Цели урока:
1. Образовательные: а) обобщить и систематизировать знания учащихся о склоняемых частях речи, их морфологических признаках; б) установить глубину и прочность усвоения пройденного материала учащимися;
2. Воспитательные: а) воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению; внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей; б) воспитывать любовь и уважение к родному языку;
3. Развивающие: а) развивать практические умения: работать по алгоритму в группах; б) развивать орфографическую зоркость, словесно– логическое мышление; в) развивать творческие способности детей (воображение, наблюдательность, память).
Оборудование:
- Учебник “Русский язык”4 класс. Л. Я. Желтовская.
- Карточки.
- Компьютеры.
- Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
- Раскрытие ситуации . На наш класс пришло заказное письмо. Мы срочно должны его получить. Для этого нам надо совершить путешествие, в пути решить много задач и попасть в школу Грамотея. Готовы в дорогу? Тогда в путь. Давайте вспомним, что необходимо взять в дорогу? (Багаж знаний, выбрать транспорт, маршрутный лист, внимание, трудолюбие, активность).
- Проблема. Как доехать до школы Грамотея и получить письмо?
- Разработка маршрута (в маршрутном листе дети отмечают своё настроение). Слайд 1.
III. Исследование девиза путешествия: “Грамотную речь приятно слушать”.
– К какому литературному жанру относится эта запись? (Пословица). – Исследуйте эту пословицу, установите её смысл. Назовите орфограммы. Запишите пословицу, укажите части речи. – Угадайте, на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие?
IV. Словарная работа.
– Сейчас мы проведём словарную работу. Я диктую вам слово, а вы рисуете ассоциацию (Билет, вокзал, вагон, багаж, дорога, перрон, кассир). – Что объединяет эти слова? Докажите. – Назовите лишнее слово. Почему? – На каком виде транспорта мы отправимся в путешествие? (Поезд). – Отметьте в маршрутном листе словарную работу. – Итак, отправляемся в путешествие. Слайд 2. – Как называются наши вагончики? (Имя существительное, имя прилагательное, местоимение). – По какому признаку мы объединили эти части речи? – Какую цель мы будем преследовать в путешествии?
V. Работа по теме. 1 остановка “Город Существительное”. Слайд 3.
1) Тест по теме “Имя существительное”. Обведи кружочком правильный ответ. Что такое имя существительное:
1. Член предложения.
2. Часть речи.
3. Часть слова.
Что обозначает имя существительное:
1. Предмет.
2. Признак предмета.
3. Действие предмета.
Имя существительное изменяется по:
1. Числам.
2. Родам.
3. Падежам.
4. Временам.
Зачеркни лишнее слово:
2скл. Гвоздь, озеро, книга.
1скл. Ручка, земля, солнце.
3скл. Тень, конь, дочь. Слайд 4.
2) Копилка знаний. Слайд 5.
3) Учебник с. 85, упр. 1.
4) Взаимопроверка.
5) Отметка в маршрутном листе.
VI. Минутка здоровья. Слайд 6.
VII. 2 остановка “Село Прилагательное”.
1) Загадка “Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь”.
(Им. прилаг.) Слайд 7.
2) Работа в парах: сочинить мини-сказку (описать село).
3) Копилка знаний. Слайд 8.
4) Вопрос Мудрой Совы. Слайд 9.
5) Работа по группам: 1 группа – на компьютере;
2,3 группы – по карточкам “Узнай героя”.
2 группа. На стар… болот.. В лягушачь… кож… С мудр…. совет.. В прекрасн… царевну. 3 группа. Хрустальн… туфельку. На сказочн… балу. У королевск… дворца. От добр.. феи. Слайд 10.
6) Отметка в маршрутном листе.
VIII. 3 остановка “Царство Местоимение”.
IX. 4 остановка “Школа Грамотея”. Чтение заказного письма.
X. Подведение итогов (по маршрутному листу). Рефлексия.
XI. Домашнее задание (по группам):
1 группа – сочинить сказку о городе Существительное; 2 группа – учебник с. 84 упр. 1; 3 группа – придумать эмблему школы Грамотея.
Используемая литература:
- Академия наук СССР. Институт русского языка “Словарь русского языка”в четырёх томах. М. “Русский язык”. 1987г.
- Услуги Интернета.
- В. В. Лайло. Русский язык. “Развитие памяти и повышение грамотности”. Пособие для учителя. М. Издательский дом “Дрофа”. 2000г.
- Н. Б. Троицкая. “Нестандартные уроки и творческие занятия”. Методическое пособие. М. Издательский дом “Дрофа”. 2003г.