Цель занятия: воспитание способности совершать добрые дела на благо людям, осмысление категории "доброта", мотивация на добрые дела, развитие толерантности.
Оборудование:
- карточки со словами для пословиц (добрые, добрых, добро, добро, добро, доброе);
- лепестки для игры "Ромашка" с описанием черты характера человека;
- карточки для "строительства" Дома Доброты, на кубиках написаны слова: доброта, добрые мысли, добрые слова, добрые поступки, доброжелательность, добродушие, добросердечность, добронравие, добропорядочность;
- листы с нарисованными деревьями, на корнях написано: доброта;
- карточки с текстами заданий: "Пять добрых дел", рассказ "Нет худа без добра"
- словарь С. И. Ожегова
Ход занятия
1. Присоединение к теме
- Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:
- Жизнь дана на : дела.
- Мир не без : людей.
- : желаешь - : и делай.
- Истинное : всегда просто.
- : слово человеку - что дождь в засуху.
- Правильно вы догадались, будем говорить о доброте.
- Давайте узнаем, как определяется значение слова доброта в словаре Ожегова (выходит ученик и читает)
- "Не ищите красоты, а ищите доброты" - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли "Мир не без добрых людей". Они были уверены, что доброта происходит от любви, любви к человеку и когда доброта направлена на окружающих людей, тогда она направлена и на всё живое, что нас окружает.
2. Сообщение цели
- Сегодня будем строить Дом Доброты, будем учиться отличать доброту истинную от доброты ложной. Закладываем фундамент Дома Доброты - первый "кирпичик" доброта.
(учитель просит ребёнка прикрепить на доске первую карточку)
3. Основная часть
- В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро. Встречая гостей, мы говорим:(добро пожаловать); провожая гостей :доброго пути; утром:(доброе утро); вечером:(добрый вечер): и т. д. Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве без них нельзя? (дети отвечают, рассуждают)
- Выберите пословицу, подтверждающую ваши высказывания (Доброе слово человеку - что дождь в засуху)
Чтение и работа над стихотворением "Обидное слово", автор Татьяна Дашкевич
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит - и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унижен, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совет, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
- Следующий кирпичик Дома доброты - добрые слова (учитель просит ребёнка прикрепить на доске вторую карточку)
- Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
- Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.
- Следующий кирпичик Дома доброты - добрые мысли (учитель просит ребёнка прикрепить на доске третью карточку)
- А как вы думаете, во что могут превратиться добрые слова и добрые мысли? ( в добрые поступки)
- Следующий кирпичик Дома доброты - добрые поступки (учитель просит ребёнка прикрепить на доске четвёртую карточку)
Задание "Пять добрых дел"
- Самостоятельно выберите пять добрых дел, подчеркните своё решение
- Заботиться о родителях
- Утешить плачущего
- Радоваться неудаче ближнего
- Помогать ближним
- Завидовать
- Сделать кормушку для птиц
- Забрать братишку из детского сада
- Почему вы без затруднения определили добрые дела?
- Молодцы. Вы понимаете, что такое хорошо, а что такое плохо и стараетесь совершать хорошие поступки. Вас этому учат родители, учат в школе. Но бывает и такое:
Сценка
(ребята заранее получили слова и разыгрывают перед одноклассниками сценку)
Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.
Учитель (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям
Автор: После уроков к Серёже подошли Костя и Андрей.
Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую-нибудь историю, мол, помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобусе и шёл пешком.
Андрей: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу? А ещё лучше зайду за тобой.
- Ребята, чей совет оказался истинно добрым?
- Чья помощь могла принести только вред?
Вывод: Добро желаешь - добро и делай.
- Продолжаем достраивать Дом Добра.
Игра "Ромашка" (на лепестках записано описание качеств человека, дети должны догадаться и выбрать карточку с названием данной черты характера)
- Вы мне будете помогать. Я буду называть хорошие качества человека, а вы называйте эти качества одним словом (ученики по ходу добавляют карточки в Дом Доброты).
- Человек, на которого всегда и во всём можно положиться :(добропорядочность)
- Человек, у которого доброе сердце :(добросердечность)
- Человек, который желает другим добра: (доброжелательность)
- Человек с доброй душой и мягким характером: (добродушие)
- Человек, обладающий добрым, хорошим нравом: (добронравие)
- Ребята, а вот в старину употребляли слово доброхотный. Кто может сказать, что оно обозначает?
- Обратимся к словарю Ожегова (один ученик читает определение из словаря).
- Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы в нём жить?
- Я приглашаю вас встать в круг и представить себя жителями Дома под названием "Доброта".
- Что вы чувствуете в нём?
- Я дам вам мячик, а вы, передавая друг другу, закончите фразу "В Доме Доброты я чувствую себя:"
4. Рефлексия
- Дом построен, давайте окружим его деревьями (ребятам раздаются листы с нарисованными деревьями)
- Ребята, напишите на Дереве Добра, какие добрые дела вы могли бы сделать уже сегодня.
- Каждый ваш хороший поступок - это частица, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. Помните, что в жизни, как и в сказке, добро всегда должно побеждать зло!