Цель: Формирование у детей представления об угле, его добыче и применении.
Задачи:
- Дать представление об угле, как полезном ископаемом на основе практической работы.
- Выявить места добычи каменного угля в Кузбассе.
- Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
- Познакомить с применением угля и его отходов в различных отраслях народного хозяйства.
Оборудование:
- карта Кемеровской области, физическая карта России,
- карта г. Полысаево, атласы,
- образцы каменного угля, ящик с углем, молоточек, образцы угля с отпечатками растений,
- слайды “Каменный уголь”,
- компьютер, проектор, магнитофон.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вступительная беседа.
- Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, что лежит в этом ящике.
(Звучит магнитофонная запись)
“Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно.
Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жилье, привожу в движенье машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров”.
- Что же лежит в этом ящике?
(ответы ребят)
- Рассмотрите уголь и дайте ему характеристику.
(Черного цвета, блестит, твердый, хрупкий, превращается в угольную пыль, тяжелее воды, горит).
- Почему уголь горит?
(Деревья поглощают солнечную энергию, затем отмирают, оказавшись в почве затвердевают и каменеют. Так образуется уголь. Когда он горит – выделяется солнечная энергия).
(Показ образцов окаменевших деревьев и угля с отпечатками растений)
- Каменный уголь – остатки очень больших растений, которые росли на земле очень давно, когда людей еще не было, а жили огромные животные – динозавры. Остатки растений накопили солнечную энергию, которая выделяется при горении.
Ученик:
“Листик солнца луч поймал,
Удержал, упаковал,
И отправил в кладовую,
Необычную, живую.
Долго лучики хранились
Вот и людям пригодились”.
- Как по-другому можно назвать каменный уголь?
(солнечным камнем)
- Люди узнали, что уголь горит приблизительно 250 лет назад. Но многие не знали, как его применять. Поэтому в Америке для рекламы жгли уголь в кострах на улице, а в некоторых городах углем устилали мостовые. Теперь без угля не обойтись.
- Как вы думаете, где применяют уголь или угольную смолу?
(ответы ребят)
III. Чтение текста в учебнике с. 50 - 51.
IV. Просмотр слайдов “Каменный уголь” через мультимедийный проектор. Использую кадры о применении каменного угля в народном хозяйстве.
- Что же можно изготовить из каменного угля?
(ответы ребят)
– Чтобы изготовить эти предметы, нужно большое количество угля.
- Как вы думаете, изменяется ли запас угля в недрах Земли?
(угля становится меньше)
- В какую же группу можно отнести каменный уголь?
(Ребята должны ответить, что уголь - невозобновляемые природные ресурсы).
- А к какой группе относится солнечная энергия?
(неисчерпаемые природные ресурсы)
V. Работа с картой и атласами.
- Найдите по физической карте России, где добывают каменный уголь?
- Месторождения полезных ископаемых, в частности угля, истощаются.
Ведь камень не растет вновь, как растение, и раз использованный камень не рождается на наших глазах.
Подсчеты геологов и минерологов показывают, что угля на всей Земле хватит при современной добыче лет на 70.
Человечество останется без природных богатств, если будет по-прежнему расхищать природу.
- Чем можно заменить каменный уголь?
(Солнечной энергией)
VI. Работа по карте Кемеровской области.
- Очень богата углем Кемеровская область, глее мы с вами живем.
- Как по-другому называют Кемеровскую область?
(Кузбасс)
- А кто знает, как расшифровывается “Кузбасс”?
(Кузнецкий угольный бассейн)
- Кузнецкий уголь был открыт тобольским казачьим сыном Михайлом Волковым в 1720 году близ Верхотомского острога.
С этого открытия и начинается история угольного Кузбасса.
Кузбассовцы не забыли о Михайле Волкове. Его именем названы один из угольных пластов Кемеровского рудника, улица Рудничного района г. Кемерово, одна из площадей г. Кемерово. На этой площади стоит памятник первооткрывателю Кузнецкого угля.
- Найдите по карте Кемеровской области города, где добывают каменный уголь.
(Работают 4 бригады по четырем картам).
Задание 1 бригаде: “В каких городах на севере области добывают уголь?”
Задание 2 бригаде: “В каких городах на востоке центральной части Кемеровской области добывают уголь?”
Задание 3 бригаде: “В каких городах на юге области добывают уголь?”
Задание 4 бригаде: “В каких городах на западе центральной части Кемеровской области добывают уголь?”
После проведенной работы бригадиры отчитываются.
VII. Работа по карте г. Полысаево.
- Посмотрите на карту г. Полысаево.
- Какие шахты расположены в черте города?
(ответы и показ)
VIII. Дифференцированная работа.
1 группа работает самостоятельно. 2 группа работает с учителем. (Карты разделены на квадраты. Задание на доске.) 3 квадрата - на север
3 квадрата – на северо-запад
4 квадрата – на восток
2 квадрата – на северо-восток
6 квадратов – на запад
- К какой шахте мы пришли?
(ОАО “ш. Полысаевская”)
- В каком направлении от города находится: а) ш. “Октябрьская”
б) ш. “Заречная”
в) ш. “Сибирская”
г) ОАО “Разрез Моховский”
д) ш. “Полысаевская”
IX. Работа с использованием материалов экскурсии на шахту “Полысаевская”
- Мы с вами были на экскурсии на ш. “Полысаевская”, но в шахту нас не пустили, т.к. это запрещается инструкцией.
- А кто из вас хочет побывать в шахте?
- Давайте совершим заочное путешествие в шахту.
X. Рассказ ученика с использованием таблицы “Разрез шахты”.
“Под вышкой глубокий и широкий колодец. По колодцу вверх – вниз снует лифт. Он везет шахтеров на работу и с работы. Всего за минуту кабина опускается на глубину нескольких сотен метров. Приехали - и вперед по подземному проспекту. Он называется - штрек.
От “угольного проспекта” отходят в сторону “угольные переулки” - лавы. В переулках тоже светло, но трамвайчики там не ходят. Вместо них для угля дорожки – самокатки.
Идешь вдоль по лаве, вдруг – стоп! – тупик! На пути встала сплошная угольная стена. Это забой. Здесь шахтеры из черной стены вырубают уголь комбайном.
Уголь черным потоком мчится по самоходным дорожкам в обратную сторону, к “подземному проспекту”, к “трамвайной остановке”
Тут он делает пересадку: на ходу с дорожки в вагонетки, - и едет до самого лифта. А в лифте поднимается на-гора.
- Ребята, отгадайте загадку:
“Какой из комбайнов никогда не видит солнышка?”
(угольный)
- Из шахты в лифте поднимаются минералы угля. Эти минералы часто спаяны с минералами пустых пород или с минералами рудных образований.
Необходимо отделить их друг от друга. Такой процесс разделения минералов выполняют на специальных обогатительных фабриках, расположенных поблизости от шахты.
Мы с вами побывали на обогатительной фабрике шахты “Полысаевская”. Давайте вспомним:
С чего начинается разделение угля от минералов других пород?
(1 – отмывка угля водой и магнетитом;
2 – просеивание;
3 – обогащение;
4 – отгрузка)
- А где еще кроме шахт добывают уголь?
(на разрезах)
- Что общего между шахтой и разрезом?
- Чем они отличаются?
(при добыче угля открытым способом видоизменяется окружающая природа)
XI. Словарная работа.
- Разрезы должны проводить рекультивацию, т.е. должны восстанавливать почву.
- Что вы можете предложить для восстановления почв?
(высадка деревьев, кустарников, т.д.)
- Прочитайте слова А.М.Горького:
“Человек должен устраивать свою землю так, как он привык устраивать свой дом, свое жилье”
XII. Обобщение.
- Давайте поиграем в игру “Хорошо – плохо”
- Чем хорош уголь? - Чем плох уголь? а) топливо б) электричество
в) лекарства
г) краски
д) искусственные ткани
ж) бензин и т.д.
а) разрушается почва б) не возобновляется
в) копоть
г) сажа
д) загрязняет атмосферу
и т.д.
XII. Рефлексия.
У вас у каждого на столе 2 шахтера (один – улыбается, а другой – хмурится). Выберите и покажите того, чье эмоциональное состояние вы испытали на уроке.
XIV. Домашнее задание.
- Найти загадки про уголь.
- Нарисовать схему, как используется каменный уголь.