Внеклассное занятие для учащихся 2-го класса по теме "Деньги"

Разделы: Начальная школа


Цели занятия:

– сформировать представление о деньгах;

– познакомить с историей возникновения денег;

– воспитывать любознательность, бережливость.

Оборудование: карточки, интерактивное оборудование, “деньги”.

Ход занятия

– Ребята, вы хотите узнать, что называют “великим изобретением человечества”? (слайд №1)

– Поиграем в игру “Расшифруй слово”

На доске примеры. Вам необходимо их решить, ответы расположить в порядке возрастания и прочитать получившееся слово (слайд №2)

39 : 13 299 – Г
287 + 12 100-Ь
30 + 30 320-И
25 * 4 3-Д
340 – 20 81-Н
27 * 3 60-Е
  125-О
  300-М

– Какое слово получили? (деньги) (слайд №3) Тема сегодняшнего занятия “Деньги”.

– Что вы знаете о деньгах? (Ответы детей)

– Деньги – особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги. (слайд №4)

– Кто что знает про деньги, зачем они нужны и всегда ли были? (Ответы детей)

– Сейчас поговорим о товарных деньгах, то есть о товарах, которые все охотно брали в уплату, т.е. расчет проходил в виде обмена. Семь тысяч лет назад – живые деньги: рыба, меха, жемчужины, клыки и хвосты, раковины и перья и т.д. В древнем Риме таким товаром когда-то был скот. На латинском языке, на котором говорили древние римляне, скот – "пекус" (pecus), а деньги – "пекуния" (pecunia).

– Сегодня мы поиграем в игру “Найди и поменяй”. На столе у каждого лежит карточка (приложение № 1). На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар. (Например, Ваня имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица; Маша: есть курица, нужна собака; Алёна: есть собака, нужен цыпленок.)

Вам необходимо поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.

Игра: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.

Обсуждение: тройка обменявшихся выходит к доске, и дети рассказывают, как они менялись. (Ваня: У меня был цыпленок, мне нужна была курица. Я нашел, что курица есть у Маши, но она не хотела меняться на цыпленка. Ей нужна была собака. Тогда мне пришлось искать третьего ученика. Им оказалась Алёна. У неё была собака, и ей нужен был цыпленок. Я обменял у неё моего цыпленка на собаку, а потом собаку – на курицу у Маши.)

– Ребята, с какими трудностями вы столкнулись, обмениваясь? (Ответы детей подвести примерно к следующим: 1). Затрачивается много времени. 2). Сложность и неудобство поиска. 3). Обмен может сорваться.)

– В какой русской народной сказке курочка, чтобы спасти петушка, менялась? ("Петушок и бобовое зернышко"). (слайд №5)

Инсценировка сказки.

Дети, готовившие соответствующее домашнее задание, инсценируют сказку.

Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка тогда пошла к хозяйке за маслицем, чтобы петушку горлышко смазать, а хозяйка послала ее к крестьянину за сеном, а тот – к кузнецу за косой. Курочка, в конце концов, получила маслице и спасла петушка. А если б не успела? Страшно подумать! Вот почему говорят: время – деньги.

– Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги? (Покупать удобнее. Быстрее.)

Деньги – это одна из самых загадочных вещей на свете.

Можно даже сказать – волшебная вещь.

Почему – загадочная? Да потому что, с одной стороны, даже трехлетние дети знают, что существуют деньги – спросите их. А с другой стороны – не все, даже взрослые, понимают, что же это на самом деле такое – деньги.

А почему волшебная? Да потому, что деньги могут превращаться в любой товар. Сорок рублей, к примеру, могут превратиться в шоколадку, четыреста – в куклу, а 4 тысячи – в велосипед.

Помните сказку "Цветик – семицветик"? Деньги – как тот волшебный цветок. И чем больше у вас лепестков-денежек, тем больше волшебных превращений вы можете сделать. Вы можете даже стать умнее, потратив деньги на книги и обучение у самых умных учителей. Но, скажу вам по секрету, деньги были не всегда, а умные люди – всегда. Так что можно стать умным и без денег. Главное – думать. Давайте и мы с вами подумаем: откуда и зачем появились деньги.

В Африке и Азии деньгами были ракушки каури, и в африканской стране Гвинея монеты до сих пор называют каури. Вот про монеты мы и поговорим. В мире монеты появились очень давно, в Бирме, есть такая страна в Азии, самыми удобными товарными деньгами оказалось золото и серебро. Из этих металлов и стали делать первые монеты. (слайд №6)

– Чем монета удобнее по сравнению со слитками золота или серебра? (Ходить за покупками с куском золота или серебра неудобно.) Монеты появились для удобства обмена. На них изображали правителей, царей, спортивные игры и празднества, божества и священных животных, театры и другие архитектурные памятники. Золотые и серебряные монетки – это товарные деньги. На них можно было что-нибудь купить. А можно было сделать из монетки золотое колечко или серебряные серьги.

Игра “Внимательны ли вы?”

– Что изображено на 50-тикопеечной монете? (Ответы детей + показ на экране)

– Что изображено на рублевой монете? (Ответы детей+показ на экране) (слайд №7)

Современные деньги – бумажные. (слайд №8) Родина бумажных денег – Китай (7 век).

– Как в вашей семье появляются деньги? (Ответы детей) Родители получают плату за работу в качестве заработной платы. На заработанные деньги покупают необходимые товары и услуги. Но часть можно отложить, сберечь. Такие сбережения хранятся в банке.

– Для чего нужны сбережения? (Ответы детей)

– О деньгах, о бережливости сложено много пословиц и поговорок. Игра “Собери пословицу”.

Работа в группах (с последующей проверкой на слайде) (приложение № 2) (слайд № 9)

  1. Деньги не в деньгах,
  2. Деньги не грибы-
  3. Где денежкам счёт,
  4. Кто не бережёт копейку,
  5. Лишние деньги –
  6. Тот без нужды живёт,
А) рубля не стоит
Б) лишние заботы
В) можно и зимой найти
С) там добро не утечёт
Д) кто деньги бережёт
Е) а в делах

– Помните мультик про Мартышку, Удава, Слона и Попугая? Тот, где удава измеряли попугаями? Оказалось, его длина – 38 попугаев и одно попугаечье крылышко. А чем бы вы измерили Удава? Наверное, метром? Метром меряют длину, высоту, ширину.

А деньгами? Что мы измеряем, когда говорим, что шоколадка –40 рублей, диван – 3000 рублей? Почему маленькие легкие вещи бывают дороже больших и тяжелых? (Ответы детей)

– Почему цены такие? А что такое цена?

Цена – это договор, соглашение между покупателем и продавцом. (слайд № 10) Чаще всего продавец предлагает цену, а покупатель соглашается или нет. Но можно и поторговаться.

Мы уже выяснили, что деньги – это то, что все охотно берут в уплату за свой товар.

– Но деньгами нужно уметь пользоваться, правильно ими распоряжаться. Сейчас мы проверим, как вы сможете распорядиться деньгами. Представьте, что вы в школьном буфете. Вам необходимо купить обед. У вас 30 рублей. У каждого на столе лист с перечнем товаров и цен на них (приложение №3). (слайд №11) Отметьте, что бы вы купили.

Обсуждение. Лиза купила на эти деньги шоколадку, а Петя – картофельное пюре, котлету и компот. – Как вы думаете, кто правильнее потратил эти деньги? (Петя) Почему? (ответы детей)

– У нас в гостях сегодня мама Кати Соколовой. Она медицинская сестра, расскажет нам о пользе или вреде продуктов, выбранных вами.

Итог занятия:

– Так почему деньги называют великим изобретением человечества?

– Что нового узнали? Чему удивились?

– Как вы думаете, что нельзя купить за деньги? (здоровье, любовь, дружбу)

Рефлексия: – С каким настроением вы уходите с занятия? У каждого на столе лежат две картинки: тучка и солнышко. Если вам понравилось занятие – поднимите и покажите мне солнышко, если не понравилось – тучку.

– Спасибо за работу.

Презентация