Цели урока: систематизировать знания и умения учащихся, связанные со сложением и вычитанием положительных и отрицательных чисел; развитие вычислительных навыков учащихся; воспитание взаимопомощи, контроля и взаимоконтроля; привитие интереса к математике.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, цветные карандаши, оценочные листы на каждую группу, консультанты (учащиеся старших классов).
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня мы с вами проведем необычное путешествие на остров, который называется “Остров целых чисел”. (приложение 1) Для комфортабельного путешествия вы разместились на кораблях по 4 человека. Каждый корабль имеет свой номер – 1,2,3,4. У каждого корабля свой штурман. Проверим, насколько вы верно двигаетесь к нашему острову – решите устно. Консультанты будут внимательно следить за ходом решения и в случае ошибок возвращать ваше решение. Решайте внимательно, чтобы быстрее достичь острова.
II. Разминка. Устный счет
Вот вы и достигли наш “Остров целых чисел”. И нас встречает хозяин нашего острова Мудрый попугай.
III. Приветствие Мудрого попугая
Уже одно то, что вы приехали ко мне на остров говорит о том, что вы знакомы с целыми числами. А вот скажите мне:
- Какие числа называются целыми?
- Как выполнить сложение чисел с разными знаками?
- Как сложить два числа отрицательных?
- Как выполнить вычитание целых чисел?
Молодцы, вы успешно справились со всеми моими заданиями. Я вам разрешаю совершить экскурсию по моему острову и познакомиться с другими обитателями его. Подойдите камню знаний и расшифруйте древнюю шифрованную грамоту. Каждая группа работает самостоятельно.
IV. Фронтальная работа – шифрованная грамота
(приложение 2)Выполните вычисления и зачеркните в таблицах буквы, соответствующие найденным ответам:
3,6 – 5,1=
-7,8 – 2,6=
-1,9 – (-6,5)=
-5,41 – (-2,56)=
-1,97– (-5,05)=
-(-3,7) – 4,2=
1/2 – 1=
1/2 – (-1)=
– 1/3 – (-1)=
0 – 1,2=
-9 |
-10,4 |
-4 |
-2,85 |
-3 |
-0,5 |
|||||
г |
н |
е |
е |
м |
н |
н |
о |
г |
о |
р |
-1,2 |
5 |
-1,5 |
3,08 |
-4 |
4 |
4,6 |
-4 |
0,5 |
1 |
|||
к |
и |
и |
с |
а |
т |
о |
р |
р |
и |
у |
в |
и |
V. Сообщения консультантов по истории чисел
Понятие об отрицательных числах возникло в практике решения алгебраических уравнений. Однако, при решении уравнений нередко приходилось производить вычитание большего числа из меньшего и сталкиваться, таким образом, с понятием отрицательного числа.
Не только египтяне и вавилоняне, но и древние греки не знали отрицательных чисел. Понятие отрицательного числа появляется при решении систем линейных уравнений. Для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской, на которой числа изображались с помощью счетных палочек. Так как знаков “+” и “-” в то время еще не было, палочками красного цвета изображали положительные числа, отрицательные же – палочками черного цвета. Отрицательные числа долгое время называли словами, которые означали “долг”, “недостача”. Даже в VII в. в Индии положительные числа толковались как имущество, а отрицательные – как долг. В Древнем Китае были известны лишь правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел; правила умножения и деления не применялись.
Древнегреческий ученый Диофант вообще не признавал отрицательные числа, и если при решении уравнения получался отрицательные корень, то он отбрасывал его как “недоступный”. Но Диофант старался так сформулировать задачи и составлять уравнения, чтобы избежать отрицательных корней.
Совершенно по-иному относились к отрицательным числам индийские математики. Они признавали существование отрицательных корней уравнений, толковали положительные числа как представляющие имущество, а отрицательные – долги, применяя к ним все правила четырех действий, однако, без должного теоретического обоснования.
Однако, несмотря на широкое использование отрицательных чисел при решении задач с помощью уравнений, в Индии относились к отрицательным числам с некоторым недоверием, считая их своеобразными, не совсем реальными. Индийский математик (XII в.) Бхаскара прямо писал: “Люди не одобряют отвлеченных отрицательных чисел…”
Не одобряли их долго и европейские математики, потому что истолкование “имущество – долг” вызывало недоумения и сомнения. В самом деле, можно “складывать” или “вычитать” имущества и долги, но какой реальный смысл может иметь “умножение” или “деление” имущества на долг?
Однако, ввиду того, что правила умножения и деления с отрицательными числами по-прежнему оставались необоснованными, даже в XVIII в. все еще продолжался спор между учеными о том, можно ли признать отрицательные числа действительно существующими самостоятельно, как и числа положительные. Такое признание отстаивали, в частности, Ньютон, Эйлер и почти все русские математики того времени. Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XIX в., когда была развита достаточно строгая теория положительных и отрицательных чисел.
Вот почему с большим трудом завоевали себе место в математике отрицательные числа.
VI. Задачи обезьянки Умницы
(приложение 3)1 вариант
Впишите в пустые клетки таблицы ответы, получающиеся при сложении чисел по вертикали и горизонтали.
+ |
-13 |
-2,5 |
-1,8 |
0 |
10,5 |
2,7 |
3,9 |
-1,7 |
|||||||
-2,05 |
|||||||
-3,9 |
Закрасьте зеленым цветом те клетки таблицы, в которых будут получаться отрицательные суммы, а желтым те клетки, в которых суммы будут равны 0.
2 вариант
Впишите в пустые клетки таблицы ответы, получающиеся при сложении чисел по вертикали и горизонтали.
+ |
-14 |
-0,63 |
-2,58 |
-1,65 |
0 |
1,97 |
2,05 |
3,27 |
4,95 |
-3,7 |
|||||||||
-2,05 |
|||||||||
14 |
Закрасьте зеленым цветом те клетки таблицы, в которых будут получаться отрицательные суммы, а желтым те клетки, в которых суммы будут равны 0.
VII. Перелет назад (итоги урока)
Кто самый смелый может объяснить вот эту схему сложения и вычитания целых чисел? (приложение 4)
Оценки за урок объявляют консультанты по оценочным таблицам каждой группы.
VIII. Счастливый билет
(приложение 5)После такого необычного путешествия каждый получает свой счастливый билет – домашнее задание.
IX. Угадай-ка (приложение 6)
И в завершение урока необычное задание для всех. Если не успеете сделать это задание здесь – закончите дома.
Найдите пропущенные числа, выполните с ними указанные действия – ответ запишите в треугольник.