Класс: 5
Раздел: материаловедение
Тема урока 1: "Получение ткани. Определение лицевой стороны ткани"
Тип урока: развивающий, комбинированный, сдвоенный.
Цели:
- Научить определять лицевую и изнаночную стороны тканей;
- Научить определять нити основы и утка, изучить свойства нитей;
Задачи:
- Сформировать понятия о процессе получения тканей;
- Расширить представление о свойствах льняных и хлопчатобумажных тканей;
- Развивать мыслительные способности, умение анализировать, сопоставлять;
- Воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Методы обучения: беседа, наглядно - иллюстративный, игровой, практическая работа.
Оборудование и материалы: учебник, тетрадь, коллекция тканей, старинные орудия для производства тканей (веретено, прялка), кукольный театр, образцы тканей, лупы, ножницы, клей ПВА.
Ход урока
1 урок.
I. Организационный момент: психологический настрой учащихся на работу, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока и целей.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос по ранее изученному материалу, с элементами диалогового общения.
1) Что изучает наука "материаловедение"?
- Что называется волокном?
- Что называют "текстильным волокном"?
- На какие да класса делятся волокна по своему происхождению?
- Какие виды натуральных волокон вы знаете?
- Назовите представителей растительных волокон?
III. Проверка домашнего задания. В соответствии с домашним заданием класс делится на группы и ученицы должны написать сказки, где главные герои имеют свойства "изученных волокон". Свои произведения необходимо представить в кукольном театре. При подготовке домашнего задания проводится исследовательская работа, связанная с изучение свойств льна и хлопка, поэтому после представления сказки целесообразно задать вопрос:
Что нового вы узнали о свойствах тканей?
1. Изучение нового материала. (беседа)
Тканью человек пользуется с древних времён. Заглянув в историю можно проследить путь ткани.
Вопрос:
- Скажите, какой была первая одежда человека?
Предполагаемый ответ:
- Первая одежда человека была сделана из шкур животных, листьев и стеблей травы сплетённых между собой.
Но эта одежда была недолговечной и неудобной.
Желание сделать свой костюм красивым, удобным и практичным, развитие человеческих способностей побудили людей думать. И наконец люди научились делать ткань. Основой для производства тканей стали волокна.
Слово "Волокно" крепится на доску.
Вопрос:
- Что такое "волокно"?
Ответ:
- Волокно это -
Вопрос:
- А как из отдельных волокон сделать ткань?
Oтвет:
-Соединить отдельные волокна в нить, а затем изготовить ткань.
Волокна, соединённые нить называются пряжа.
Слово "пряжа" крепится на доску.
Пряжа - тонкая, длинная нить изготовленная из отдельных волокон, путем их скручивания. (записать определение в тетрадь)
Процесс получения пряжи из нитей называется прядением.
Слово "прядение" прикрепить на доску.
В результате прядения получали нить.
Слово "нить" крепится на доску.
Исторические сведения:
На протяжении многих столетий единственным приспособлением для получения пряжи были гребень и веретено. Гребень вставляли в отверстие скамьи, привязывали к нему "кудель", расчесанные волокна, одной рукой скручивали волокна в нить, а другой эту нить наматывали на веретено.
- впервые девочка встречалась с веретеном при рождении, ей перерезали пуповину на веретене, чтобы магически привязать к рукоделию;
- первую спряденную девочкой нитку мать хранила до свадьбы девушки, а потом обвязывала её этой ниткой, так как она считалась мощным оберегом;
- первым подарком жениха невесте была красиво украшенная резьбой или росписью прялка. Сделать её жених должен был сделать сам.
Итак, внимание на доску: мы имеем "пряжу", "волокно", "нить".
Вопрос:
- Что можно из всего этого получить?
Ответ:
- Ткань.
Слово "ткань" крепится на доску.
Ткань - это материал, который изготавливают на ткацком станке, путём переплетения нитей. Процесс получения ткани называется "ткачеством".
Слово "ткачество" крепится на доску.
Работа у доски:
Задание: Расставьте слова так, чтобы они показывали путь (последовательность) получения ткани, и соедините их стрелочками.
Схема получения ткани записывается в тетрадь.
В образовании ткани участвуют две нити. Натянутые на станке нити, идущие вдоль всего полотна и называются основными. Они длинные и прочные, потому, что пропитаны специальным составом. Нити основы переплетаются с помощью челнока нитями, идущими поперёк полотна. Эти нити называются уточными. Эти нити короткие, менее прочные. Неосыпающиеся края ткани называются - кромкой.
Демонстрация.
Определение нитей основы.
Нити основы определяются по следующим признакам:
1) по кромке;
2) по степени растяжения;
3) по звуку;
4) по извитости;
Признаки определения нитей основы записываются в тетрадь.
Нити ткани переплетаются в определённом порядке. Самый распространённый вид переплетения - полотняное.
Демонстрация.
С помощью лупы рассматриваются образцы ткани, имеющие полотняное переплетение.
В полотняном переплетении нити чередуются через одну. Это переплетение применяется для выработки хлопчатобумажных тканей (ситец, бязь, миткаль,батист и др.)
2 урок
IV. Организационный момент: психологический настрой учащихся на работу.
V. Закрепление изученного материала.
Практическая работа "Определение в ткани нитей основы и утка"
VI. Изучение нового материала. (продолжение, беседа)
Все ткани имеют лицевую и изнаночную стороны, ровные, нестянутые кромки, одинаковую ширину по всей длине ткани, яркий рисунок на лицевой стороне. На ткани не должно быть пятен и других недостатков. Если на ткани имеются дефекты, то перед началом работы их необходимо выделить мелом.
Демонстрация.
Признаки определения лицевой стороны ткани.
- яркий, чёткий рисунок;
- гладкая поверхность;
- у ворсовой ткани присутствует ровный ворс.
VII. Закрепление изученного материала.
Практическая работа "Определение лицевой и изнаночной сторон ткани"
VIII. Актуализация знаний. (беседа по вопросам)
- Как называется процесс, в результате которого из волокнистой массы получается пряжа?
- Какую нить называют основной?
- Какую нить называют уточной?
- Назовите свойства основной и уточной нитей.
- По схеме в учебнике расскажите об этапах производства ткани.
- Что такое кромка?
- Как определяется лицевая и изнаночная стороны ткани?
IХ. Домашнее задание: п. 2, составить кроссворд с ключевым словом "прядение".