Цель урока:
- познакомить учащихся с особенностями построения рассказа на основе ролевой игры по картине;
- привить навыки составления диалога;
- обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами замысла художника;
- активизировать в речи детей слова композиция, колорит.
Оборудование: репродукция картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
а) Рассказ о художнике.
Ребята, у вас у всех в школе есть любимый предмет. Но у каждого он свой. А вот в отношении любимых отметок всё однозначно, нескольких мнений не существует «5» любят все, двойкам не радуется никто. Особенно тяжело, когда «2» «сыпятся» одна за другой.
Сегодня мы с вами как раз поговорим о мальчике, который «опять» получил двойку. Такого мальчика изобразил на своей картине художник Фёдор Павлович Решетников (1906 г.).
Известный художник Ф.П. Решетников с юных лет увлекался рисованием. Ещё студентом Московского художественного института он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. В годы ВОВ Ф.П. Решетников был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. По окончании войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети.
Мысль написать картину, с которой мы с вами сегодня познакомимся, родилась у Ф.П. Решетникова в школе, когда он сидел в классе, наблюдая за учеником, не выучившим урок. Художник живо представил себе, как встретят мальчишку с «2» дома и решил написать об этом картину.
Да, невесело приходить домой с двойкой! Сам художник так описывает своего героя: «Светлая голова, пухлые губы, живые, немного грустные глаза…» (Демонстрация картины).
3. Беседа по картине.
- Узнали героя? Действительно ли художник изображает его таким же, как и описывает?
- С помощью каких средств художник показал, что ученик- главный герой картины?
- Как вы думаете, сколько лет мальчику? (9-10 лет)
- Какие бы слова вы подобрали для описания внешнего облика, одежды мальчика?
- Что вы можете сказать о выражении его лица и позе?
- О чём говорит «бывалый» портфель мальчика?
- Как относятся к появлению школьника с «2» сестра и мать?
- Как художник показал огорчение матери?
- Опишите одежду матери?
- Как вы думаете, ребята, что хотел показать этим ярким тёплым цветом художник?
- Что выражает взгляд и поза сестры?
- Где изображена сестра? Хорошо ли её видно?
- Встречает ли кто-нибудь ученика с радостью, не обращая внимания на принесенную двойку?
- Как вы думаете, есть ли у мальчика возможность учиться?
- Подумайте, какова основная мысль картины?
- Какими же художественными средствами автор выразил основную мысль?
Естественно, расположение фигур на картине имеет огромное значение и называется «композиция». Ф.П. Решетников расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден, связаны одним и в то же время общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц. Раскрытию замысла художника помогают и краски. Колорит картины- соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета. Здесь, на картине, он неяркий, скромный.
- Как выдумаете, почему?
- По-другому, вместо «неяркие, серые» мы можем сказать «приглушенные».
- Найдите на картине и назовите предметы, изображенные несколько приглушенными красками.
- Какими прилагательными можно заменить слово «зеленоватое» (пальто)?
- Только фартук матери выделяется ярким красным пятном?
- Понравилась ли вам эта картина?
- Чем она вам понравилась?
4. Словарно-стилистическая работа.
- Составьте с/c и предложения со словами «композиция», «колорит».
Строгая, четкая композиция; удачная композиция; композиция картины; особенности композиции;
Композиция картины «Опять двойка» хорошо продумана Ф.П Решетниковым.
Каждый герой хорошо виден. Колорит в картине имеет большое значение для раскрытия замысла художника.
- Подобрать синоним к слову «огорчить» (опечалить, расстроить), составить предложение с этим словом (по отношению к матери).
Мама огорчена двойкой сына.
5. Ролевая игра.
1) Распределить роли.
2) Задача рассказчика – рассказать о том, что изображено на картине, что произошло с мальчиком.
6. Слово учителя.
Ребята, все вы бывали в театрах и видели, как играют актёры на сцене.
Давайте и мы с вами на несколько минут станем актёрами.
Для этого попробуем оживить картину, стать участниками событий, которую изобразил художник. Это в свою очередь поможет нам составить рассказ по картине.
- Но сначала давайте дадим имена нашим героям. Как мы их назовем?
- Нужны ли нам еще какие-нибудь герои?
- Последнее, что мы с вами должны сделать - это придумать нашему рассказу название «История одной двойки».
7. Сценка.
8. Беседа об особенностях построения рассказа.
- Молодцы, ребята. Все вы, как настоящие актеры, великолепно справились со своими ролями. Именно поэтому у вас получился замечательный рассказ.
- Что же лежит в основе любого рассказа?
(Основная мысль).
- Таким образом, на картине изображен определенный эпизод - получения 2, в основе картины история о том, как мальчик Сережа снова получил 2. Именно этот случай мы из жизни мальчика взяли за основу в своем рассказе.
- Вы помните, что самым первым повествование начал первый рассказчик.
- О чем он говорил?
- Мы с вами говорили, что в основе рассказа лежит эпизод получения 2.
Именно с того момента, как мальчик получил 2, завязалось действие, и мы стали следить за его развитием. Это завязка. Всё, о чем рассказчик повествовал нам до этого - экспозиция, т.е. действия, предшествующее завязке. Часто в экспозиции рассказывается о месте, в котором происходит действие, о времени, в котором всё совершается.
- Что мы узнаем дальше?
- Как же развивается действие дальше?
- Самый напряженный момент в развитии действия - это кульминация. (Приход мальчика домой)
- Чего больше всего боится мальчик?
Именно мама сначала не говорит сыну, она только осуждающе смотрит. Но вот именно она меняет ситуацию, заговорив с Сережей. Этот момент в развитии событий называется развязка.
Завязка, развитие действия, кульминация, развязка- это обязательные элементы любого рассказа. У нас даже есть экспозиция.
9. Подведение итогов урока.
10. Подготовка к написанию сочинения.
Представьте, что вы писатель. Не забывая, по каким законам строится рассказ, придумайте свой рассказ по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка». Озаглавьте его.