Цель: создать условия для усвоения учащимися понятия "гармония" и её составляющих
Задачи:
Образовательная:
- Познакомить учащихся с понятиями "гармония", "полифония", "канон";
Развивающая:
- Развивать познавательную активность учащихся, их музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, вокально-хоровые навыки и умения), умение внимать музыку и говорить о ней;
Воспитательная:
- Воспитывать музыкальную культуру учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней.
Оборудование и оформление:
- Мультимедийный проектор, экран;
- Мультимедийная презентация для сопровождения сказочного сюжета;
- Музыкальный центр c комплектом иллюстративных музыкальных отрывков;
- Таблички с новыми терминами;
Ход занятия
Вход в класс по традиции проходит под музыку: учитель играет на фортепиано мелодию знакомой для детей песни, приветствует детей, желает успешной и приятной работы.
- По традиции начинаем наше занятие с разминки: упражнения для дыхания
Дети выполняют упражнения по методике А.Н.Стрельниковой
- "Ладошки"
- "Погончики"
- "Насос"
- "Кошка"
- "Обними плечи"
- Переходим к упражнениям дикционным (пропеваем различные скороговорки)
"От топота копыт пыль по полю летит,
Пыль по полю летит от топота копыт""Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка-бела губа была тупа"."Топали, топали, дотопали до тополя"
"Едет, едет паровоз
Две трубы и сто колёс,
Две трубы и сто колёс,
Машинистом рыжий пес".
- Вспомним упражнения на развитие диапазона.
- Упражнения на развитие кантилены.
В конце распевания поют небольшие одноголосные песенки, которые позже зазвучат в многоголосии "Братец Яков", "Шла весёлая собака", "Хитрая мышка".
Учитель:
- Хорошо, молодцы! Теперь, когда наши голосовые связки разогреты, вокальное дыхание и артикуляция готовы к пению, можно запевать.
- Какое у вас сейчас настроение, ребята?
Д.- Радостное, приподнятое, счастливое, светлое, улыбчивое:
У.- Почему же у вас такое настроение?
Д.- Мы пришли заниматься любимым делом, мы рады встрече с музыкой, с вами, с друзьями:
У.- Поднимите руки те, кто любит путешествовать!
- А теперь те, кто любит сказки!
Все дети любят сказки и любят путешествовать, поэтому руки поднимают все.
У.- Замечательно, ведь я хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие в сказочную страну.
- Но название этой страны вы должны будете сказать сами в конце нашего путешествия.
- Вы принимаете моё предложение?
Дети с радостью отвечают согласием.
- Отправляемся в путешествие, а хорошее настроение нам поможет преодолеть сложный, но такой интересный путь.
"В одной очень необычной музыкальной стране жил-поживал принц. Всё при его дворце было красиво и чисто, стройно и ровно. Как по линейке, росли деревья и кустарники, стояли дома. Но далеко не всем удавалось повстречаться с принцем, завести с ним знакомство и дружбу".
У.- А вы, ребята, хотели бы встретить принца, познакомиться с ним, подружиться, побывать у него в гостях?
Д.- Да, очень.
У.- Тогда придется выполнить одно обязательное условие: принц знакомится только с хорошими, дружными компаниями, которые умеют вместе петь. Только в этом случае мы сможем увидеть, а главное - услышать принца.
- Всё ли у нас есть для того, чтобы принц показался нам?
Д.- Да, мы дружные, нас много и мы умеем петь все вместе.
Педагог предлагает спеть песню.
Дети исполняют песню "Если добрый ты" М. Пляцковский
Но принц нигде не появился.
Д.- Где же принц?
У.- Может быть, этого мало, может, мы должны ещё что-то сделать, например, позвать его по имени?
Д.- Но мы не знаем, как его зовут!
У.- Придется попробовать отгадать, я уверена, что мы знаем его имя.
-Ребята, скажите, пожалуйста, а как мы пели с вами эти песни?
Д.- Весело, радостно, легко, быстро, дружно.
У. -Пел весь хор или солисты, ансамбль?
Д.- Весь хор.
У.- Мы с вами пели разные мелодии, разные голоса?
Д.- Нет, мы пели одну мелодию в один голос.
У.- Вспомните, как называется пение в один голос большого количества людей, например, нашего хора?
Д.- Унисон
Педагог незаметно для детей нажимает кнопку компьютера.
На экране появляется изображение принца Унисона - сказочного юноши.
У.- Догадались, как зовут этого принца?
Д.- Унисон! Его зовут Унисон, мы его знаем.
Учитель:
- Конечно, просто мы никогда не задумывались, кто он, а он самый настоящий принц.
Слушайте дальше:
"У принца Унисона при дворе всё было в унисон: в одну сторону качались деревья, в одну сторону тянули свои головки цветы, в унисон пели ветер и дождь, и даже все птицы".
- А что ещё можно делать в унисон?
Д.- Можно вместе читать стихи, читать скороговорки, можно вместе хлопать одинаковый ритм, одинаково танцевать.
- В танце это называется - синхронно танцевать.
На экране появляются изображения синхронного исполнения танца, фото марширующих солдат.
- Давайте попробуем исполнить что-нибудь в унисон и порадовать принца.
Дети читают хором четверостишие, скороговорки, прохлопывают заданный учителем ритм, исполняют несколько танцевальных движений, добиваясь полного синхрона.
- Молодцы! Ребята, а как вы думаете, что имеют в виду люди, когда говорят: "Сердца бьются в унисон!
Д.- У них может быть одинаковый пульс, они могут думать об одном и том же, они могут одинаково чувствовать:
У.- Верно. Ведь это так здорово - чувствовать в унисон! А у нас с вами бьются сердца в унисон?
Д.- Да, ведь мы вместе поем и в это время часто испытываем похожие чувства.
Учитель предлагает исполнить несколько песен, чтобы в этом убедиться.
Дети исполняют песни: "Сурок" Бетховена, "Песенку волшебников" Г. Гладкова
У.-Что вы чувствовали, когда пели вместе?
Д.- Нам было весело, легко и приятно петь про дружбу, приятно про доброту и заботу.
У.- Всё это хорошо и замечательно, но вот однажды принц Унисон загрустил. Почему? Что могло с ним произойти, ведь вокруг так красиво: одинаковые голоса, одинаковые цвета, одинаковые характеры, одинаковые люди. Ведь унисон - это одинаково.
- А как бы вы себя почувствовали в таком окружении?
Д.- Не всегда очень хорошо, когда все и всё одинаковое. Надоедает, и люди одинаковые, это неинтересно. Например: все грустные, или все злые, или все постоянно весёлые.
У.- Отправился Унисон искать разнообразие. А что такое - разнообразие?
Д.- Можно иметь разные характеры, можно выглядеть и чувствовать по-разному, можно говорить не вместе и не одно и тоже, можно даже петь по-разному.
У.- Это как?
Д.- Взрослые часто поют на несколько голосов, наш старший хор тоже поет на несколько голосов, и хоть они поют не унисон, но получается очень красиво.
У.- Давайте попробуем сделать что-нибудь не в унисон.
Хлопаем по группам одновременно разные ритмы.
Учитель продолжает:
"Однажды Унисон вдруг услышал, как в один и тот же миг застучал по крышам дождь, в лесу - дятел по дереву, но удивительно, они это делали не в унисон, а каждый стучал свой ритм, как мы сейчас".
У. -Кто помнит, как называется одновременное звучание разных ритмов?
Д.- Многоритмие, полиритмия.
У.-Правильно! Ведь полиритмия- это и есть много ритмов, звучащих одновременно:
"поли"- много, "ритмия"- ритмов.
"Как счастлив был принц, ведь он впервые услышал то, чего не слышал никогда в жизни. И как прекрасна была принцесса Полиритмия, как она танцевала и играла на музыкальных инструментах, как здорово и разнообразно звучал её придворный оркестр ударных инструментов.
На экране появилось изображение принцессы Полиритмии.
Полиритмия - термин на доске отрывается.
Познакомились принц с принцессой, выслушала Полиритмия Унисона и улыбнулась: "Неужели, ты никогда не слышал обо мне и моей сестре?"
- А кто твоя сестра?
- Она тоже принцесса, только у неё при дворе одновременно звучит много голосов, а у меня много ритмов."
У.- Ребята, если много разных ритмов одновременно - Полиритмия, то, как могут звать её сестру, у которой звучит много голосов одновременно?
Д.- Многоголосие, полиголосие.
У.- Правильно, только по-гречески это будет звучать "поли" - много, "фонос"- звук.
Д.- Полифонос, полифония.
У.- Абсолютно правильно "Полифония"
На экране появляется изображение принцессы Полифонии.
Полифония - термин на доске отрывается.
У. - Полифония - это вид многоголосия, когда одновременно звучит две и даже более мелодий. В полифонии нет главных и второстепенных (аккомпанирующих) голосов, они все равны. Это как беседа равных собеседников на одну тему.
-Мы с вами когда-нибудь пели полифонические произведения?
Д.- Нет.
У.- А хотите научиться?
Д.- Конечно, мы ведь тогда будем петь, как взрослые, и сможем тоже разнообразить музыку.
У.- Мы сегодня научимся петь самый простой вид полифонического пения: "Канон", он - самый любимый паж принцессы Полифонии.
На экране появляется паж Канон. Канон - термин на доске отрывается.
У.- Давайте послушаем, как звучит канон.
Дети слушают канон в записи: исполняет школьный хор "Настроение".
У.- Пришло время и нам попробовать и научиться так петь.
Хор делится на привычные для ребят группы.
У.- Смотрите на мои руки - я буду помогать вам - каждый голос будет начинать петь фразу вместе со мной, а допевать уже самостоятельно.
Идет работа над каноном "Братец Яков". Группы меняются: те, кто начинал, теперь поют вторыми.
У. - Хотите спеть на три голоса?
Дети пробуют петь трехголосный канон.
У.- Замечательно, молодцы. Теперь споем каноном песню "Шла веселая собака"
Идет работа над каноном.
После пения:
- А что же наши герои? Как у них дела? Да просто замечательно! Ведь когда они встретились, то поняли, что жизнь друг без друга была неполноценной, какой- то однобокой, однообразной. Мир, в котором они нашли друг друга, они назвали "Гармонией".
Гармония - это благозвучие, порядок в царстве звуков. Издавна люди называли Гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла.
- Создание равновесия - вот в чём заключается предназначение Гармонии.
У.- А теперь вы готовы сказать название страны, где мы с вами сегодня побывали?
Д.- Эта страна Гармония.
На экране появляется изображение Гармонии. Гармония - термин на доске отрывается.
У.- А кто живет в этой стране, можете назвать? Какие музыкальные понятия мы сегодня вспомнили, а с какими познакомились впервые?
Д.- Унисон, Полиритмия, Полифония, Канон, Гармония.
У.- А как вы думаете, в мире людей живет гармония?
Д.- Наверное, живет. Бывает гармония в Семье. Гармония в природе.
У.- Мир, в котором мы живем, очень гармоничен, а вот примеры этой гармонии, вы попробуете найти сами к следующему нашему занятию.
У.- Вспомните наше путешествие, что было самым трудным?
Д.- Петь канон.
У.- А что было самым радостным?
Д.- Что у нас получилось спеть каноном, и даже на три голоса; что принц нашел принцесс и поселился в стране Гармонии.
У.- Молодцы, спасибо за совместную работу. Я думаю, что у нас на занятии сегодня тоже была атмосфера гармонии. Подумайте, почему, и на следующем занятии расскажете.
А сегодня я с вами прощаюсь до следующего раза. До свидания, до новых встреч!