Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели:

  • закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;
  • закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения;
  • развитие пунктуационной зоркости;
  • воспитание любви к чтению;
  • развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.

Ход урока

I. Организация начала занятий.

II. Подготовка к основному этапу занятий.

Сообщение темы и цели урока.

Эпиграф:

Знание только тогда знание,  когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.

- Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.

III. Закрепление знаний и способов действий.

1. Устный опрос

- Разделительные знаки препинания в БСП?

2. Тренинг по пунктуации.

- А теперь пора применить теоретические знания на практике. На месте пропуска поставьте нужный знак препинания и обоснуйте свой выбор.

Я знаю _ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Не спится, няня _ здесь так душно.

Служить бы рад _ прислуживаться тошно.

Страшная мысль мелькнула в уме моём _ я вообразил её в руках разбойников.

Лук царевич опустил, смотрит _ коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.

Не снег кружится в чистом поле _ пух одуванчиков летит.

Мы полагали _ вблизи казачьей станицы опасаться нечего.

Неприятельское судно шло втрое скорее _ уйти было невозможно.

Настанет утро _ двинемся в путь.

Юноша ликовал _ он вышел невредимым из-под вражеского обстрела.

3. Перестроение сложных союзных предложений в сложные бессоюзные.

- Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания.

1) Пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело.

2) Слова Печорина врезались в память, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека.

3) Их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце оставалось пусто.

4. Составление бессоюзных сложных предложений.

- Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи:

1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.

2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.

3) Всё вокруг побелело.

5. Исследовательская работа.

Лингвистическая задача.

- Ребята, попробуйте представить себя в роли учёного-лингвиста. Перед вами проблемная задача – решите её.

В полном собрании сочинений А.С.Пушкина (1964 г.) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:

Он знак подаст – и все хохочут;

Он пьёт – все пьют и все кричат;

Он засмеётся – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат.

В трёхтомнике 1989 г. вместо тире стоят двоеточия.

Докажите, что знаки одного из вариантов легко можно оспорить, зная особенности бессоюзного сложного предложения. Какой ответ верен?

- Мы пришли к выводу, что, хотя один из знаков спорен, мы имеем право поставить любой из них. Речь идёт о таком понятии, как вариативность знаков препинания.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Комплексный анализ текста.

- Вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.

«Пол_жи своё сердце у чтения ».

1) Книга и чтение были предметом просл_вления во все времена и у всех народов. 2) Почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написа_о: 3) Пол_жи сердце своё у чтения. 4) Какие уд_вительно задушевные слова!

5) Книга и чтение это в_ликие учителя и во_питатели человеческих душ. 6) Вдумаемся в слова А.И.Герцена: 7) Вся жизнь человечества последовательно ос_дала в книге. 8) Племена люди г_сударства и_чезали книга ост_валась. 9) Она р_сла вместе с человечеством заставляя понимать в ней соед_нились все учения потр_савшие умы и все страсти потр_савшие сердца.

- «Положи своё сердце у чтения»…Как вы понимаете эти слова?

- Подберите синоним к слову страсти.

- Найдите в 8 предложении контекстные антонимы.

- Обозначьте грамматическую основу 5 предложения. Объясните постановку тире.

- Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания в нём.

- Назовите средство связи 9 предложения с предыдущим.

-Каков тип текста? Обоснуйте свой ответ.

- Какова стилистическая принадлежность текста?

- Сколько микротем в этом тексте?

- Найдите и прочитайте тезис каждой микротемы.

- Какими аргументами автор подтверждает вторую микротему?

- Почему в публицистических и художественных текстах часто используются бессоюзные сложные предложения?

V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Эту особенность бессоюзных сложных предложений вы попробуете применить на практике в домашнем задании. Используя бессоюзные сложные предложения, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис:

Моё детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире…

VI. Подведение итогов урока. Контроль и самопроверка знаний.

- Итак, пришла пора подвести итоги. Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по теме «Бессоюзные сложные предложения», умение определять смысловые отношения и ставить знаки препинания, умение конструировать бессоюзные сложные предложения и находить их в тексте.

- Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.

 

 Оценка

1.Знание теоретического материала

 

 2.Умение определять смысловые отношения в БСП

 

 3.Умение конструировать БСП

 

 4.Умение находить БСП в тексте

 

 5.Умение решать нестандартные лингвистические задачи

 

Рефлексия.

- Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.

Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:

- Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

- Ах, как я устал от этой суеты…

- Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.

- Готовиться к экзамену не так-то просто.