- Кто изображен на картине? Чем занимаются эти люди?
- Какие товары продаются и покупаются на новгородском рынке? Можно ли исходя из этого определить основные занятия новгородцев?
Учитель повествует об основных занятиях новгородцев с опорой на слайд “Занятия новгородцев”, подчеркивая, что именно географические условия определили занятия новгородцев.
Вопрос к классу: могло ли географическое положение оказать влияние на политическое устройство Новгородской земли?
Используя картину “Новгородское вече” Рябушкина учитель повествует о политическом устройстве Новгорода.
Вывод учащиеся формулирует самостоятельно.
4. Закрепление
На первом этапе учащиеся решают задачи с изображением весов, отраженные в презентации.
На втором этапе учитель снова обращает внимание учащихся на проблемный вопрос урока, после чего один из учащихся формулирует вывод урока.
5. Домашнее задание
Индивидуально: сообщение о Романе Мстиславиче.
Общее задание: §10, прочитать документ на с. 95, ответить на вопросы к документу.
Приложение
Вариант 1
1. Политической причиной раздробленности является:
- натуральное хозяйство
- набеги кочевников
- разрастание княжеской династии
- рост городов
2. Политической причиной раздробленности является:
- рост городов
- княжеские междоусобицы
- набеги кочевников
- натуральное хозяйство
3. К экономическим причинам раздробленности можно отнести:
- разрастание княжеской династии
- натуральное хозяйство
- набеги кочевников
- княжеские междоусобицы
4. К экономическим причинам раздробленности можно отнести:
- набеги кочевников
- княжеские междоусобицы
- разрастание княжеской династии
- падение торгового пути “Из Варяг в Греки”
5. К внешнеполитическим причинам раздробленности можно отнести:
- разрастание княжеской династии
- натуральное хозяйство
- набеги кочевников
- княжеские междоусобицы
6. Сила, объединяющая княжества на Руси в период раздробленности:
- единый правитель
- единый язык
- хозяйственные связи
- натуральное хозяйство
Вариант 2
1. Сила, которая не способствовала объединению княжеств в период раздробленности:
- церковь
- язык
- законы
- натуральное хозяйство
2. Сила, которая не способствовала объединению княжеств в период раздробленности:
- язык
- оборона
- рост городов
- главенство Киевского княжества
3. Сила, которая не способствовала объединению княжеств в период раздробленности:
- оборона
- разрастание княжеской династии
- церковь
- законы
4. Сила, которая не способствовала объединению княжеств в период раздробленности:
- междоусобицы
- оборона
- язык
- церковь
5. Сила, объединяющая княжества на Руси в период раздробленности:
- междоусобицы
- торговля
- церковь
- натуральное хозяйство
6. Отрицательным последствием раздробленности стало:
- освоение новых земель
- ослабление обороноспособности страны
- строительство городов
- развитие культуры в княжествах
Вариант 3
1. Отрицательным последствием раздробленности стало:
- междоусобицы
- рост городов
- развитие культуры в княжествах
- освоение новых земель
2. Положительным последствием раздробленности стало:
- ослабление обороноспособности страны
- междоусобицы
- строительство городов
- развитие торговли между княжествами
3. Каковы природно-климатические особенности новгородской земли?
- обилие плодородных почв, рек и озер
- засушливый климат
- обилие болот, скудность почвы
- теплые зимы и сухое лето
4. Каковы природно-климатические особенности новгородской земли?
- теплые зимы и сухое лето
- обилие плодородных почв, рек и озер
- засушливый климат
- обилие болот, скудность почвы
5. Каковы природно-климатические особенности новгородской земли?
- обилие болот, скудность почвы
- теплые зимы и сухое лето
- обилие плодородных почв, рек и озер
- засушливый климат
6. Новгородская земля располагалась:
- на севере русских земель вдоль берегов Балтийского моря, Невы, Онеги, Волхова
- на востоке, на границе со Степью
- на юго-западе Руси, в Прикарпатье, близ границ с Польшей, Венгрией, Болгарией
- на северо-востоке русской земли, в междуречье Верхней Волги и Оки.