Предметно-ориентированный курс по математике "Математика без формул"

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Вся наша жизнь - это непрерывное решение больших и маленьких логических задач.

Среди других "крепостей царства смекалки" логические задачи стоят как-то особняком.

С одной стороны, они отличаются от обычных задач - загадок тем, что в них нет никакой игры слов, нет попыток ввести ученика в заблуждение, с другой стороны они требуют особого подхода к решению.

Следует отметить, что решение задач чисто логического типа в известной мере моделирует решение и научной проблемы.

Элективный курс (предметно - ориентированный) предназначен для учащихся 6-7 классов, посвящен решению логических задач, установлению отношений между множествами.

Основная функция этого курса направлена на повышение интереса к математике.

Цель курса:

1. Изучение методов решения логических задач способом построения графов и таблиц истинности.

2. Развить логическое мышление, необходимое при решении разнообразных жизненных ситуаций

3. Расширение математического кругозора Заинтересовать учащихся решением необычных текстовых задач.

Задачи курса:

1. Научить учащихся использовать графы при решении логических задач.

2. Учить задавать вопросы к условию задачи.

3. Научить составлять таблицы истинности.

4. Составлять простейшие логические цепочки рассуждений.

5. Развивать познавательную деятельность учащихся.

6. Вызвать интерес у учащихся к изучаемой теме.

Актуальность.

Введение данного курса обусловлено тем, что теория графов и решение логических задач пока не нашла своего отражения в учебниках математики.

Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах курса математики 6-7 классов, и рассчитан на 12 учебных часов.

Отличаясь простотой теоретических сведений, наглядностью и доступностью, теория графов оказывает большую помощь при решении логических задач.

Представляя изучаемые объекты в наглядной форме, графы помогают держать в памяти многочисленные факты, содержащиеся в условии задачи, устанавливать связь между ними.

I. Новизна

Изучение в школе этой темы имеет большое общеобразовательное, общекультурное и общематематическое значение.

С помощью этой теории можно научить решать ряд достаточно сложных задач для учеников 6-7 классов.

Текстовые логические задачи можно условно разделить на следующие виды:

1) все высказывания истинны;

2) не все высказывания истинны;

3) задачи о правдолюбцах и лжецах.

Решение каждого вида задач отрабатываются постепенно, поэтапно.

II. Основные методы решения задач:

1) метод рассуждений;
2) метод таблиц;
3) метод граф;
4) метод кругов Эйлера;
5) комбинированный метод.

В методе рассуждений при решении помогают: схемы, чертежи, краткие записи, умение выбирать информацию, умение пользоваться правилом перебора.

Слово "граф" в математической литературе появилось совсем недавно. Между тем понятие графа используется не только в математике, но и в технике и даже в повседневной жизни под разными названиями - схема, диаграмма, графические иллюстрации, геометрические представления.

Значение логических задач в обучении учащихся трудно переоценить.

Они вырабатывают умения устанавливать связи между объектами, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.

Логические задачи окажут большую в последующем обучении, особенно при изучении геометрии, когда учащимся придется доказывать теоремы, представляющие цепочку логичных рассуждений, сводящих доказываемую теорему к ранее доказываемым теоремам и аксиомам.

В курсе заложена дифференциация обучения, при подборе ряда задач необходимо учитывать возрастные особенности учащихся.

Программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки, их можно заинтересовать разнообразием видов деятельности, а так же подбором задач, в том числе сказок-загадок..

Задачи данного курса не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике.

Тематический план

Темы занятий К-во час Виды деятельности Навыки и умения
1. Отношения. Взаимно однозначные соответствия. 1 Вводная лекция-беседа. Простейшие житейские понятия в задачах. Решение задач. Понять смысл отношений в математике. Умение Устанавливать взаимно однозначные соответствия. Уметь строить отношения: "делится на", "больше на", "меньше на", "больше в", "быть сестрой", "быть братом" .
2. Понятие о графах. Таблицы истинности. 6 Учебная лекция. Беседа учителя с учениками. Решение задач. Предварительное осмысление, обдумывание задач. Составление логических цепочек рассуждений. Уметь составлять и записывать простейшие графы. Заполнять таблицы истинности. Составлять логические цепочки рассуждений.
3. Логические задачи. 7 Беседа учителя с учениками. Самост. работа. Связать материал предыдущего занятия с решение задач. Составление графов и таблиц Научиться решать текстовые логические задачи без математических формул.
4. Бенефис логических задач. 2 Урок обобщения. Урок защиты домашнего задания. Развитие критического и логического мышления Учиться выступать публично. Отстаивать свою точку зрения на решение задачи. Красиво и грамотно оформлять решение задачи: или графом или таблицей.
  Всего 16    

Содержание курса

Тема №1 . Отношения. Взаимно однозначные соответствия.(1 час)

Более подробно изучаются отношения между множествами чисел. Устанавливаются взаимно однозначные соответствия между множествами.

Тема №2. Понятие о графах. Таблица истинности.(2 часа).

Основной целью этих занятий является знакомство учащихся с графами. Составление таблиц истинности.

Тема №3. Логические задачи.(7 часов).

Решение текстовых логических задач.

Тема №4. Бенефис логических задач. (2 часа).

Итоговое семинарское занятие с защитой своей индивидуальной задачи.

Урок-"бенефис". Каждый учащийся имеет возможность публично выступить с защитой решения своей задачи. А также выступить в роли оппонента для другого учащегося.

Система оценивания.

  1. Зачтено или не зачтено при самостоятельном решении логических задач.
  2. Бальная система оценки 0-5.

Контролирующие материалы.

1. Входное тестирование.

2.Алгоритмы для выполнения отдельных заданий и видов учебной деятельности.

3. Самостоятельная работа (набор задач).

Организация и проведение аттестации.

Итоговое семинарское занятие с защитой своего домашнего задания.

Литература.

  1. Асанов Л. Лучшие задачи на сообразительность. Москва, 1999.
  2. Балк М. Б. Математика после уроков. Москва, 1971.
  3. Болховитинов В. Н. Твое свободное время. Москва,1975.
  4. Газета "Математика" № 8, 1999год. Статья "Развиваем математическое мышление" З. Вершинина, Т. Горбатенко, О. Шагинян.
  5. Газета "Математика" № 1999год, статья " Методы решения некоторых логических задач" Е. Орлова
  6. Кострикина Н. П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Москва, 1986.
  7. Пухначев Ю. В. Математика без формул. Москва, 1979.
  8. Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. Москва,2002 .
  9. Стойлова .Н.И. Теоретические основы математики. М.1992.
  10. Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: математика. Ярославль,2003.
  11. Чесноков А. С. Шварцбурд С. И. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. Москва , 1974.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3