Музыка в школе занимает значительное место среди предметов эстетического цикла. Урок музыки призван развивать детей духовно, творчески, обогащать их эмоциональные и художественные впечатления. В свою очередь, это – эффективный путь формирования личности ребёнка.
Заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках музыки – непременное условие успешного обучения. Но привить школьникам интерес к музыкальному искусству можно, только систематически развивая их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки. нравственно-эстетических чувств ребёнка.
Развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры. В этом смысле фольклор – всегда школа, школа общения, норм поведения, быта, одежды, труда.
К сожалению, в школе наблюдается дефицит предметов, результатом освоения которых стали бы приобретённые знания, умения и навыки, а также способность и желание выразить себя в творческой деятельности. Для этого нужно собрать предметы русской старины (одежда, рушники, домашняя кухонная утварь и т.п.), которые помогут наглядно приобщиться к русскому быту, традициям.
Фольклор – это самая доступная для всех без исключения учащихся форма выражения себя, своего мироощущения.
Уроки, связанные с фольклором, помогут учащимся проникнуть в глубины народного духа и ещё раз докажут, что сущность человека, его потребность в красоте не меняются с течением времени. При этом именно народная песня послужит незаменимым средством для образования вкуса, понимания изящного и способности им восхищаться.
Нужно сделать так, чтобы культурное наследие своего народа стало полноправной частью духовного опыта наших школьников. Прежде всего, фольклор в школе должен изучаться не теоретически, в виде отдельных его видов и жанров, а как сама жизнь, как огромный духовный и материально-практический мир человека прошлого и настоящего. Ведь мы порой не знаем о себе и об окружающем мире самых простых вещей и даже не задумываемся об этих вещах. Народное искусство отражает веками сформированные представления человека о мироздании, природе, красоте и гармонии, круговороте жизни, плодородии земли и продолжении рода человеческого.
Наиболее подходящий возраст для освоения фольклора – это младший школьный, когда ребёнок воспринимает окружающий мир как целое, а всё в этом мире – как одушевлённое, живое. В это время жизнь ребёнка должна быть насыщена мировой художественной культурой, и в первую очередь народным искусством.
Это не так просто, как может казаться. Механически внести в урок игры и песни, обряды и народные промыслы – значит не сделать ничего. В урок нужно постараться внести сам дух фольклора.
Наиболее эффективно ввести детей в фольклор помогает всё та же народная педагогика. Нужно стараться создать на уроке ситуацию "как в жизни". Так, принятый в народном творчестве изустный способ передачи информации позволяет каждому ребёнку в исполнении ощутить и передать атмосферу фольклора по-своему, индивидуально. Задача учителя, показывая народную песню или игру, всякий раз изобретать все новые их варианты, побуждая их тем самым искать свои краски, оттенки в исполнении.
Играя в народную игру, разучивая её с голоса учителя, дети стараются подражать ему, сохраняют первоначально его манеру исполнения, интонацию, но при этом они, пока интуитивно, ищут свои варианты. В момент игры уже никто из них не думает о внешней стороне исполнения. "Круг", в котором происходит игра или хоровод, становится для всех особым микромиром, где существуют свои законы.
Феномен игры удивителен. В разных формах игра сопровождает человечество на всем пути его исторического развития – от древности до современности. Ею пронизаны практически все области устного народного творчества: от песни, которая "играется", и до свадьбы – своеобразной драматической игры с определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа.
Когда-то игра была не просто развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека. Игра учила и наставляла, развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, умение общаться при различных обстоятельствах.
Невозможно представить себе мир детства без игры, которая, является основной формой деятельности ребенка. Игра развивает физически, интеллектуально, эстетически и, конечно же, нравственно.
На уроках музыки дети приобщаются к фольклору, участвуют в культурном процессе. Когда ребёнок еще мал, с ним играют бабушки, мамы. Они исполняют пестушки, потешки, прибаутки, развивающие и веселящие, "очеловечивающие" ребенка.
По мере того, как малыш подрастает, раширяется и круг его общения. Он вступает в различные отношения со сверстниками. Для разрешения конфликтных ситуаций появляются дразнилки, мирилки.
Со временем появляются игры: "Дочки-матери", "В больницу", "Казаки-разбойники", помогающие ребенку освоить окружающий мир.
Чем занимается девочка, носящая на руках куклу, поющая ей колыбельную песню? Картина ее поведения очень проста, но внутренне она как проигрывает роль и испытывает чувства будущей матери. Основа ее действий и переживаний – забота о ребенке-кукле. Очень важно, чтобы ребенок научился чувствовать и действовать в этой игре, заботиться о благополучии куклы. Со временем учащиеся научатся видеть в кукле живого, требующего внимания и заботы ребенка.
Теперь вопрос о манере пения. Существует два противоположных мнения: одним кается, что исполнять народные песни сложно, другим - легко. И то, и другое мнение ошибочно. При разучивании песен, закличек, припевок надо опираться на разговорное начало, ориентироваться на речевое, естественное интонирование, при этом не гнаться за силой звучности и каким-то специфическим тембром. Важно, чтобы дети старались не просто подражать механически учителю или какому-либо исполнителю, а искали свой голос, свою индивидуальную манеру исполнению.
При освоении хороводных песен в действие вступает принцип единства слова, напева и движения. Обратимся к русской народной песне "Во поле береза стояла". Начинать разучивать ее надо "с голоса" учителя, т.е. устно, на слух, при этом одновременно двигаясь, предоставляя каждому ученику выбрать свою роль в исполнении песни. Во время исполнения песни дети плавно идут по кругу, выполняя простые притопы, движения руками, и всякий раз их варьируя. Часть ребят может составить группу инструментального сопровождения.
Интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся могут служить считалки, загадки, игры, заклички, прибаутки, дразнилки, сказки, обрядовые песни. Иногда дети с удовольствием занимаются поисковой работой: приносят в класс старинные считалки, дразнилки, колыбельные песни, которые они знают от своих родителей бабушек, прабабушек. Таким образом, на лицо связь поколений, передача опыта и знаний от старших к младшим, что очень важно в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Вот так, из урока в урок, из класса в класс, из года в год, происходит знакомство детей с народным творчеством, традициями и обрядами. Постепенно народно-игровые формы музыкальных занятий становятся потребностью для учеников, потому что дети получают радость от общения друг с другом, от совместного творчества.
Знакомство с народным творчеством должно происходить не только на уроках музыки, но и продолжаться во внеклассной работе. Практическое освоение традиционного фольклора влияет на отношения человека к культурному прошлому своей страны, делает его более активным: человек начинает бережно относиться к природе, к памятникам культуры, участвует в их сохранении.
Участвуя в различных мероприятиях, занимаясь в фольклорных кружках, ансамблях, наши дети приобщаются к фольклору, к ценностям народной культуры. Они получают возможность художественно-творческого самовыражения. Одновременно с этим происходит восприятие прекрасных образцов народного искусства.
Наконец, занятия фольклором – это содержательный досуг, причем досуг коллективный, который несет в себе ценный воспитательный заряд, нормы и ценности совместных действий и совместной жизни.
Со временем, переходя в старшую ступень обучения, дети расстаются детским фольклором, и выходя в большую жизнь, в современном обществе не получают от взрослых эстафету фольклорного наследия предков. И здесь именно школа должна взять на себя миссию сохранения и передачи культурного наследия, включая и традиционное народное творчество.
Ребёнок, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.