Знакомство с гласным звуком [э] и буквой Э, э

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Основные цели:

  1. Повторить знания о звуках и буквах, сформировать представление о различии гласных, обозначающих твёрдость и мягкость согласного.
  2. Сформировать опыт выполнения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения на основе рефлексивного метода;
  3. Тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, умение наблюдать, работать по установленному алгоритму; развивать внимание, память, речь, логическое мышление, воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

    Прозвенел и смолк звонок.
    Начинается урок.
    Мы за парты дружно сели
    И на доску посмотрели.

    На доске написана пословица: Повторенье – мать ученья.

    – Как вы понимаете эту пословицу? (Читает учитель или хорошо читающие дети)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

– Начнём мы наш урок с повторения.

1) Речевая разминка.

Учитель называет слог, дети повторяют его 3раза, далее учитель продолжает фразу, которую заканчивают дети.

Он, (он, он, он) – по рельсам катится …(вагон)

Ох, (ох, ох, ох) – посадили мы …(горох)

Ос,(ос, ос, ос) – от мороза прячем…(нос)

Ой, (ой, ой, ой) – у врача кричит… (больной)

2) Обозначение твёрдости и мягкости согласного.

– С какого звука началась разминка?

– Что это за звук?

– Каким цветом обозначаем гласный звук?

– Какими знаками можем обозначить этот звук? (Буквой О и буквой Ё)

– Сколько букв О? Одна – …(большая), другая – …(маленькая) (учитель выставляет карточки с буквами)

– Сколько букв ё?

– Если буква О встанет после согласного, то как будет этот согласный звук произноситься?

– Если звук О обозначен буквой Ё и стоит после согласного, то как произносится согласный?

3) Обозначение йотированных звуков буквами

– Какие гласные буквы могут обозначать не один, а два звука?

– Когда они обозначают два звука?

– Какие звуки обозначают буква Я, Ё, Ю?

4) Игра “Прочитай и назови”

– Прочитайте хором буквы и назовите “лишнюю”. Объясните свой выбор.

На доске:

а-а-о-а
о-а-у-я
ё-я-о-ю
о-у-о-о

– У кого были затруднения в выборе буквы?

– Что вам надо повторить?

5) Задание для пробного действия

– Какое задание я вам сейчас предложу? (в котором есть затруднения)

– Для чего вы будете выполнять это задание? (чтобы понять, что мы не знаем)

“Докажите словечко”

– К дальним сёлам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество,
Это … (электричество).

– На лучинке в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само –
Что же это?.. (эскимо)

– Аукало и плакало
И рассыпалось смехом,
И нас всех развлекало
Чудно это … (эхо)

– Кто может повторить все отгадки?

– Что вы заметили? С какого звука они начинаются?

– Что это за звук?

– Что показало пробное действие?

– Почему у вас получились разные ответы? (новый звук, с которым мы еще не работали)

– Кто считает, что его ответ правильный? Обоснуйте свое мнение.

3. Выявление места и причины затруднения

– Какое задание вы выполняли? (выясняли, какой это звук: гласный или согласный)

– Почему возникло затруднение? (это новый звук)

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Значит, какую цель мы сегодня ставим на уроке? (узнать, новый звук [э] – гласный или согласный?)

– А какой буквой мы будем обозначать этот звук, вы знаете?

– Назовите тему нашего урока (знакомство со звуком [э] и буквой, обозначающей это звук).

– Итак, начнем со звука. Вспомните, какие бывают звуки (гласные и согласные)

– Вспомните, чем гласные отличаются от согласных.

– Значит, что надо сделать, чтобы узнать: звук [э] – гласный или согласный?

– Давайте составим план наших действий. Какой будет первый шаг? (произнести звук [э])

– Какой будет следующий шаг? (посмотреть, есть ли препятствия при произнесении)

– Это всё или что-то ещё надо сделать в конце? (надо обозначить цветом)

5. Реализация построенного проекта

– Я предлагаю вам узнать, какой это звук. Произнесите. Сделайте вывод.

– Итак, мы узнали, что звук [э] – гласный.

– Каким цветом обозначим?

– Какую следующую цель будем реализовывать? (узнаем, какой буквой обозначается этот звук)

– Откройте буквари на странице 48.

– Посмотрите, какой знак в русском языке обозначает этот звук. Кто знает, как называется эта буква?

– На что похожа буква Э?

“Э” – как месяца рожок,
“Э” – как редкий гребешок.
Буква “Э” нужна для слуха,
Ведь она подобна уху!

– Сколько таких букв?

– Когда пишется заглавная буква? Приведите примеры.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули, ручки к верху потянули!
Раз и два, присесть и встать, чтобы отдохнуть опять.
Вот и стали мы сильней, здоровей (показать силу)
И веселей (улыбнуться друг другу)!

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) Фонетический анализ слова.

– Посмотрите на рисунок. Что нарисован на картинке? (экран)

– Для чего нужен экран?

– Посмотрите на схему слова. Сколько звуков в это слове? Как узнали? (5 клеток)

На доске:

– Давайте узнаем, что это за звуки?

– А что нам поможет для проведения анализа? (эталон)

– Поможет нам услышать первый звук … (учитель называет имя ученика, который выходит к доске) Ученик вместе с учителем произносит слово так, чтобы другие дети услышали первый звук. Затем этот ученик вместе с учителем спрашивает остальных учеников, какой звук они услышали. Выслушав ответы, учитель подводит итог.

Учитель: “Ребята правильно назвали этот звук?”

Ученик: “Да”.

Учитель: “Ты – молодец, благодаря тебе дети услышали это звук”

Учитель: “Какой следующий вопрос мы зададим?”

Ученик: “Какой это звук: гласный или согласный?”

Учитель: “Спрашивай у ребят!” (ученик проводит опрос)

Учитель: “Правильно?”

Ученик: “Да!”

Учитель: “Объясни, почему это звук гласный?”

Ученик: “Звук произносится без препятствия, его можно пропеть”

Учитель: “Каким цветом обозначим этот звук?”

Ученик: “Красным”

Учитель: “Закрасьте первый квадрат красным цветом” (ученик ставит фишку красного цвета на первую клеточку на доске)

Аналогично проводится работа с другими звуками, но у доски работают другие дети

В конце этой работы учитель подводит итог:

– Посмотрите на составленное слово и скажите, сколько в этом слове звуков?

– Сколько гласных звуков?

– Каким цветом они обозначены?

– Сколько согласных звуков?

– С какого звука начинается это слово?

– Какой это звук?

– Гласный звук [э] какой буквой обозначается? (буквой Э)

– Напечатаем эту букву.

2) Чтение стихотворения Е. Благининой “Эхо” учителем.

– Послушайте стихотворение.

– О чем оно?

С кем автор сравнивает эхо? Почему?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– Попробуйте самостоятельно из фишек слово “ЭХО”.

– Что поможет вам в работе? (эталон)

– Кому нужна моя помощь, поднимите руки.

– Я буду произносить слово, а вы определите, из каких звуков оно состоит, и обозначьте фишками.

Два ученика работают на доске.

Самопроверка:

– Проверьте работу ребят на доске.

– Кто выполнил работу также? Поставьте себе “+”.

– Кто по-другому? Сделайте вывод (надо больше тренироваться)

– Сколько звуков в этом слове?

– Сколько гласных?

– Сколько согласных?

– С какого звука начинается это слово?

– Какой буквой обозначим?

8. Включение в систему знаний и повторение.

1) Игра “Эхо”

На доске:

Э – а – о – у – э – я – ё – а – ю – э – о – э

– Мальчики начинают читать буквы, а девочки, как эхо, повторяют.

– Понаблюдайте, какая буква чаще других встречается в этой игре.

– Сколько звуков обозначает эта буква? (один)

– Какой? ([э])

– Какой это звук: гласный или согласный? Почему?

2) Отгадывание кроссворда.

– А сейчас давайте разгадаем кроссворд на странице 49.

– Посмотрите на картинки с предметами и скажите, какое слово состоит из трех букв и вторая буква Е? (лес)

– Соедините схему с этой картинкой “ниточкой”

Аналогично проводится работа с другими словами.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какова была цель сегодняшнего урока? (познакомиться с новой буквой и звуком; узнать, какой это звук – гласный или согласный)

– Достигли мы цели?

– Давайте проверим:

Фразу я начну,
А вы кончайте.
Вместе дружно отвечайте!

– Мы сегодня на уроке познакомились буквой … (Э)

– Буква Э обозначает звук … ([э])

– Этот звук … (гласный)

Учитель читает стихотворение:

Русских слов на букву Э мало в нашем словаре:
Эй, и эдакий, и эта,
А экватор, эстафета, электричество, экран
К нам пришли из дальних стран,
Но язык наш к ним привык,
Стал богаче наш язык.

– Вы – молодцы! Спасибо за хорошую работу на уроке!