Цели:
- закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;
- закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения;
- развитие пунктуационной зоркости;
- воспитание любви к чтению;
- развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.
Ход урока
I. Организация начала занятий.
II. Подготовка к основному этапу занятий.
Сообщение темы и цели урока.
Эпиграф:
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
- Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.
III. Закрепление знаний и способов действий.
1. Устный опрос
- Разделительные знаки препинания в БСП?
2. Тренинг по пунктуации.
- А теперь пора применить теоретические знания на практике. На месте пропуска поставьте нужный знак препинания и обоснуйте свой выбор.
Я знаю _ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
Не спится, няня _ здесь так душно.
Служить бы рад _ прислуживаться тошно.
Страшная мысль мелькнула в уме моём _ я вообразил её в руках разбойников.
Лук царевич опустил, смотрит _ коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.
Не снег кружится в чистом поле _ пух одуванчиков летит.
Мы полагали _ вблизи казачьей станицы опасаться нечего.
Неприятельское судно шло втрое скорее _ уйти было невозможно.
Настанет утро _ двинемся в путь.
Юноша ликовал _ он вышел невредимым из-под вражеского обстрела.
3. Перестроение сложных союзных предложений в сложные бессоюзные.
- Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания.
1) Пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело.
2) Слова Печорина врезались в память, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека.
3) Их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце оставалось пусто.
4. Составление бессоюзных сложных предложений.
- Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи:
1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.
2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.
3) Всё вокруг побелело.
5. Исследовательская работа.
Лингвистическая задача.
- Ребята, попробуйте представить себя в роли учёного-лингвиста. Перед вами проблемная задача – решите её.
В полном собрании сочинений А.С.Пушкина (1964 г.) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:
Он знак подаст – и все хохочут;
Он пьёт – все пьют и все кричат;
Он засмеётся – все хохочут;
Нахмурит брови – все молчат.
В трёхтомнике 1989 г. вместо тире стоят двоеточия.
Докажите, что знаки одного из вариантов легко можно оспорить, зная особенности бессоюзного сложного предложения. Какой ответ верен?
- Мы пришли к выводу, что, хотя один из знаков спорен, мы имеем право поставить любой из них. Речь идёт о таком понятии, как вариативность знаков препинания.
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1. Комплексный анализ текста.
- Вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.
«Пол_жи своё сердце у чтения ».
1) Книга и чтение были предметом просл_вления во все времена и у всех народов. 2) Почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написа_о: 3) Пол_жи сердце своё у чтения. 4) Какие уд_вительно задушевные слова!
5) Книга и чтение это в_ликие учителя и во_питатели человеческих душ. 6) Вдумаемся в слова А.И.Герцена: 7) Вся жизнь человечества последовательно ос_дала в книге. 8) Племена люди г_сударства и_чезали книга ост_валась. 9) Она р_сла вместе с человечеством заставляя понимать в ней соед_нились все учения потр_савшие умы и все страсти потр_савшие сердца.
- «Положи своё сердце у чтения»…Как вы понимаете эти слова?
- Подберите синоним к слову страсти.
- Найдите в 8 предложении контекстные антонимы.
- Обозначьте грамматическую основу 5 предложения. Объясните постановку тире.
- Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания в нём.
- Назовите средство связи 9 предложения с предыдущим.
-Каков тип текста? Обоснуйте свой ответ.
- Какова стилистическая принадлежность текста?
- Сколько микротем в этом тексте?
- Найдите и прочитайте тезис каждой микротемы.
- Какими аргументами автор подтверждает вторую микротему?
- Почему в публицистических и художественных текстах часто используются бессоюзные сложные предложения?
V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Эту особенность бессоюзных сложных предложений вы попробуете применить на практике в домашнем задании. Используя бессоюзные сложные предложения, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис:
Моё детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире…
VI. Подведение итогов урока. Контроль и самопроверка знаний.
- Итак, пришла пора подвести итоги. Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по теме «Бессоюзные сложные предложения», умение определять смысловые отношения и ставить знаки препинания, умение конструировать бессоюзные сложные предложения и находить их в тексте.
- Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.
|
Оценка |
1.Знание теоретического материала |
|
2.Умение определять смысловые отношения в БСП |
|
3.Умение конструировать БСП |
|
4.Умение находить БСП в тексте |
|
5.Умение решать нестандартные лингвистические задачи |
|
Рефлексия.
- Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.
Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:
- Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
- Ах, как я устал от этой суеты…
- Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.
- Готовиться к экзамену не так-то просто.