Цели:
- Обучающая: расширить знания учащихся о солях; изучить химические свойства солей.
- Развивающая: развить интерес к химии, активизировать познавательную деятельность.
- Воспитательная: выработать понимание значения солей в жизни человека.
Оборудование: билеты на поезд, образцы солей, мел, доска, компьютер, проектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент (3 мин.)
Учитель:
Ребята, мы сегодня совершим поездку на поезде до станции "Соли", чтобы познакомиться с ее жителями, вспомнить их название и состав. Вы размещены в комфортабельных вагонах. Они имею свои названия: хлориды, сульфаты, нитраты. Каждый из вас получит билет на поезд, где указано ваше место. Итак, мы отправляемся.
2. Основная часть урока (повторение пройденного материала - 10 минут)
Чтобы вы не скучали в поездке, давайте с вами вспомним:
- основные классы неорганических соединений?
- что такое оксиды?
- что такое кислоты? Валентность кислотного остатка?
- что такое основания?
- что такое соли?
Посмотрите на свой билет и составьте формулу соли по названию вашего места и вашего вагона (выборочно ученики называют формулы)
Учитель:
Название "соль" произошло от латинского слова "sol", что значит солнце. Осаждение поваренной соли из морской воды под действием солнечных лучей и древние времена объяснялось, как рождение этого вещества под действием солнечной энергии. Название "соль" первоначально относится к хлориду натрия, что впоследствии дало название целому классу веществ.
Мы прибыли на станцию "Соли". Здесь нас встречает экскурсовод - хлорид натрия.
Хлорид натрия:
Во всех странах употребляют соль. И это не удивительно, без соли не могут жить люди и животные. Взрослому человеку для поддержания жизнедеятельности необходимо получать 8-10 г. соли ежесуточно. Недостаток соли (как, впрочем, и её избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке; наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление.
Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, при их отступлении была обусловлена нехваткой поваренной соли. У древних народов нередко были войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком. Римские легионеры времен цезаря часть жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах. У многих народов соль - символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают дорогих гостей. Можно подсчитать, что все жители нашей планеты в год расходуют примерно 17 млн. тонн хлорида натрия, для его перевозки потребуется поезд длинной примерно 5000 км.
Учитель:
Давайте, ребята, разбудим соли. На доске нарисованы окна с названиями солей (учащиеся пишут формулы).
Учитель:
Мы разбудили соли и отправляемся дальше. Посмотрите, целая группа солей ждёт - не дождётся, когда вы их назовёте (называем соли)
Хлорид натрия:
А ещё я познакомлю вас цветными солями.
Лабораторная работа (5 мин.) - устно.
(Т. Б. при работе с хим. реактивами!)
Учитель:
Ребята, пока мы с солями знакомились, кто-то чужой проник на станцию.
Задание: "Третий - лишний"
- CaCl2, AgNO3, HCl
- CuO, H2S, FePO4
- MgCl2, Mg, CuSO4
Получите из этих веществ соли (у доски)
Учитель:
А сейчас мы узнаем, с кем же дружат соли, т.е. с кем они вступают в хим. реакции.
(химические свойства солей)
- с более активными металлами (ряд активности Ме)
- со щелочами (соли неактивных Ме)
- с другими солями (растворимы)
- с более сильными кислотами
- разложение (карбонаты, нитраты)
CuSO4 + Fe => FeSO4 + Cu
CuSO4 + Ag =>
CuSO4 + 2NaOH => Cu(OH)2 + Na2SO4
CuSO4 + 2NaCl => CuCl2 + Na2SO4
CuSO4 + HCl =>
Na2CO3 + H2SO4 => Na2SO4 + CO4 + H2O
Закрепление:
NaCl: СuO; K3PO4; Al(OH)3; H2CO3; H2SO4.
Учитель:
Наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что оно вас запомнится и те знании, что вы сегодня получили, пригодятся вам в дальнейшем изучении химии.
Подводятся итоги, выясняются лучшие путешественники и самый активный вагон.
Д/З.: конспект. Составьте 10 тестов на химические свойства веществ.