Цели урока: Обобщить и закрепить знания учащихся, полученные по данной теме;
Развивать умения работать в группе; повысить интерес к географии.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание команд. (Каждый ученик тянет листочек, на котором записано название изучаемых районов. Ученики, у которых названия совпали объединяются в одну команду.)
II. 1. Конкурс “Опросник”
– каждой команде вопросы по очереди (за правильный ответ 1балл).
- Какой район России самый южный? (Северный Кавказ)
- По какому району протекает река Волга? (Русская равнина)
- В этом районе находятся старые полуразрушенные горы. (Урал)
- Регион контрастов. (Дальний Восток)
- Сильно заболоченный регион. (Западная Сибирь)
- Здесь находится одна из достопримечательностей мира – озеро Байкал. (Восточная Сибирь).
- Район омывается Охотским морем. (Дальний Восток)
- В составе – Прикаспийская низменность. (Русская равнина)
- Большие запасы рудных полезных ископаемых. (Урал)
- Омывается Восточно-Сибирским морем. (Восточная Сибирь)
- Здесь расположена столица нашей страны. (Русская равнина)
- Здесь расположена Кемеровская область. (Западная Сибирь)
- Протекает река Лена. (Восточная Сибирь)
- Самый благоприятный для жизни людей район по природным показателям. (Северный Кавказ)
- Здесь добывают золото, алмазы. (Восточная Сибирь)
II. 2. Конкурс “Отгадай”
Командам предлагается описание района и участники команды должны сказать о каком районе идет речь в описании. На это задание отводится 5 минут. За это время команда распознает то количество районов, которое успеет; за каждый правильный ответ – 3 балла.
ОПИСАНИЯ РАЙОНОВ
№1
Неровности кристаллического фундамента определяют размещение самых крупных возвышенностей и низменностей. При отступлении ледника в этих в этих районах образовались подпружные озера: Ильмень, Чудское, Псковское. Преобладают лесные ландшафты.
№2
Расположен на границе умеренного и субтропического поясов. Открыто много минеральных источников, близ которых находятся курорты. Основным источником влаги для этого района является Атлантика. Обилие тепла и света позволяет растительности развиваться на севере района в течение 7 месяцев.
№3
Природа необычайно разнообразна. Но практически все природные ландшафты изменены человеком. Недостаточно водных ресурсов, но много минеральных. Из полезных ископаемых преобладают магматические.
№4
Рельеф плоский с понижением к центру. На рельеф и природу материка повлияло оледенение. Обилие поверхностных вод. Основное богатство – это нефтяные и газовые залежи.
№5
Грандиозна и сурова природа: многокилометровые многоводные реки, бескрайняя тайга, горные массивы и плоскогорья, низменные равнины тундровой полосы. Для рельефа характерна общая значительная приподнятость над уровнем моря. На юге района тектонические движения земной коры продолжаются и сейчас.
№6
Огромная протяженность территории. Большая тектоническая подвижность территории. Здесь много реликтовых растений и редких животных. Большое количество осадков и относительно малое испарение определяют значительную густоту речной сети.
(Правильные ответы: №1 – Русская равнина; №2 – Северный Кавказ; №3 – Урал; №4– Западная Сибирь; №5 – Восточная Сибирь; №6 – Дальний Восток.)
III. Конкурс капитанов.
Проводится у карты. Каждому капитану предлагается характеристика природного объекта, состоящая из одного предложения и две подсказки. Если участник сразу правильно определяет район, то его команда получает 3 балла, если берет подсказку, то количество уменьшается с каждой подсказкой на 1 балл.
1. а) Природный объект протянулся на 2000 км.
б) Природа северной и южной части сильно
отличается.
в) Делит материк на две части света. (Уральские
горы)
2. а) Из-за большого возраста сохранилось
большое количество древних организмов.
б) Находится в разломе земной коры.
в) Самое глубокое в мире. (оз. Байкал)
3. а) Берет начало с Валдайской возвышенности.
б) На ней построено много ГЭС и водохранилищ.
в) Матушка-река. (река Волга).
4. а) Здесь протекает крупнейшая сибирская река.
б) Уровень заболоченности высок.
в) По югу расположен Кузнецкий Алатау.
(Западно-Сибирская равнина)
5. а) В его названии заложен смысл “на краю
земли”.
б) Расположен в сейсмоопасной зоне.
в) Много действующих вулканов.(п-ов Камчатка)
IV. Конкурс “Эмблема”
Каждой команде предлагается выполнить эмблему того района, чье название оно носят.
За этот конкурс присуждаются баллы в зависимости от смыслового содержания рисунка –эмблемы (от 1 до 3)
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Составить рассказ, чтобы в нем было, хотя бы по одному природному объекту от каждого региона.
Приложение.
Карточки для деления на группы:
Русская равнина |
Северный Кавказ |
Западная Сибирь |
Восточная Сибирь |
Урал |
Дальний Восток |
Русская равнина |
Северный Кавказ | Западная Сибирь |
Восточная Сибирь |
Урал |
Дальний Восток |
Русская равнина |
Северный Кавказ | Западная Сибирь |
Восточная Сибирь |
Урал |
Дальний Восток |