Цели урока:
- закрепить алгоритм нахождения наибольшего общего делителя с помощью разложения на множители;
- повторить сопутствующие определения и понятия;
- познакомить учащихся с алгоритмом Евклида;
- формировать навыки математической культуры
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
1. Орг.момент (проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих) (1 мин)
2. Устная работа: (6 мин)
1. Замените произведение степенью:
- Вычислите: 23 ; 52 ; 33 ; 104.
- Найдите значение выражения: (3?3?5?11): (3?11). Какой вывод можно сделать?
- Выполните деление a на b, если а=170, b=35. Запишите равенством, чему равно а .
- Выясните и объясните, делится ли без остатка число а на число b, если:
а)3*3*3*3*3
б) 7*7*7
в)5*5
г) а*а*а*а*а
Данное равенство записать в общем виде: а будет делимым, а b - делителем. Пусть частное равно q, а остаток r, тогда: а = bq + r, причем q может быть как натуральным числом, так и нулем. Любым ли числом может быть r? [ r - натуральное число, причем 0 < r < b.] Что можно сказать о числах а и b, если r = 0? Деление нацело - частный случай деления с остатком.
а) а = 23 * 3 * 5 * 7;
b = 22 * 7
б) а = 24 * 3 * 57;
b = 27 * 3 * 54
в) а = 2 * 34 * 5 * 13;
b = 2 * 33 * 5 * 11.
3. Актуализация базовых знаний (10 мин)
1) Вопросы:
- что называют делителем числа а?
- какое число называют простым?
- что значит разложить число на простые множители?
- сформулируйте признаки делимости на 2, 3, 5, 9,10;
- приведите пример однозначного составного числа;
- верно ли, что число 77-простое число?
- почему, если одно число можно разложить на 2 простых множителя, а другое на 3 простых множителя, то эти числа не равны?
- каким числом: простым или составным является произведение двух простых чисел?
- что называется наибольшим общим делителем двух или более чисел?
- какие числа называются взаимно-простыми?
-повторить способы нахождения НОД: Для поиска НОД натуральных чисел существуют различные алгоритмы
1 способ: Если даны два числа и они сравнительно невелики, то лучший алгоритм - непосредственный перебор. Однако для больших чисел находить НОД(а;b) путем перечисления всех делителей чисел а и b - процесс трудоемкий и ненадежный.
Полезно помнить, что НОД любого количества чисел не превосходит наименьшего из них.
2 способ: с помощью разложения чисел на множители (наиболее распространенный) (Приложение, слайд1)
2) Вычислите НОД чисел 24 и 16.
3) Разложите на простые множители числа: 875 и 8000 и вычислите НОД этих чисел.
(На примере числа 8000 повторить более простой способ разложения на простые множители чисел, оканчивающихся нулями: так как 10=2 *5, то 8000=2 * 5 * 2 * 5 *2 * 5 * 2 * 2 * 2==26 * 53)
4) Может ли НОД трех чисел быть равен 15, если их произведение равно 3000? [ нет, так как
15 = 3 * 5, значит, число 3 должно входить в разложение каждого из трех чисел. Но, 3000 = 23 * 3 * 53.]
5) Решите задачу "В класс привезли учебники: по математике 24, по истории 36 и по географии 48. Какое наибольшее число комплектов можно составить из этих книг так, чтобы в каждом было одинаковое число книг по математике, истории и географии? По сколько книг будет в каждом комплекте?"
4. Проверочная работа (Приложение, слайд 2) (6 мин)
5. Изучение нового материала (10 мин)
Учитель: изученный способ отыскания НОД(а, b) прост, понятен и удобен, но у него есть существенный недостаток: если данные числа велики, да еще не очень легко раскладываются на множители, то задача отыскания НОД(а, b) становится довольно трудной. К тому же может оказаться, что, основательно потрудившись, мы убедимся, что НОД(а, b)=1 и вроде вся работа проделана зря.
Евклид нашел замечательный способ отыскания НОД(а,b) без какой бы то ни было предварительной обработки чисел. ( Приложение, слайды 3 и 4) Впоследствии этот алгоритм стали называть алгоритмом Евклида)
Познакомимся с алгоритмом Евклида. Пусть требуется найти НОД(102;84). Разделим одно число на другое и определим остаток.
102=84 *1+18
0 <18<84
Теперь проделаем такую же операцию для чисел 84 и 18:
84=18 *4+ 12
0 <12<18
Следующий шаг - для 18 и 12:
18=12 * 1+6
0 <6<12
Теперь -для 12 и 6:
12=6 * 2+0
0-остаток. Процесс закончился.
Этот процесс не может быть бесконечным, потому что остатки убывают, оставаясь неотрицательными целыми числами, множество которых, как известно, ограничено снизу:
84 >18 > 12> 6 >0
Если присмотреться к записанным равенствам, то можно установить, что НОД всех пар чисел равны между собой (предложить учащимся подумать -почему?),
то есть НОД(102;84)=НОД(84;18)=НОД(18;12)=НОД(12;6)=6. Но число 6-последний, не равный 0 остаток.
Действительно, если с - произвольный общий делитель чисел а и b, то r = a - bq делится на c; и наоборот, если с - произвольный общий делитель чисел b и r, то а делится на с. То есть, все общие делители пар (а; b) и (b; r) совпадают, а значит, совпадают и их наибольшие общие делители.
Удобство алгоритма Евклида становится особенно заметным, если применить форму записи в виде таблицы:
102 |
84 |
18 |
12 |
6 |
1 |
4 |
1 |
2 |
В этой табличке сначала записывают исходные числа, делят в уме, записывая остатки справа, а частные -внизу, пока процесс не закончится. Последний делитель и есть НОД.
Таким образом, наибольшим общим делителем двух чисел является последний, не равный 0 остаток при делении большего числа на меньшее, то есть если a = b * q + r, то НОД(a; b) = НОД(b; r)
Такая последовательность операций и называется алгоритмом Евклида. Данный алгоритм позволяет находить НОД чисел, не разлагая их на множители (Приложение, слайд 5)
6. Упражнения(10 мин)
1. Целесообразно рассмотреть пример. Пусть надо найти НОД чисел 323 и 437. Сделать это подбором или разложением на простые множители не просто, так как ни одно из этих чисел не кратно 2, 3, 5, 7, 11. Поступаем следующим образом (комментарий):
437 = 323 * 1 + 114;
323 = 114 * 2 + 95;
114 = 95 * 1 + 19;
95 = 19 * 5.
НОД (323; 437) = 19 ( параллельно решение оформить с помощью заполнения таблицы).
В частном случае, часто применяют следствие: НОД(a; b) = НОД (a - b; b), которое получается из общего правила при q = 1.
2. Найти НОД(458;252) и НОД(1920;1536).
7. Подведение итогов урока (1 мин)
Вопросы:
- С каким способом нахождения НОД чисел мы познакомились на уроке?
- Почему он называется алгоритмом Евклида?
- В чем он заключается?
- В каком случае его удобно применять?
8. Задание на дом: (1 мин)
1) С помощью алгоритма Евклида найти НОД чисел:2016 и 1320; 703 и 481
2) Решите задачу
(1 вариант): Для учащихся первого класса приготовили одинаковые подарки. Во всех подарках было 120 шоколадок, 280 конфет, и 320 орехов. Сколько учащихся в первом классе, если известно, что их больше 30?
(2 вариант): Ребята получили на новогодней елке одинаковые подарки. Во всех подарках вместе было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько ребят присутствовало на елке? Сколько апельсинов и сколько яблок в каждом подарке?
Используемые источники информации
Литература.
[1].//Учебник для общеобразовательныхучреждений Математика 6 класс под ред. Н.Я Виленкина., Москва, Мнемозина,2009 г.
[2].//За страницами учебника алгебры. Л.Ф Пичурин, Москва, Просвещение, 1990г.
[3].//Сборник примеров и задач по математике, Н.А Терешин, Т.Н.Терешина Москва, Аквариум, 1997 г.
Интернет-ресурсы.
[1]. //Википедия (свободная энциклопедия), http://ru.wikipedia.org
[ 2]. //Сайт "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов".