«Человек должен учиться потому, что он человек» - слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского.
Научно-технический прогресс, а теперь стремительный информационный прогресс заставляют человека учиться всю жизнь, иначе отстанешь от жизни. Желание постигать новое, выдвигать идеи, находить увлечения, делиться своими открытиями с другими наполняют жизнь особым смыслом. Учеба требует усилий и времени. Учиться трудно и не всегда удается достичь нужного результата в изучении английского языка, поэтому пропадает желание, становится неинтересно. От урока к уроку я стараюсь привить вкус к учению через поэтические, музыкальные уроки, через занятия о живописи, культуре и традициях разных стран. Занимательные, эмоционально окрашенные уроки раскрепощают ребят, когда звучат стихи, баллады, лимерики, разучиваются песни, гимны, то ученики и учитель вовлекаются в процесс познания, и возникает подлинное удовольствие от совместной работы. Большим успехом у ребят пользуются самодельные поздравительные открытки, валентинки, праздничные газеты, телеграммы, афиши и объявления, ученикам нравится процесс обучения, если виден результат и получена одобрительная оценка окружающих.
Особые взаимоотношения складываются, когда все увлечены общим интересным делом. В нестандартной, внеурочной обстановке учитель и ученики становятся ближе и понятнее друг другу. Совместное участие в проектных и исследовательских работах «Шекспир», «Кто в ответе за будущее Байкала?», «Путешествие в страну искусств», «Весна» ( о творчестве английских поэтов), помогли раскрыть творческие способности ребят, обычно скрытые и невостребованные в школьной жизни. Исследования, проекты, несомненно, расширяют кругозор учеников, но главное в ненавязчивой форме развивают и воспитывают подростка, так в проекте «Учение без принуждения» обсуждались вопросы: как преодолеть нежелание учиться, как учебу сделать интересным и важным занятием . Среди одноклассников был проведен мини-опрос:
- «Как вы оцениваете свои способности к учебе?»,
Ответы: «высокие» - 7%, «средние»- 78%, «низкие» -15%.
- «Соответствуют ли результаты учебы вашим возможностям?»
Ответы: « да» - 32 %, « нет, могу учиться лучше» - 68%.
- Продолжить предложение «Мне интересно учиться когда…»
Ответы: «…есть настроение, желание», «…у меня все получается», «… нравиться предмет», «… точно знаю, что мне пригодиться в жизни», «…весело и нетрудно».
Ребята поставили перед собой цель: увлечь одноклассников изучением английского языка. На уроках английского языка выяснили, что многие в детстве слышали шуточные стихотворения и видели мультфильмы про Робина Бобина, трех мудрецов, Джека, который построил дом. При обсуждении сделали маленькое открытие для себя, что эти шуточные стихи и сказки переведены с английского языка, что английский юмор имеет свои особенности. Тема оказалась очень увлекательной, при подборе материала ребята изучили литературу не только о стихотворениях, но и английских пословицах, поговорках, шутках, анекдотах, лимериках. При более глубоком погружении в проектную работу накопилось много интересного материала. Всю накопленную информацию разбили по темам:
- 8 класс. Английские шуточные стихотворения.
- 9 класс. Английские пословицы, поговорки, шутки и анекдоты.
- 10 класс. Английская абсурдная поэзия.
Совместно с ребятами были написаны сценарии занимательных уроков, проводился отбор фрагментов мультфильмов подходящих по тематике «Чудеса в решете», «Старуха, дверь закрой», иллюстрирование шуточных стихотворений, подбор заданий к пословицам и поговоркам, репетиции сценки «Старуха, дверь закрой», выпущены памятки «Секреты успешного изучения английского языка», «Учим английский язык с желанием и увлечением».
Самые сильные впечатления и эмоции у разработчиков проекта вызвали выступления перед одноклассниками. При оценивании результатов своей работы, ребята признались, что очень сложным этапом проекта для них оказалась практическая часть – проведение уроков. Для них было очень важно, чтобы одноклассникам было интересно, не скучно, чтобы каждый принял участие в уроке.
В начале и в конце урока классу было предложено построить график настроения. Необходимо было поставьте оценку своему настроению на данный момент. Отметить на оси Х свое имя, а на оси У балл от 1 до 5. При сравнении графиков, было видно, что если на начало урока средний балл настроения в 8 классе был 3,8 балла, 9 классе - 3, 7 балла, 10 классе - 3, 9 , то в конце урока в каждом классе почти все щедро ставили «пять». Это было главной оценкой, для тех, кто готовился и проводил уроки.
На завершающем этапе оформлены результаты проектной работы, сделано описание проектной работы, подготовлены тезисы, приложения (сценарии, презентация, результаты анкетирования). Продуктом проекта стало выступление с докладом и презентацией на школьной научно-практической конференции. Участники проекта для себя сделали очень важные выводы, что недостаточно просто учиться, а необходимо всем учиться с увлечением и интересом. Усвоили важные постулаты:
- Увлечение и способности тесно связаны между собой.
- У кого больше интереса к учебе, у того быстрее развиваются способности.
- Учиться без интереса, значит запрограммировать себя на неинтересную жизнь.
- Важным результатом школьных лет являются не столько оценки, сколько умение учиться всю жизнь.
Проект, не только внес разнообразие в учебную деятельность школьников, но и значительно стимулировал их к творческой, поисковой деятельности, самостоятельности.
В вечернюю школу приходят обучающиеся из разных школ и с разным уровнем подготовленности. Очень редко встречаются ученики, которые видят перспективы для себя лично и заинтересованы в изучении английского языка. У большинства школьников положительная мотивация недостаточна, а порой отсутствует. Шаг за шагом я помогаю ребятам поверить в успех и свои возможности, с первых уроков мы работаем над преодолением психологического барьера неудачника. Первые результаты, особенно дороги, преодолевая неуверенность, ученики постепенно начинают усваивать материал и в силу своих способностей выполнять задания, участвовать в уроке. Много лет я использую таблицы для проведения устного вводного контроля. Систематизированный материал помогает мне не только выявлять, но и закреплять элементарные знания и понятия о странах Соединенного Королевства. В опросно-ответной форме таблиц обучающиеся используют ранее полученные знания по географии, символике, политической карте стран Великобритании, а также закрепляют лексико-грамматический материал.
Table №1. The UK. Great Britain. The British Isles. What are they?
What |
is |
the UK – The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. Some people say «Great Britain» or «Britain» or «the United Kingdom» just «the UK» and «G.B». |
consists of |
Scotland, England, Wales and Northern Ireland |
|
Great Britain |
is |
The largest island in Europe. It¢ s 500 km wide and nearly 1,000 km long. Scotland, England, and Wales are 3 main parts of Great Britain. |
|
are |
the British Isles |
are |
a group of islands which consists of two large islands - Great Britain and Ireland and a lot of smaller islands. |
Table №2. Situation of Scotland, England, Wales and Northern Ireland
Where is |
Scotland |
(is) situated in (расположен в…) |
the |
northern part |
of |
Great Britain |
England |
south – eastern part |
|||||
Wales |
western part |
|||||
Northern Ireland |
north - eastern part |
Ireland |
Table №3. Capitals of Scotland, England, Wales and Northern Ireland.
|
|
|
England |
|
London – is a great political, commercial and cultural centre |
Лондон |
What |
is |
the capital of |
Scotland |
is |
Edinburgh is well known for its castles (замками) |
Эдинбург |
|
|
|
Wales |
|
Cardiff was chosen as the capital of Wales in 1955 because of its size |
Кардифф |
|
|
|
Northern Ireland |
|
Belfast – is the most important port and commercial and industrial centre |
Белфаст |
Table №4. Symbols of the UK. National emblems.
What |
is |
the |
national emblem |
of |
England |
is |
a |
red rose (from the time of the Wars of the Roses 15 – th century) |
white |
a lion – as a symbol of national strength of the British monarchy |
|
Scotland |
thiestle (чертополох) (The Order of the Thiestle was founded in 1687) |
bright - blue |
an unicorn (единорог) a mythical animal that looks like a horse with a long straight horm (рог) |
||||||||
Wales |
daffodill (нарцисс; лук – порей – leek are pinned to the jackets) |
red |
|
||||||||
Northern Ireland |
shambrock and a red hand (трилистник и красная рука) was chosen by St Patrick to illustrate the Christian doctrine of the Trinity (Троицы) to the Irish |
green |
|
||||||||
Colour national emblem of animal or bird |
belongs |
to |
Great Britain |
|
|
a robin (малиновка) |
Tables 5–7. Приложение
Литература:
- Бойко В. и др. 200 тем английского языка. – М.: Просвещение, 2001, - 210с.
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?- М. : Первое сентября, 2010, - 44с.