Путешествие на станцию "Соли"

Разделы: Химия


Цели:

  1. Обучающая: расширить знания учащихся о солях; изучить химические свойства солей.
  2. Развивающая: развить интерес к химии, активизировать познавательную деятельность.
  3. Воспитательная: выработать понимание значения солей в жизни человека.

Оборудование: билеты на поезд, образцы солей, мел, доска, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин.)

Презентация.

Учитель:

Ребята, мы сегодня совершим поездку на поезде до станции "Соли", чтобы познакомиться с ее жителями, вспомнить их название и состав. Вы размещены в комфортабельных вагонах. Они имею свои названия: хлориды, сульфаты, нитраты. Каждый из вас получит билет на поезд, где указано ваше место. Итак, мы отправляемся.

2. Основная часть урока (повторение пройденного материала - 10 минут)

Чтобы вы не скучали в поездке, давайте с вами вспомним:

  • основные классы неорганических соединений?
  • что такое оксиды?
  • что такое кислоты? Валентность кислотного остатка?
  • что такое основания?
  • что такое соли?

Посмотрите на свой билет и составьте формулу соли по названию вашего места и вашего вагона (выборочно ученики называют формулы)

Учитель:

Название "соль" произошло от латинского слова "sol", что значит солнце. Осаждение поваренной соли из морской воды под действием солнечных лучей и древние времена объяснялось, как рождение этого вещества под действием солнечной энергии. Название "соль" первоначально относится к хлориду натрия, что впоследствии дало название целому классу веществ.

Мы прибыли на станцию "Соли". Здесь нас встречает экскурсовод - хлорид натрия.

Хлорид натрия:

Во всех странах употребляют соль. И это не удивительно, без соли не могут жить люди и животные. Взрослому человеку для поддержания жизнедеятельности необходимо получать 8-10 г. соли ежесуточно. Недостаток соли (как, впрочем, и её избыток) пагубно сказывается на здоровье. Соль содержится в слюне, желудочном соке; наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление.

Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, при их отступлении была обусловлена нехваткой поваренной соли. У древних народов нередко были войны из-за соляных источников, а некоторые народы Африки платили когда-то за соль золотым песком. Римские легионеры времен цезаря часть жалования получали солью. Соль заменяла деньги во многих странах. У многих народов соль - символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают дорогих гостей. Можно подсчитать, что все жители нашей планеты в год расходуют примерно 17 млн. тонн хлорида натрия, для его перевозки потребуется поезд длинной примерно 5000 км.

Учитель:

Давайте, ребята, разбудим соли. На доске нарисованы окна с названиями солей (учащиеся пишут формулы).

Учитель:

Мы разбудили соли и отправляемся дальше. Посмотрите, целая группа солей ждёт - не дождётся, когда вы их назовёте (называем соли)

Хлорид натрия:

А ещё я познакомлю вас цветными солями.

Лабораторная работа (5 мин.) - устно.

(Т. Б. при работе с хим. реактивами!)

Учитель:

Ребята, пока мы с солями знакомились, кто-то чужой проник на станцию.

Задание: "Третий - лишний"

  1. CaCl2, AgNO3, HCl
  2. CuO, H2S, FePO4
  3. MgCl2, Mg, CuSO4

Получите из этих веществ соли (у доски)

Учитель:

А сейчас мы узнаем, с кем же дружат соли, т.е. с кем они вступают в хим. реакции.

(химические свойства солей)

  1. с более активными металлами (ряд активности Ме)
  2. CuSO4 + Fe => FeSO4 + Cu

    CuSO4 + Ag =>

  3. со щелочами (соли неактивных Ме)
  4. CuSO4 + 2NaOH => Cu(OH)2 + Na2SO4

  5. с другими солями (растворимы)
  6. CuSO4 + 2NaCl => CuCl2 + Na2SO4

  7. с более сильными кислотами
  8. CuSO4 + HCl =>

    Na2CO3 + H2SO4 => Na2SO4 + CO4 + H2O

  9. разложение (карбонаты, нитраты)

Закрепление:

NaCl: СuO; K3PO4; Al(OH)3; H2CO3; H2SO4.

Учитель:

Наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что оно вас запомнится и те знании, что вы сегодня получили, пригодятся вам в дальнейшем изучении химии.

Подводятся итоги, выясняются лучшие путешественники и самый активный вагон.

Д/З.: конспект. Составьте 10 тестов на химические свойства веществ.