Итоговое рассуждение ученика: “Я знаю, что такое числовая прямая”
Итоговые действия, которые помогут ученику прийти к итоговому рассуждению: моделирование
Вид диалога: диалог продуктивного действия
Цель: выявить условия, необходимые для построения числовой прямой – выбор начала, направления и шаги.
Основное содержание проекта урока-диалога.
Ученик попадает в ситуацию, потенциально чреватую интеллектуальной коллизией (незнание о незнании, открытое незнание), учитель– “провокатор”, “изобретатель каверз”, “спорщик”, “притворщик”;
Ученик обнаруживает интеллектуальную коллизию (знание о незнании. Продуктивное непонимание в форме вопроса, проблемы), учитель– “рассудительный арбитр”, “вдохновитель”;
Ученик действует в поиске того, что приведет к разрешению коллизии (интуиция, опыт, знания в форме гипотез, моделей), учитель– “скрытый помощник”, “вдохновитель”, “консультант”;
Ученик достигает наивысшего напряжения в рассогласовании своих действий в поиске средств разрешения коллизии, учитель “жертва, требующая помощи”, “заблудившийся путник”, “растерявшийся попутчик” (параллельно – “консультант”, “скрытый помощник”);
Ученик разрешает противоречие (знание о знании, понимание), учитель – “консультант”, “рассудительный арбитр” (параллельно – “вечно сомневающийся”, “Фома Неверующий”);
Ученик транслирует свое знание, применяет его как инструмент, учитель – “слушатель”, “эксперт”, “скрытый помощник”
№ п\п | Задания и их характеристики | Форма и принцип КРД; инструкции учителя | “Места” и оборудование для работы | Предполагаемые результаты и объяснения (версии) детей | Инициирующие реплики и вопросы учителя |
1 | Задание 1 – определяет ситуацию
“разрыва” в установлении границ общего способа
предметного действия – Отмерьте ту величину, которая указана в записке |
Форма: “Учитель-класс” | “Места” для работы: 1.карточка-записка 2.”Знаки” для организации запроса детьми в адрес учителя и друг друга 3.на партах сосуды с водой, мерка, пустой сосуд для измерения |
Версия 1. Сравнение величин Версия 2. Версия 3. Версия 4. |
|
– Передайте соседу, какая у вас величина получилась не проговаривая и не используя жесты, считалки, буквы | Получилось у вас передать информацию? | ||||
Принцип КРД: (принцип индивидуальных вкладов). |
Нет, потому что, мы не могли пользоваться известными значками | ||||
Инструкция учителя: 1. прочитать
формулу |
Новый способ записи значения величины | Что мы должны придумать? | |||
3. не используя известные значки (речь, жесты, считалки) передайте соседу какая у вас величина? | Мерку, количество мерок | В этой новой записи, что нам необходимо указать? (чтобы было понятно какая мерка и сколько их) | |||
2 | Задание 2(А) – способствует развитию действия ситуации “разрыва” и позволяет перейти к самоорганизации детских действий – Предложите, каким способом можно зафиксировать количество мерок на сосуде и на отрезке? |
Форма: “учитель-пары-класс”, т.к. ученикам известно предметное действие, но требует проверки в разнообразных условиях его применения |
“Места” для работы: – листы – “знаки” для взаимооценки детьми процесса и результата действия |
||
Принцип КРД: Принцип обмена позициями, согласование мнений, выводы |
Версии. 1. вылить воду, наливая заново, отмечаем каждую мерку меткой на сосуде (фломастером) 2. ниткой, резинкой 3. на глаз и т.д. |
||||
Инструкция учителя: 1. задание выполняем в парах: |
|||||
1 ученик показывает способ, с помощью
которого можно зафиксировать количество мерок
на сосуде, чтобы мерки были видны. 3. 2 ученик – это количество мерок фиксирует на отрезке |
-3 -4 -5 Потому что не измеряли
Нет |
Вопросы учителя: Кто думает также? Кто согласен с мнениями… Определите, сколько мерок в этом сосуде на глаз? Почему получились разные варианты? Годится ли этот способ? Каким способом мы договорились отмечать объем? Сравните и скажите, где есть начало, а где нет? |
|||
Сделать одинаковый шаг Отметить дугой Поставить значок, флажок, точку Нет Количества мерок Надо обозначить числа цифрами Числовая |
Что можно сделать, чтобы начало было
одинаковым как на сосуде? Как показать на прямой, что мерка была одинаковая? Как на отрезке узнать, где первая мерка? Вы можете теперь передать информацию соседу? Чего не хватает? Как это показать? Кто догадался как эта прямая будет называться? |
||||
Вывод: Какой новый способ записи величины вы придумали? |
|||||
Задание 2(Б) Используя новый способ запишите и передайте соседу информацию об объеме |
Алгоритм: 1. обозначаем направление 2. начало 3. шаг-мерка 4. цифры |
“Места” для работы: Карточка с прямой (новая) |
|||
3 | Задание 3 – определяет осуществление самоорганизованного действия контроля и оценки Запишите формулы по которым эти числа обозначены на чертеже |
“Места” для работы: 1.листы |
Вопросы учителя: Какая цель была у этого задания? – как ты себя оценил? – какое “задание для самого себя поможет тебе…” – Какие интересные задания ты бы хотел(а) предложить ребятам? |
||
Форма: “Учитель-класс-ученик” Принцип КРД: Принцип индивидуальных вкладов Инструкции учителя: 1. Сделай вывод-какой ты даешь себе ответ на вопросы урока 2. Расскажи о своих выводах, о том над чем тебе еще нужно поработать |