Процесс формирования системы воспитания личности, обладающей высокой культурой здоровья, должен осуществляться на всех ступенях обучения и проходить через все школьные предметы, факультативы, кружки, секции в учебной и внеучебной деятельности.
Программа формирования культуры здоровья знакомит младших школьников с содержанием окружающего мира, создаёт единый предмет, направленный на здоровьесбережение, в котором есть информация по анатомии, физиологии. В программу включены разделы самопознания, основ личной безопасности и профилактики травматизма, культуры потребления медицинских услуг, предупреждения употребления психоактивных веществ, гигиенические правила предупреждения инфекционных заболеваний, питания и здоровья.
Эмоциональные колебания, переживания внутренних конфликтов, изменение поведения немыслимо без активного участия в этом процессе всех субъектов образовательного процесса. Только изменив уклад жизни в образовательном учреждении, можно ожидать изменение реальных результатов в отношении обучающихся к собственному здоровью.
Цели программы:
- формировать знания на установку личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих укрепление и сохранение здоровья каждого школьника;
- сформировать у младших школьников представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
- обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- расширить и разнообразить взаимодействие образовательного учреждения и родителей для укрепления здоровья детей.
Задачи программы:
- Создать условия для изменения механизма самореализации личности обучающегося.
- Осуществлять воспитательный процесс в тесной взаимосвязи с учебным и внеучебным по единой программе.
- Сформировать у родителей понимание необходимости сотрудничества.
В современной образовательной ситуации внимание акцентируется на создании условий для более полной реализации возможностей младших школьников, их роста и развития в условиях сложной социальной действительности, а низкий уровень здоровья школьников обусловил необходимость переосмысления основных направлений в учебно-воспитательной работе педагогического коллектива школы.
В настоящее время учебная и воспитательная работа в школе развивается по трём направлениям, способствующим становлению культуры здоровья младших школьников: физическому, интеллектуальному и психологическому. Учебная программа формирования культуры здоровья младших школьников в учебной и внеучебной деятельности общеобразовательной школы, даёт школьникам определённые знания и навыки, которые развиваются, углубляются, укрепляются в ходе внеклассной и внешкольной работы, дополняющей учебный процесс.
В данной программе уделено внимание самостоятельной работе, способствующей активной и успешной социализации обучающихся не только в учебной, но и во внеучебной деятельности.
Образовательное учреждение работает по данной программе второй год. Прежде, чем приступить к реализации данной программы, мы провели диагностику физического, интеллектуального и психологического состояния здоровья личности. Работа по данной программе планируется с учётом результатов диагностики обучающихся, которая проводится 2 раза в год – осенью и весной – в виде тестирования по основным направлениям – физическому, психологическому, интеллектуальному. Результаты тестирования заносились в индивидуальную карту здоровья.
Чтобы верно определить задачи и содержание внеклассной работы по формированию культуры здоровья необходимо также проводить диагностические исследования. При составлении тестов для определённого уровня развития и степени сформированности культуры здоровья и здорового образа жизни за основные показатели мы берём вышеуказанные компоненты культуры здоровья. Выбор этих диагностических показателей объективно обусловлен и характерен только для данного коллектива учителей и учащихся.
Данные диагностики показали следующее.
- Во-первых, у большинства учащихся школы занижена самооценка личности.
- Во-вторых, очень низок уровень культуры здоровья и здорового образа жизни, знаний и умений.
- В-третьих, у школьников слабо развиты здоровьесберегающие каналы восприятия.
- В-четвёртых, у младших школьников определяются непостоянство чувств, неравномерность, несообразность эмоционального отношения к учебно-воспитательному процессу в школе.
- В-пятых, здоровье нуждается в том, чтобы о нём постоянно заботились.
Приведённые результаты анализа диагностических исследований стали отправными моментами при составлении программы коррекции умений и навыков по данному направлению.
Формированию здоровья младших школьников помогают действующие при школе спортивные секции – футбола, аэробики, музыкально-ритмического воспитания, бокса, карате, лёгкой атлетики.
Правильно организованная спортивная деятельность предусматривает включение младших школьников в сложную систему общественных отношений, применение в работе наиболее привлекательных и эмоционально насыщенных форм деятельности, выбор способов воздействия на поведение и сознание учащихся в зависимости от их предшествующего опыта межличностных отношений, сочетание разнообразных спортивных и трудовых мероприятий создают благоприятные условия для воспитания и разностороннего развития обучающихся.
В работе выявлены проблемы, которые оказывают серьёзное влияние на воспитательный процесс и мешают сотрудничеству школы и родителей по совместному воспитанию культуры здоровья и здорового образа жизни: отсутствие интереса у большинства родителей к жизни школы и класса, в котором учится их ребёнок; недостаточное взаимопонимание и доверительность в отношениях между родителями и детьми; и родителей; ведение нездорового образа жизни; доминирование женского воспитания в семьях.
Всё это оказывает негативное влияние на формирование культуры здоровья детей, на их внутренний мир.
Задача семьи и школы – объединить усилия в воспитании здоровьесбережения грамотной личности, обладающей психической, интеллектуальной и физической культурой, о чём постоянно ставится вопрос на занятиях родительского клуба.
Для развития сотрудничества субъектов образовательного процесса мы создаём условия, при которых учитываем:
– индивидуальный подход к семьям учащихся, учёт специфических особенностей каждой из них;
– преемственность и систематичность в работе с семьёй;
– преодоление формализма в организации родительского всеобуча и в работе с родительскими комитетами;
– единство требований к детям, согласованность действий, взаимодополняемость влияний семьи и школы.
Все эти направления в работе образовательного учреждения по формированию культуры здоровья в учебной и внеучебной деятельности дают положительные результаты.
Реализация программы рассчитана на четыре года для учащихся 1-4 классов. В настоящее время к данной программе разрабатываются методические рекомендации по каждому направлению, пакет диагностик.
Мероприятия, проводимые в рамках данной программы предусматривают проведение тематических классных часов, дней здоровья, олимпиад, интеллектуальных конкурсов, соревнований, викторин, практических конференций.