XXI век - век обширной электрификации, высоких электронных технологий. Без знаний об электричестве, в частности, о явлении электризации, электрических цепях, не возможно создание электронных приборов, внедрение высоких технологий на производство, не возможно создание быта современного человека.
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, рассчитан на 17 часов, выбран исходя из конкретных условий материально технической базы, запросов учащихся, предназначен расширить и углубить практические знания учащихся по теме «Электрические явления». В рамках курса учащиеся познакомятся с историей возникновения и развития теории электричества, с именами ученых (Иоффе, Милликен, Гальвани, Вольта, Ом), внесших вклад в ее развитие.
Данный курс направлен на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с физическими приборами, умение увидеть проблему и наметить пути ее решения, подразумевает творческую работу детей в условиях кабинета физики, а также поисковую работу вне школы.
В ходе исследовательской работы учащиеся учатся проводить эксперимент, обрабатывать и обобщать полученную информацию. Курс предусматривает индивидуальную, групповую и коллективную формы работы учащихся. Используются различные виды самостоятельной работы и контроля знаний. На первом занятии учащиеся знакомятся с программой курса, разбиваются на группы с учётом личных симпатий, каждая из которых получает задание (в виде проблемного вопроса). В группе выбирается лидер, с которым учитель поддерживает связь вне занятий. Планируется исследовательская работа по проверке выдвинутой гипотезы. По итогам исследований каждая группа подготавливает отчет в виде мультимедийный презентаций, буклетов, листовок, газет, стендов. В рамках предусматривается выступление перед классом по разработанной теме, выставка работ.
Реализация курса предполагает использование следующих потенциальных возможностей повышения степени готовности учащихся к самообразовательной деятельности: через самостоятельное изучение основной и дополнительной учебной литературы, а также интернет - источников; прослушивание лекций в сочетание с лабораторными работами, семинарами; использование телекоммуникационных средств; проведение творческого конкурса, публичной защиты проектов; проведение экскурсий на предприятия; создание простейших приборов, электрифицированных стендов.
Цели кура:
- оказать практико-ориентированную помощь учащимся в личностном выборе содержания образования;
- сформировать компетентности в сфере самостоятельной деятельности, навыков самостоятельной работы с физическими приборами и дополнительной литературой, умения увидеть проблему и наметить пути ее решения;
- развивать творческие способности, инициативу, умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения;
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, чувство коллективизма, ответственности за порученное дело.
Задачи курса:
- сформировать умения наблюдать и изучать явления, описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, отбирать необходимые приборы, выполнять измерения, предъявлять результаты в виде таблиц и графиков, интегрировать результаты эксперимента, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;
- сформировать следующие знания:
цикл познания в естественных науках (факты, гипотеза, эксперимент, следствия),
роль эксперимента в познании, правила пользования измерительными приборами, электрические явления в природе, источники питания, электрические цепи и их элементы, применение электрических цепей, техника безопасности при работе с электрооборудованием.
Содержание курса.
Электризация тел. Учёт и применение электризации на производстве и в быту. Электрические явления в природе. Электрические рыбы. Электрический заряд. Опыты Иоффе и Милликена (о дроблении заряда). Электрические заряды в туче. Атмосферное электричество. Опыты Гальвани. Источники питания. Сила тока, напряжение, сопротивление, проводимость. Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления на участке цепи. Элементы электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение элементов цепи. Применение электрических цепей в быту и на производстве.
Изучаемые в курсе понятия: заряд, электрический ток, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электрические цепи, элементы электрической цепи, соединение элементов цепи, источники тока, электрические цепи бытовых приборов, квартиры, автомобиля. Изучаемые законы: закон Ома для участка и полной цепи. Изучаемые явления: электризация тел.
Требования к результатам обучения.
Учащиеся должны уметь: наблюдать, описывать явления; выполнять опыты, оформлять отчёт, делать выводы, обобщать; выделять главное; планировать и проводить исследование; создавать презентации; оформлять буклеты, листовки, газеты.
В рамках курса учащиеся должны знать: цикл познания в физике; этапы развития теории электричества, имена выдающихся ученых (Иоффе, Милликен, Гальвани, Вольта, Ом), внесших вклад в ее развитие; электрические явления в природе, как они используются и учитываются на производстве, в технике и быту; законы Ома, понятия: электризация, электрический ток, напряжение, сопротивление, проводимость.
Предполагаемые формы отчётности учащихся
- Презентации: «От чего зависит сила тока на участке цепи», «Где применяются электрические цепи», «Сопротивление последовательно соединённых резисторов», «Проводимость параллельно соединённых резисторов», «Использование электрических полей».
- Буклеты: «Электризация тел», «Гальванический элемент».
- Рефераты: «Электризация», «Атмосферное электричество».
- Сообщения: «Из жизни и деятельности учёных», (Иоффе, Милликен, Гальвани, Вольта, Ом),(Презентации)
- Стенгазета: «Электрические рыбы».
- Электрифицированный стенд «Электричество», (вопросы и ответы).
- Листовки: «Электрические цепи в автомобиле».
- Кроссворды по теме «Электричество».
- Выступления на семинарах.
- Сочинение, стихотворение, фотографии, рисунки на тему «Электричество».
Поурочное планирование курса представлено в виде таблицы (Приложение 1)
№ урока |
Тема урока |
Содержание |
Приборы и материалы |
Домашнее |
Деятельность |
Литература
Учителю
- Предпрофильная подготовка учащихся основной школы. Учебные программы элективных курсов по естественно-математическим дисциплинам. Москва. Минобразования России. 2005.
- Предпрофильная подготовка девятиклассников по гуманитарному циклу. ВОИПКРО. 2004.
- М.Б.Романовская. Метод проектов. Научно-методическое пособие для преподавателей образовательной области «Технология». Москва. 2004.
Ученикам
- Э.Роджерс. Физика для любознательных. Том3. Электричество и магнетизм. Атом и ядро. Москва. «Мир». 1971.
- К.В.Любимов, С.М.Новиков. Знакомимся с электрическими цепями. Москва. «Наука». 1981.
- И.Г.Кирилова-составитель. Книга для чтения по физики. 6-7.Книга для учащихся. Москва. «Просвещение». 1978.
- Л.В.Тарасов. Физика в природе. Книга для учащихся. Москва. «Просвещение».1988.
- С.В.Громов, Н.А.Родина. Физика-9.Учебник общеобразовательных учреждений. Москва. «Просвещение». 2002.
- А.С. Енохин, Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся. Москва. Просвещение. 1976.
- Физика - юным. Составитель М.А. Алексеева. Москва. Просвещение. 1980.
- Хрестоматия по физике. А.С. Енохович и д.р. Москва. «Просвещение». 1982.
- Инструкции к приборам.
- Инструкция по технике безопасности.
Мультимедийное приложение к учебнику С.В.Громова и Н.А.Родиной «Физика. 9 класс»
Приборы и оборудование
Компьютер, мультимедийный проектор, эпипроектор.
Школьный вольтметр, школьный амперметр, магазин сопротивлений демонстрационный, лампа накаливания, ключ замыкания цепи, соединительные провода, источник постоянного тока, электролит, цинковые и угольные пластинки, стеклянная и эбонитовая палочки, электроизоляционные штативы, шёлковая нить, металлическая фольга, гигрофилы, антистатик, усилитель звуковой частоты, электроскоп, электрометр, конденсатор, катушка-моток, магнитная стрелка, электрофорная машина.