Цели занятия:
– сформировать представление о деньгах;
– познакомить с историей возникновения денег;
– воспитывать любознательность, бережливость.
Оборудование: карточки, интерактивное оборудование, “деньги”.
Ход занятия
– Ребята, вы хотите узнать, что называют “великим изобретением человечества”? (слайд №1)
– Поиграем в игру “Расшифруй слово”
На доске примеры. Вам необходимо их решить, ответы расположить в порядке возрастания и прочитать получившееся слово (слайд №2)
39 : 13 | 299 – Г |
287 + 12 | 100-Ь |
30 + 30 | 320-И |
25 * 4 | 3-Д |
340 – 20 | 81-Н |
27 * 3 | 60-Е |
125-О | |
300-М |
– Какое слово получили? (деньги) (слайд №3) Тема сегодняшнего занятия “Деньги”.
– Что вы знаете о деньгах? (Ответы детей)
– Деньги – особый товар, который можно обменять на другие товары и услуги. (слайд №4)
– Кто что знает про деньги, зачем они нужны и всегда ли были? (Ответы детей)
– Сейчас поговорим о товарных деньгах, то есть о товарах, которые все охотно брали в уплату, т.е. расчет проходил в виде обмена. Семь тысяч лет назад – живые деньги: рыба, меха, жемчужины, клыки и хвосты, раковины и перья и т.д. В древнем Риме таким товаром когда-то был скот. На латинском языке, на котором говорили древние римляне, скот – "пекус" (pecus), а деньги – "пекуния" (pecunia).
– Сегодня мы поиграем в игру “Найди и поменяй”. На столе у каждого лежит карточка (приложение № 1). На одной стороне карточки нарисована картинка – это тот товар, который есть у тебя. На другой – написано, что тебе нужно получить в обмен на этот товар. (Например, Ваня имеет карточку: есть цыпленок, нужна курица; Маша: есть курица, нужна собака; Алёна: есть собака, нужен цыпленок.)
Вам необходимо поменяться карточками так, чтобы получить нужный товар.
Игра: дети ищут нужный предмет и пытаются обменяться. Когда все обмены состоялись, проходит обсуждение.
Обсуждение: тройка обменявшихся выходит к доске, и дети рассказывают, как они менялись. (Ваня: У меня был цыпленок, мне нужна была курица. Я нашел, что курица есть у Маши, но она не хотела меняться на цыпленка. Ей нужна была собака. Тогда мне пришлось искать третьего ученика. Им оказалась Алёна. У неё была собака, и ей нужен был цыпленок. Я обменял у неё моего цыпленка на собаку, а потом собаку – на курицу у Маши.)
– Ребята, с какими трудностями вы столкнулись, обмениваясь? (Ответы детей подвести примерно к следующим: 1). Затрачивается много времени. 2). Сложность и неудобство поиска. 3). Обмен может сорваться.)
– В какой русской народной сказке курочка, чтобы спасти петушка, менялась? ("Петушок и бобовое зернышко"). (слайд №5)
Инсценировка сказки
.Дети, готовившие соответствующее домашнее задание, инсценируют сказку.
Петушок подавился бобовым зернышком. Курочка тогда пошла к хозяйке за маслицем, чтобы петушку горлышко смазать, а хозяйка послала ее к крестьянину за сеном, а тот – к кузнецу за косой. Курочка, в конце концов, получила маслице и спасла петушка. А если б не успела? Страшно подумать! Вот почему говорят: время – деньги.
– Как удобнее: меняться товарами или покупать за деньги? (Покупать удобнее. Быстрее.)
Деньги – это одна из самых загадочных вещей на свете.
Можно даже сказать – волшебная вещь.
Почему – загадочная? Да потому что, с одной стороны, даже трехлетние дети знают, что существуют деньги – спросите их. А с другой стороны – не все, даже взрослые, понимают, что же это на самом деле такое – деньги.
А почему волшебная? Да потому, что деньги могут превращаться в любой товар. Сорок рублей, к примеру, могут превратиться в шоколадку, четыреста – в куклу, а 4 тысячи – в велосипед.
Помните сказку "Цветик – семицветик"? Деньги – как тот волшебный цветок. И чем больше у вас лепестков-денежек, тем больше волшебных превращений вы можете сделать. Вы можете даже стать умнее, потратив деньги на книги и обучение у самых умных учителей. Но, скажу вам по секрету, деньги были не всегда, а умные люди – всегда. Так что можно стать умным и без денег. Главное – думать. Давайте и мы с вами подумаем: откуда и зачем появились деньги.
В Африке и Азии деньгами были ракушки каури, и в африканской стране Гвинея монеты до сих пор называют каури. Вот про монеты мы и поговорим. В мире монеты появились очень давно, в Бирме, есть такая страна в Азии, самыми удобными товарными деньгами оказалось золото и серебро. Из этих металлов и стали делать первые монеты. (слайд №6)
– Чем монета удобнее по сравнению со слитками золота или серебра? (Ходить за покупками с куском золота или серебра неудобно.) Монеты появились для удобства обмена. На них изображали правителей, царей, спортивные игры и празднества, божества и священных животных, театры и другие архитектурные памятники. Золотые и серебряные монетки – это товарные деньги. На них можно было что-нибудь купить. А можно было сделать из монетки золотое колечко или серебряные серьги.
Игра “Внимательны ли вы?”
– Что изображено на 50-тикопеечной монете? (Ответы детей + показ на экране)
– Что изображено на рублевой монете? (Ответы детей+показ на экране) (слайд №7)
Современные деньги – бумажные. (слайд №8) Родина бумажных денег – Китай (7 век).
– Как в вашей семье появляются деньги? (Ответы детей) Родители получают плату за работу в качестве заработной платы. На заработанные деньги покупают необходимые товары и услуги. Но часть можно отложить, сберечь. Такие сбережения хранятся в банке.
– Для чего нужны сбережения? (Ответы детей)
– О деньгах, о бережливости сложено много пословиц и поговорок. Игра “Собери пословицу”.
Работа в группах (с последующей проверкой на слайде) (приложение № 2) (слайд № 9)
|
А) рубля не стоит Б) лишние заботы В) можно и зимой найти С) там добро не утечёт Д) кто деньги бережёт Е) а в делах |
– Помните мультик про Мартышку, Удава, Слона и Попугая? Тот, где удава измеряли попугаями? Оказалось, его длина – 38 попугаев и одно попугаечье крылышко. А чем бы вы измерили Удава? Наверное, метром? Метром меряют длину, высоту, ширину.
А деньгами? Что мы измеряем, когда говорим, что шоколадка –40 рублей, диван – 3000 рублей? Почему маленькие легкие вещи бывают дороже больших и тяжелых? (Ответы детей)
– Почему цены такие? А что такое цена?
Цена – это договор, соглашение между покупателем и продавцом. (слайд № 10) Чаще всего продавец предлагает цену, а покупатель соглашается или нет. Но можно и поторговаться.
Мы уже выяснили, что деньги – это то, что все охотно берут в уплату за свой товар.
– Но деньгами нужно уметь пользоваться, правильно ими распоряжаться. Сейчас мы проверим, как вы сможете распорядиться деньгами. Представьте, что вы в школьном буфете. Вам необходимо купить обед. У вас 30 рублей. У каждого на столе лист с перечнем товаров и цен на них (приложение №3). (слайд №11) Отметьте, что бы вы купили.
Обсуждение. Лиза купила на эти деньги шоколадку, а Петя – картофельное пюре, котлету и компот. – Как вы думаете, кто правильнее потратил эти деньги? (Петя) Почему? (ответы детей)
– У нас в гостях сегодня мама Кати Соколовой. Она медицинская сестра, расскажет нам о пользе или вреде продуктов, выбранных вами.
Итог занятия:
– Так почему деньги называют великим изобретением человечества?
– Что нового узнали? Чему удивились?
– Как вы думаете, что нельзя купить за деньги? (здоровье, любовь, дружбу)
Рефлексия: – С каким настроением вы уходите с занятия? У каждого на столе лежат две картинки: тучка и солнышко. Если вам понравилось занятие – поднимите и покажите мне солнышко, если не понравилось – тучку.
– Спасибо за работу.