Цели:
- формирование представлений о признаках неживой природы весной;
- ознакомление с понятиями ледоход и половодье;
- развитие познавательной активности, наблюдательности, умений cамостоятельно работать и делать выводы; привитие бережного отношения к природе.
Оборудование: учебник, таблицы, памятки для учащихся.
Основные методические приемы: "Верите ли вы:", "Пометки на полях", написание "Синквейна".
Ход урока
I. Организационный момент
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
- Ребята, предположите какова тема нашего урока? О каком времени года пойдет речь? (учащиеся дают ответы)
- Правильно!
Весна - это будет тема нашего урока.
II. Стадия "Вызов"
Учитель: - Сейчас я проверю все ли вы знаете об этом времени года, в ходе игры "Верите ли вы, что:"
- На столе у каждого из вас вопросы. Прочтите.
-Если вы согласны с этим утверждением ставите знак "+", если нет "-".
- Время работы 3 минуты.
Утверждения:
"Верите ли вы, что :"
1. Солнце зимой выше, чем весной.
2. Весной опасно ходить на водоемах по льду.
3. Снег позже тает в лесу, а не на открытых местах.
4. Река, вышедшая из берегов, может затопить целый лес.
5. Зимой дни длиннее, а весной короче.
- Время вышло, отложите свои работы ,к ним мы вернемся позже.
- Для того, чтобы проверить правильность ваших предположений мы будем работать с текстом учебника.
III. Стадия " Осмысления"
1. Учитель:
- Вспомните какое время года закончилось? (дети отвечают: (зима))
- А наступило? (весна)
- Весна и зима, чем же они отличаются друг от друга?
- Именно на этот вопрос мы будем искать ответ.
- Вам нужно будет заполнить таблицу и сравнить зиму и весну по выделенным признакам. (таблица у каждого учащегося)
- Возьмите таблицу.
- Прочтите эти признаки (дети читают вслух признаки зимы и весны
Прием: "Пометки на полях"
- Откройте учебник на станице 86.Возьмите простой карандаш, читая текст, вы будете отмечать на полях восклицательным знаком те предложения в которых говорится об отличительных признаках зимы и весны.
- Время на работу 3 минуты.
- Время вышло, возьмите свои таблицы и самостоятельно заполните, опорными словами, используя пометки на полях. (время на работу 3 мин.)
признаки | зима | весна |
- Высота солнца | ниже | выше |
- Продолжительность дня | короче | длиннее |
- погода | холодно | тепло |
- состояние водоемов | ||
крепкий лед | таяние льдов |
- Проверим, какие отличительные признаки зимы и весны вы записали. Выберите правильный ответ и занесите в таблицу.
- Кто выполнил работу без ошибок? Поднимите руку.
- Молодцы! Хорошо потрудились, давайте отдохнем.
Проверка. Составление сводной таблицы на доске( заготовки признаков).
Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся (сидим)
Вправо, влево повернулся
Больше спать не захотел (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел (руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
2. Страница 87, читаем текст со стопами.(чтение со стопами, учащиеся читают по смысловым абзацам)
Учитель:
- О каком весеннем явлении прочитали? (о ледоходе)
- Что происходит на реках во время ледохода? (льдины плывут по течению, сталкиваются и разбиваются)
- Продолжаем чтение:(стоп)
- О каком весеннем явлении говорится в этой части текста? (половодье)
- Что может быть затоплено водой во время половодья? (луга, кусты, деревья и даже целые леса)
- Продолжаем читать: (стоп)
- Что происходит с почвой весной? (оттаивает, влага уходит в глубину почвы, она очень нужна растениям)
- Продолжаем читать :(стоп)
- Какие осадки выпадают весной? (снег, дождь)
3. -Теперь предлагаю вам вернуться к вопросам с которых мы начали урок.
Вам необходимо в парах придти к общему мнению и обосновать ответы
на вопросы. (опрос фронтальный). Время работы 3 мин.
- Ребята, кто хочет дополнить? (учащиеся дополняют).
IV. Рефлексия.
- Обобщим все то, о чем мы с вами говорили на уроке, для этого объединимся в группы по 4 человека, для написания синквейна.
- Выберите тему (учащимся предлагается выбрать тему синквейна путем жребия: ледоход, половодье, весна)
- Время на работу 3 минуты
- Время вышло, давайте озвучим свои синквейны.
Учитель:
- Всем большое спасибо за работу на уроке!
- Урок окончен.