Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Основные цели:
- Повторить знания о звуках и буквах, сформировать представление о различии гласных, обозначающих твёрдость и мягкость согласного.
- Сформировать опыт выполнения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения на основе рефлексивного метода;
- Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, умение наблюдать, работать по установленному алгоритму; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
На доске написана пословица: Повторенье – мать ученья.
– Как вы понимаете эту пословицу? (Читает учитель или хорошо читающие дети)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
– Начнём мы наш урок с повторения.
1) Речевая разминка.
Учитель называет слог, дети повторяют его 3раза, далее учитель продолжает фразу, которую заканчивают дети.
Он, (он, он, он) – по рельсам катится …(вагон)
Ох, (ох, ох, ох) – посадили мы …(горох)
Ос,(ос, ос, ос) – от мороза прячем…(нос)
Ой, (ой, ой, ой) – у врача кричит… (больной)
2) Обозначение твёрдости и мягкости согласного.
– С какого звука началась разминка?
– Что это за звук?
– Каким цветом обозначаем гласный звук?
– Какими знаками можем обозначить этот звук? (Буквой О и буквой Ё)
– Сколько букв О? Одна – …(большая), другая – …(маленькая) (учитель выставляет карточки с буквами)
– Сколько букв ё?
– Если буква О встанет после согласного, то как будет этот согласный звук произноситься?
– Если звук О обозначен буквой Ё и стоит после согласного, то как произносится согласный?
3) Обозначение йотированных звуков буквами
– Какие гласные буквы могут обозначать не один, а два звука?
– Когда они обозначают два звука?
– Какие звуки обозначают буква Я, Ё, Ю?
4) Игра “Прочитай и назови”
– Прочитайте хором буквы и назовите “лишнюю”. Объясните свой выбор.
На доске:
а-а-о-а о-а-у-я ё-я-о-ю о-у-о-о |
– У кого были затруднения в выборе буквы?
– Что вам надо повторить?
5) Задание для пробного действия
– Какое задание я вам сейчас предложу? (в котором есть затруднения)
– Для чего вы будете выполнять это задание? (чтобы понять, что мы не знаем)
“Докажите словечко”
– К дальним сёлам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество,
Это … (электричество).– На лучинке в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само –
Что же это?.. (эскимо)– Аукало и плакало
И рассыпалось смехом,
И нас всех развлекало
Чудно это … (эхо)
– Кто может повторить все отгадки?
– Что вы заметили? С какого звука они начинаются?
– Что это за звук?
– Что показало пробное действие?
– Почему у вас получились разные ответы? (новый звук, с которым мы еще не работали)
– Кто считает, что его ответ правильный? Обоснуйте свое мнение.
3. Выявление места и причины затруднения
– Какое задание вы выполняли? (выясняли, какой это звук: гласный или согласный)
– Почему возникло затруднение? (это новый звук)
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Значит, какую цель мы сегодня ставим на уроке? (узнать, новый звук [э] – гласный или согласный?)
– А какой буквой мы будем обозначать этот звук, вы знаете?
– Назовите тему нашего урока (знакомство со звуком [э] и буквой, обозначающей это звук).
– Итак, начнем со звука. Вспомните, какие бывают звуки (гласные и согласные)
– Вспомните, чем гласные отличаются от согласных.
– Значит, что надо сделать, чтобы узнать: звук [э] – гласный или согласный?
– Давайте составим план наших действий. Какой будет первый шаг? (произнести звук [э])
– Какой будет следующий шаг? (посмотреть, есть ли препятствия при произнесении)
– Это всё или что-то ещё надо сделать в конце? (надо обозначить цветом)
5. Реализация построенного проекта
– Я предлагаю вам узнать, какой это звук. Произнесите. Сделайте вывод.
– Итак, мы узнали, что звук [э] – гласный.
– Каким цветом обозначим?
– Какую следующую цель будем реализовывать? (узнаем, какой буквой обозначается этот звук)
– Откройте буквари на странице 48.
– Посмотрите, какой знак в русском языке обозначает этот звук. Кто знает, как называется эта буква?
– На что похожа буква Э?
“Э” – как месяца рожок,
“Э” – как редкий гребешок.
Буква “Э” нужна для слуха,
Ведь она подобна уху!
– Сколько таких букв?
– Когда пишется заглавная буква? Приведите примеры.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули, ручки к верху потянули!
Раз и два, присесть и встать, чтобы отдохнуть
опять.
Вот и стали мы сильней, здоровей (показать силу)
И веселей (улыбнуться друг другу)!
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Фонетический анализ слова.
– Посмотрите на рисунок. Что нарисован на картинке? (экран)
– Для чего нужен экран?
– Посмотрите на схему слова. Сколько звуков в это слове? Как узнали? (5 клеток)
На доске:
– Давайте узнаем, что это за звуки?
– А что нам поможет для проведения анализа? (эталон)
– Поможет нам услышать первый звук … (учитель называет имя ученика, который выходит к доске) Ученик вместе с учителем произносит слово так, чтобы другие дети услышали первый звук. Затем этот ученик вместе с учителем спрашивает остальных учеников, какой звук они услышали. Выслушав ответы, учитель подводит итог.
Учитель: “Ребята правильно назвали этот звук?”
Ученик: “Да”.
Учитель: “Ты – молодец, благодаря тебе дети услышали это звук”
Учитель: “Какой следующий вопрос мы зададим?”
Ученик: “Какой это звук: гласный или согласный?”
Учитель: “Спрашивай у ребят!” (ученик проводит опрос)
Учитель: “Правильно?”
Ученик: “Да!”
Учитель: “Объясни, почему это звук гласный?”
Ученик: “Звук произносится без препятствия, его можно пропеть”
Учитель: “Каким цветом обозначим этот звук?”
Ученик: “Красным”
Учитель: “Закрасьте первый квадрат красным цветом” (ученик ставит фишку красного цвета на первую клеточку на доске)
Аналогично проводится работа с другими звуками, но у доски работают другие дети
В конце этой работы учитель подводит итог:
– Посмотрите на составленное слово и скажите, сколько в этом слове звуков?
– Сколько гласных звуков?
– Каким цветом они обозначены?
– Сколько согласных звуков?
– С какого звука начинается это слово?
– Какой это звук?
– Гласный звук [э] какой буквой обозначается? (буквой Э)
– Напечатаем эту букву.
2) Чтение стихотворения Е. Благининой “Эхо” учителем.
– Послушайте стихотворение.
– О чем оно?
С кем автор сравнивает эхо? Почему?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
– Попробуйте самостоятельно из фишек слово “ЭХО”.
– Что поможет вам в работе? (эталон)
– Кому нужна моя помощь, поднимите руки.
– Я буду произносить слово, а вы определите, из каких звуков оно состоит, и обозначьте фишками.
Два ученика работают на доске.
Самопроверка:
– Проверьте работу ребят на доске.
– Кто выполнил работу также? Поставьте себе “+”.
– Кто по-другому? Сделайте вывод (надо больше тренироваться)
– Сколько звуков в этом слове?
– Сколько гласных?
– Сколько согласных?
– С какого звука начинается это слово?
– Какой буквой обозначим?
8. Включение в систему знаний и повторение.
1) Игра “Эхо”
На доске:
Э – а – о – у – э – я – ё – а – ю – э – о – э
– Мальчики начинают читать буквы, а девочки, как эхо, повторяют.
– Понаблюдайте, какая буква чаще других встречается в этой игре.
– Сколько звуков обозначает эта буква? (один)
– Какой? ([э])
– Какой это звук: гласный или согласный? Почему?
2) Отгадывание кроссворда.
– А сейчас давайте разгадаем кроссворд на странице 49.
– Посмотрите на картинки с предметами и скажите, какое слово состоит из трех букв и вторая буква Е? (лес)
– Соедините схему с этой картинкой “ниточкой”
Аналогично проводится работа с другими словами.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Какова была цель сегодняшнего урока? (познакомиться с новой буквой и звуком; узнать, какой это звук – гласный или согласный)
– Достигли мы цели?
– Давайте проверим:
Фразу я начну,
А вы кончайте.
Вместе дружно отвечайте!
– Мы сегодня на уроке познакомились буквой … (Э)
– Буква Э обозначает звук … ([э])
– Этот звук … (гласный)
Учитель читает стихотворение:
Русских слов на букву Э мало в нашем словаре:
Эй, и эдакий, и эта,
А экватор, эстафета, электричество, экран
К нам пришли из дальних стран,
Но язык наш к ним привык,
Стал богаче наш язык.
– Вы – молодцы! Спасибо за хорошую работу на уроке!