Цель: знакомить детей с праздниками зимних Святок; учить детей различать церковные и светские праздники; познакомить с новой фольклорной формой - колядкой; воспитать уважение и любовь к народным традициям; развивать навыки выразительного чтения.
Оборудование:
- Т.В. Дорофеева, Романовская Л.И. "Основы православной культуры",
- Хрестоматия "Основы православной культуры",
- Рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, компьютер,
- Грамзапись, плакаты на доске.
Ход урока
I. Сообщение темы, цели.
II. Вступительное слово учителя
- Что изучает наш предмет? (Основы православной культуры)
- Каково отличие православной культуры от светской?
(Светская: музыка, кино, живопись, поэзия; православная: духовная музыка, церковные книги, иконопись)
- А еще это культурные традиции, включающие в себя праздники - светские
(государственные) и церковные (православные).
- Какие государственные праздники вы знаете?
- Какие церковные праздники вы знаете?
4 декабря мы праздновали церковный праздник Введение во храм Пресвятой Девы
Марии. Один из самых великих праздников.
Родители Марии, долго не имевшие детей, после рождения Марии, дали обет - посвятить свою дочь на служение Богу. И когда ей исполнилось 3 года, то она взошла по высоким ступеням в храм и была введена во святая святых - алтарь (куда женщина не могла входить), так как ее посвящение - стать матерью сына Божьего. И в этот день православные молятся Богу и Пресвятой Богородице, прося милости и помощи в воспитании детей.
III. Основная часть. Изучение нового.
1. - Любите ли вы праздники? Почему?
- А как вы думаете, если бы все дни были праздничными, радовались бы мы им?
- Дни нашей жизни делятся на будни и праздники. Будни отданы труду, а праздники?
Отдыху? Это не совсем так. В каждом празднике есть свое особое значение, его нужно знать, поэтому к празднику готовятся, чтобы встретить его достойно.
- Прочитайте высказывание на доске:
Пост - пости, праздники - празднуй.
- Подобно как: "Делу время - потехе час".
Начиная с 28 ноября (Филиппов день) начинается Рождественский пост. В это время надо делать добрые дела, которые приносят радость. И стараться, чтобы эта радость оставалась с тобою, т.е. надо трудиться, тогда и праздник будет в радость, когда к нему готовятся.
2. - Скоро нас всех ждет праздник, главный праздник зимы:
Зимние святки (плакат на доске)
Вернее это не один, а целых три праздника
А как по мосту - мосточку
Шли три братца:
Первый - то братец -
Рождество Христово,
Второй - то братец -
Василий Кесарийский,
Третий - то братец -
Крещение Господне.
- 7 января - Рождество Христово (слайд 1)
- 14 января - Св. Василий Кесарийский (слайд 2)
- 19 января - Крещение Господне (слайд 3)
(чтение слайдов учащихся)
- А что такое праздник?
Праздник - радостное состояние души, посвященное какому-то важному событию.
Вот, например, Крещение господне - праздник, посвященный крещению Иисуса Христа в реке Иордан.
Крещение на Руси ( 998г. - кн. Владимир Красно Солнышко) (слайд 4)
3. Великий праздник Рождества Христова, в честь какого же события?
(Рождение Иисуса Христа)
Рождение Иисуса Христа (слайд 5)
Когда Дева Мария отправилась в город Вифлеем, то в пути ее застала непогода. Она укрылась в горной пещере, там были и животные. В момент рождения сына Божия на небе засияла Вифлеемская звезда, указавшая путь волхвам и ангелам, которые с дарами пошли к пещере и в яслях увидели младенца - Иисуса Христа.
Вот в честь этого события православные люди и празднуют Рождество Христово.
- Как празднуют люди этот праздник?
(дети читают стихи "Рождество Христово" или "Лучший подарок"
Хрестоматия, часть1, стр.167)
Икона Рождества Христова. (слайд 6)
А в память об этом событии во храмах есть икона Рождества Христова, где младенец в яслях, и все, кто принес дары в пещеру, радуясь появлению Христа.
- А какой праздник православные празднуют раньше - Новый год или Рождество?
- С 1700 года зимнее новогодье стали праздновать и на Руси. Но разница в календарях привела к тому, что у нас два новогодних праздника:
1 января - по новому стилю,
14 января старый Новый год в день Св. Василия Кесарийского.
Поэтому сейчас мы Новый год встречаем раньше Рождества. Это время Рождественского поста, и поэтому верующие отмечают его скромно.
- Подумайте как связаны эти праздники?
- Какой сейчас год?
- От какого события считаем года?
(Наше летоисчисление от Рождества Христова)
4. Самостоятельная работа.
Откройте тетради на странице 29 и выполните задание 1,2,3.
IV. Физкультминутка .(звучит грамзапись песни "Рождественская")
- Возьмите ватные шарики, закройте глаза и представьте себе своего ангела- хранителя, как будто он проводит вам по лицу своими легкими крыльями. При этом вслушивайтесь в слова песни.
V. Заключение.
Святочные гулянья. (слайд 7)
- Святки - время праздничного веселья. В волшебные дни святок все, что пожелаешь - сбудется. А желать хорошего можно по-разному. Например, напечь печенья: коровок, лошадок, овечек - это пожелание богатства и счастья. Таким печеньем раньше благодарили за величальные песни. Ведь накануне Рождества и Нового года был обычай ходить по домам и прославлять Христа, желать хозяевам благ и счастья в новом году и петь песни-колядки. Кому их споют - тому добро, ведь в слове - великая сила.
(Стихи - колядки читают учащиеся. "Христославы" стр.167, колядки)
Письменная работа в тетради. Стр.30 задание 4 и 5.
Проверка работ.
VI. Обобщение.
- А вот что вы для себя узнали нового, интересного проверим, поучаствовав в Рождественской викторине.
Рождественская викторина. (слайд 8)
Как звали мать Иисуса Христа? (Мария)
Как называется город, в котором он родился? (Вифлеем)
Как волхвы нашли дорогу к вертепу? (Их вела Вифлеемская звезда)
Почему детские учреждения называют яслями? (В яслях родился И. Христос)
Какое дерево вместе с ними встречает Рождество? (Ёлка)
VII. Итог.
- А так как мы побывали в преддверии Рождества, совершили рождественские колядки, то не будем нарушать народную традицию - каждому от хозяйки - угощение.
(детей угощают печеньем, конфетами)