В мире Гармонии

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Цель: создать условия для усвоения учащимися понятия "гармония" и её составляющих

Задачи:

Образовательная:

  • Познакомить учащихся с понятиями "гармония", "полифония", "канон";

Развивающая:

  • Развивать познавательную активность учащихся, их музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, вокально-хоровые навыки и умения), умение внимать музыку и говорить о ней;

Воспитательная:

  • Воспитывать музыкальную культуру учащихся, прививать интерес к музыке, потребность в общении с ней.

Оборудование и оформление:

  • Мультимедийный проектор, экран;
  • Мультимедийная презентация для сопровождения сказочного сюжета;
  • Музыкальный центр c комплектом иллюстративных музыкальных отрывков;
  • Таблички с новыми терминами;

Ход занятия

Вход в класс по традиции проходит под музыку: учитель играет на фортепиано мелодию знакомой для детей песни, приветствует детей, желает успешной и приятной работы.

- По традиции начинаем наше занятие с разминки: упражнения для дыхания

Дети выполняют упражнения по методике А.Н.Стрельниковой

  • "Ладошки"
  • "Погончики"
  • "Насос"
  • "Кошка"
  • "Обними плечи"

- Переходим к упражнениям дикционным (пропеваем различные скороговорки)

"От топота копыт пыль по полю летит,
Пыль по полю летит от топота копыт"

"Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка-бела губа была тупа".

"Топали, топали, дотопали до тополя"

"Едет, едет паровоз
Две трубы и сто колёс,
Две трубы и сто колёс,
Машинистом рыжий пес".

- Вспомним упражнения на развитие диапазона.

- Упражнения на развитие кантилены.

В конце распевания поют небольшие одноголосные песенки, которые позже зазвучат в многоголосии "Братец Яков", "Шла весёлая собака", "Хитрая мышка".

Учитель:

- Хорошо, молодцы! Теперь, когда наши голосовые связки разогреты, вокальное дыхание и артикуляция готовы к пению, можно запевать.

- Какое у вас сейчас настроение, ребята?

Д.- Радостное, приподнятое, счастливое, светлое, улыбчивое:

У.- Почему же у вас такое настроение?

Д.- Мы пришли заниматься любимым делом, мы рады встрече с музыкой, с вами, с друзьями:

У.- Поднимите руки те, кто любит путешествовать!

- А теперь те, кто любит сказки!

Все дети любят сказки и любят путешествовать, поэтому руки поднимают все.

У.- Замечательно, ведь я хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие в сказочную страну.

- Но название этой страны вы должны будете сказать сами в конце нашего путешествия.

- Вы принимаете моё предложение?

Дети с радостью отвечают согласием.

- Отправляемся в путешествие, а хорошее настроение нам поможет преодолеть сложный, но такой интересный путь.

"В одной очень необычной музыкальной стране жил-поживал принц. Всё при его дворце было красиво и чисто, стройно и ровно. Как по линейке, росли деревья и кустарники, стояли дома. Но далеко не всем удавалось повстречаться с принцем, завести с ним знакомство и дружбу".

У.- А вы, ребята, хотели бы встретить принца, познакомиться с ним, подружиться, побывать у него в гостях?

Д.- Да, очень.

У.- Тогда придется выполнить одно обязательное условие: принц знакомится только с хорошими, дружными компаниями, которые умеют вместе петь. Только в этом случае мы сможем увидеть, а главное - услышать принца.

- Всё ли у нас есть для того, чтобы принц показался нам?

Д.- Да, мы дружные, нас много и мы умеем петь все вместе.

Педагог предлагает спеть песню.

Дети исполняют песню "Если добрый ты" М. Пляцковский

Но принц нигде не появился.

Д.- Где же принц?

У.- Может быть, этого мало, может, мы должны ещё что-то сделать, например, позвать его по имени?

Д.- Но мы не знаем, как его зовут!

У.- Придется попробовать отгадать, я уверена, что мы знаем его имя.

-Ребята, скажите, пожалуйста, а как мы пели с вами эти песни?

Д.- Весело, радостно, легко, быстро, дружно.

У. -Пел весь хор или солисты, ансамбль?

Д.- Весь хор.

У.- Мы с вами пели разные мелодии, разные голоса?

Д.- Нет, мы пели одну мелодию в один голос.

У.- Вспомните, как называется пение в один голос большого количества людей, например, нашего хора?

Д.- Унисон

Педагог незаметно для детей нажимает кнопку компьютера.

На экране появляется изображение принца Унисона - сказочного юноши.

У.- Догадались, как зовут этого принца?

Д.- Унисон! Его зовут Унисон, мы его знаем.

Учитель:

- Конечно, просто мы никогда не задумывались, кто он, а он самый настоящий принц.

Слушайте дальше:

"У принца Унисона при дворе всё было в унисон: в одну сторону качались деревья, в одну сторону тянули свои головки цветы, в унисон пели ветер и дождь, и даже все птицы".

- А что ещё можно делать в унисон?

Д.- Можно вместе читать стихи, читать скороговорки, можно вместе хлопать одинаковый ритм, одинаково танцевать.

- В танце это называется - синхронно танцевать.

На экране появляются изображения синхронного исполнения танца, фото марширующих солдат.

- Давайте попробуем исполнить что-нибудь в унисон и порадовать принца.

Дети читают хором четверостишие, скороговорки, прохлопывают заданный учителем ритм, исполняют несколько танцевальных движений, добиваясь полного синхрона.

- Молодцы! Ребята, а как вы думаете, что имеют в виду люди, когда говорят: "Сердца бьются в унисон!

Д.- У них может быть одинаковый пульс, они могут думать об одном и том же, они могут одинаково чувствовать:

У.- Верно. Ведь это так здорово - чувствовать в унисон! А у нас с вами бьются сердца в унисон?

Д.- Да, ведь мы вместе поем и в это время часто испытываем похожие чувства.

Учитель предлагает исполнить несколько песен, чтобы в этом убедиться.

Дети исполняют песни: "Сурок" Бетховена, "Песенку волшебников" Г. Гладкова

У.-Что вы чувствовали, когда пели вместе?

Д.- Нам было весело, легко и приятно петь про дружбу, приятно про доброту и заботу.

У.- Всё это хорошо и замечательно, но вот однажды принц Унисон загрустил. Почему? Что могло с ним произойти, ведь вокруг так красиво: одинаковые голоса, одинаковые цвета, одинаковые характеры, одинаковые люди. Ведь унисон - это одинаково.

- А как бы вы себя почувствовали в таком окружении?

Д.- Не всегда очень хорошо, когда все и всё одинаковое. Надоедает, и люди одинаковые, это неинтересно. Например: все грустные, или все злые, или все постоянно весёлые.

У.- Отправился Унисон искать разнообразие. А что такое - разнообразие?

Д.- Можно иметь разные характеры, можно выглядеть и чувствовать по-разному, можно говорить не вместе и не одно и тоже, можно даже петь по-разному.

У.- Это как?

Д.- Взрослые часто поют на несколько голосов, наш старший хор тоже поет на несколько голосов, и хоть они поют не унисон, но получается очень красиво.

У.- Давайте попробуем сделать что-нибудь не в унисон.

Хлопаем по группам одновременно разные ритмы.

Учитель продолжает:

"Однажды Унисон вдруг услышал, как в один и тот же миг застучал по крышам дождь, в лесу - дятел по дереву, но удивительно, они это делали не в унисон, а каждый стучал свой ритм, как мы сейчас".

У. -Кто помнит, как называется одновременное звучание разных ритмов?

Д.- Многоритмие, полиритмия.

У.-Правильно! Ведь полиритмия- это и есть много ритмов, звучащих одновременно:

"поли"- много, "ритмия"- ритмов.

"Как счастлив был принц, ведь он впервые услышал то, чего не слышал никогда в жизни. И как прекрасна была принцесса Полиритмия, как она танцевала и играла на музыкальных инструментах, как здорово и разнообразно звучал её придворный оркестр ударных инструментов.

На экране появилось изображение принцессы Полиритмии.

Полиритмия - термин на доске отрывается.

Познакомились принц с принцессой, выслушала Полиритмия Унисона и улыбнулась: "Неужели, ты никогда не слышал обо мне и моей сестре?"

- А кто твоя сестра?

- Она тоже принцесса, только у неё при дворе одновременно звучит много голосов, а у меня много ритмов."

У.- Ребята, если много разных ритмов одновременно - Полиритмия, то, как могут звать её сестру, у которой звучит много голосов одновременно?

Д.- Многоголосие, полиголосие.

У.- Правильно, только по-гречески это будет звучать "поли" - много, "фонос"- звук.

Д.- Полифонос, полифония.

У.- Абсолютно правильно "Полифония"

На экране появляется изображение принцессы Полифонии.

Полифония - термин на доске отрывается.

У. - Полифония - это вид многоголосия, когда одновременно звучит две и даже более мелодий. В полифонии нет главных и второстепенных (аккомпанирующих) голосов, они все равны. Это как беседа равных собеседников на одну тему.

-Мы с вами когда-нибудь пели полифонические произведения?

Д.- Нет.

У.- А хотите научиться?

Д.- Конечно, мы ведь тогда будем петь, как взрослые, и сможем тоже разнообразить музыку.

У.- Мы сегодня научимся петь самый простой вид полифонического пения: "Канон", он - самый любимый паж принцессы Полифонии.

На экране появляется паж Канон. Канон - термин на доске отрывается.

У.- Давайте послушаем, как звучит канон.

Дети слушают канон в записи: исполняет школьный хор "Настроение".

У.- Пришло время и нам попробовать и научиться так петь.

Хор делится на привычные для ребят группы.

У.- Смотрите на мои руки - я буду помогать вам - каждый голос будет начинать петь фразу вместе со мной, а допевать уже самостоятельно.

Идет работа над каноном "Братец Яков". Группы меняются: те, кто начинал, теперь поют вторыми.

У. - Хотите спеть на три голоса?

Дети пробуют петь трехголосный канон.

У.- Замечательно, молодцы. Теперь споем каноном песню "Шла веселая собака"

Идет работа над каноном.

После пения:

- А что же наши герои? Как у них дела? Да просто замечательно! Ведь когда они встретились, то поняли, что жизнь друг без друга была неполноценной, какой- то однобокой, однообразной. Мир, в котором они нашли друг друга, они назвали "Гармонией".

Гармония - это благозвучие, порядок в царстве звуков. Издавна люди называли Гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла.

- Создание равновесия - вот в чём заключается предназначение Гармонии.

У.- А теперь вы готовы сказать название страны, где мы с вами сегодня побывали?

Д.- Эта страна Гармония.

На экране появляется изображение Гармонии. Гармония - термин на доске отрывается.

У.- А кто живет в этой стране, можете назвать? Какие музыкальные понятия мы сегодня вспомнили, а с какими познакомились впервые?

Д.- Унисон, Полиритмия, Полифония, Канон, Гармония.

У.- А как вы думаете, в мире людей живет гармония?

Д.- Наверное, живет. Бывает гармония в Семье. Гармония в природе.

У.- Мир, в котором мы живем, очень гармоничен, а вот примеры этой гармонии, вы попробуете найти сами к следующему нашему занятию.

У.- Вспомните наше путешествие, что было самым трудным?

Д.- Петь канон.

У.- А что было самым радостным?

Д.- Что у нас получилось спеть каноном, и даже на три голоса; что принц нашел принцесс и поселился в стране Гармонии.

У.- Молодцы, спасибо за совместную работу. Я думаю, что у нас на занятии сегодня тоже была атмосфера гармонии. Подумайте, почему, и на следующем занятии расскажете.

А сегодня я с вами прощаюсь до следующего раза. До свидания, до новых встреч!