Цели урока:
- Образовательные: завершить чтение рассказа К. Паустовского «Стальное колечко»; показать, что автор в рассказе о конкретных людях, их жизни и переживаниях затрагивает тему любви к своей родине, привязанности к месту, в котором живут; совершенствовать навыки беглого выразительного чтения.
- Развивающие: формировать аналитические навыки; творческую мыслительную деятельность.
- Воспитательные: воспитывать творческую личность; любовь к родной природе, к родине
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет К. Паустовского, компьютер, экран.
Ход урока
1. Организационный момент.
«Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!» (В. Дворянсков) (Слайд № 1, приложение).
- Сегодня на уроке мы постараемся показать, что автор в рассказе о конкретных людях, их жизни и переживаниях затрагивает тему любви к своей родине, привязанности к месту, в котором живут. При этом вам надо быть очень внимательными. (Слайд № 2, приложение).
2. Проверка домашнего задания
-Над произведением какого писателя мы работали на предыдущем уроке?
- Кто из вас знает интересные факты из жизни К. Паустовского? (рассказ детей биографии писателя) .
Сегодня мы завершим работу над произведением К. Паустовского «Стальное колечко», но сначала давайте вспомним о чём шла речь на предыдущем уроке.
- Отчего проснулась однажды утром Варюша? Подтвердите ответ текстом.
- По каким признакам она узнала, что пришла весна? Подтвердите ответ текстом.
- Почему Варюша побежала к тому месту в лесу, где она воткнула сухую еловую ветку?
- Какое чудо случилось в жизни Варюши и деда Кузьмы?
- Благодаря чему это чудо свершилось? Подтвердите ответ текстом.
- А как выздоровление деда Кузьмы объяснила Варюша? Подтвердите ответ текстом.
- Почему Варюша носила колечко на среднем пальце весь день? Подтвердите ответ текстом.
- На какой палец она надела колечко перед сном? Почему?
Дождалась ли Варюша большущей радости? Об этом мы с вами узнаем после физминутки.
3. Физминутка (разминка для глаз).
4. Изучение нового материала.
Объяснение правильности чтения словосочетания: в золотом заревом свете.
Чтение по цепочке III части рассказаК. Паустовского «Стальное колечко».
- Так что же мы узнали о большущей радости, которую ждала Варюша?
- В чем она состоит? С чем была связана?
(Варюша наслаждается тем, что наблюдает приход весны: она умеет смотреть и видеть, не просто слушать, но и слышать, умеет ощущать невидимые прикосновения воздуха, умеет получать от этого огромное удовольствие. Именно красота пробуждающейся к жизни природы, захватывает Варюшу и окутывает её чувством счастья).
Зрительный образ весны (Слайд № 3, приложение).
- Как Варюша увидела приход весны? Зачитайте слова или словосочетания подтверждающие это.
Слуховой образ весны
- Как Варюша услышала приход весны? Зачитайте слова или словосочетания подтверждающие это.
Тактильные ощущения весны
- Как Варюша ощутила на себе приход весны? Зачитайте слова или словосочетания подтверждающие это.
Словарная работа
Тактильные ощущения – прикосновения к телу человека.
Лещина – лесной кустарник семейства березовых, дающий орехи со съедобным ядром, орешник.
- Какие литературные приемы использовал К.Паустовский, чтобы передать приход весны?
- Нарисуйте словесный образ весны.
- Какие признаки и особенности весны нравятся больше всего вам? Что происходит с нами и с нашим организмом с приходом весны?
5. Физминутка
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем,
Крылья сложили назад.
- Отчего Варюша засмеялась на весь лес и побежала радостная домой? Зачитайте.
- Какое самое главное впечатление приносит Варюше ощущение большущей радости и счастья? (Красота и пробуждение природы)
- Нарисуйте, образ весны. («Художественный» образ весны».) (Выставка работ учащихся).
Почему Варюша не надела перстенёк на указательный палец? Зачитайте.
- Чем является для Варюши, Моховое? (Малой родиной).
- Вам знакомо понятие «малая родина»? Как вы думаете, что оно означает?
- Как называется глава, в которой размещен рассказ К. Паустовского «Стальное колечко»?
- Как вы думаете, почему «Стальное колечко» К. Паустовского оказалось именно в этом разделе учебника? Зачитайте.
- А можно поместить это произведение в другой раздел? Если можно, то в какой? (Слайд № 4, приложение).
(Глава 1. «Корни есть не только у дерева». Можно поместить в эту главу, ибо местечко Моховое для Варюши – это её корни.
Глава 4. «Такой незнакомый знакомый мир». Можно поместить и в эту главу, ибо весна преображает мир, делает из него «чудо и сказку».
Глава 5. «Мир просит тебя: открой меня заново». Можно поместить рассказ и в эту главу, ибо Варюша открывает для себя новое в пробуждении природы (новые звуки, новые впечатления).
Глава 6. «Самые настоящие чудеса». Можно поместить рассказ и в эту главу, ибо с приходом весны начинаются настоящие чудеса (выздоровел дед Кузьма, ожила природа)).
6. Итог урока.
- Так почему же именно в эту главу поместили рассказ?
(Так как этот рассказ не только о судьбе Варюши и её деда Кузьмы, но и о родной стороне, о большой любви к окружающей природе).
- Только ли К. Паустовский писал о любви к малой родине? Вспомните произведения других писателей, в которых выражена любовь к малой родине. (Чтение стихотворения Н. Рыленкова «К Родине»).
7. Дифференцированное домашнее задание.
Выразительное чтение рассказа, вопросы на стр. 19; мини-сочинение «Какое значение имеет для меня малая родина».