Класс: 3
УМК "Начальная школа XXI века"
Учебный предмет : окружающий мир
Учебник:
- "Окружающий мир" 3 класс под ред.Н.Ф.Виноградовой, М.:Вентана-Граф, 2009 г.
- Рабочая тетрадь "Окружающий мир" в 2 частях, 3 класс под ред.Н.Ф.Виноградовой, М.:Вентана-Граф, 2009 г.
Цель урока:
- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: "Разные времена - разные одежды".
Задачи:
- познакомить ребят с крестьянской одеждой;
- дать представление о развитии костюма, показать тесную связь костюма с эпохой;
- создать условия для использования детьми старинных предметов;
- способствовать развитию у детей творческой активности;
- воспитывать уважение к историческому прошлому нашего народа.
Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование урока:
- учебник, рабочая тетрадь;
- музейные экспонаты: рубаха, сарафан;
- текст для чтения;
- видеозапись: "Из истории народного костюма";
- выставка книг по теме: "Народный костюм";
- карточки-задания для работы в парах;
- рассказ К.Д. Ушинского "Как в поле рубашка выросла".
- мультимедийная презентация;
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке окружающего мира мы не будем с вами вспоминать исторические даты, говорить о солнечной системе, путешествовать по природным зонам. Нынешний наш урок будет посвящён теме, которой люди интересуются очень давно. Ещё с тех времён, когда они охотились на животных и жили в пещерах. Работа предстоит нам тяжёлая, поэтому давайте улыбнёмся друг другу, и пусть удача сопутствует нам.
II. Сообщение темы и целей урока.
Учитель: Ребята, хотите узнать, чему же будет посвящён наш урок?/Слайд /
Сарафан, юбка, брюки, кафтан, тулуп, платье, блузка, шорты.
- Разделите эти слова по каким-либо признакам на 2 группы.
(Дети могут разделить на женскую и мужскую одежду. Нужно помочь понять, что речь идёт о старинной и современной одежде).
-Обсудите с соседом и попробуйте понять тему нашего урока.
(Ответы детей).
- Правильно, на сегодняшнем уроке мы будем вести разговор об одежде старинной и современной, её особенностях и предназначении. Мы поговорим о "языке костюма", с помощью которого можно многое узнать о человеке. И называется она "Разные времена - разные одежды"./Слайд /.
- Зная тему урока, как вы думаете, какую цель мы поставим?
(Ответы детей)
Учитель: Правильно, в течение урока мы должны узнать:
- историю русского костюма;
- как и для чего людям нужно сохранять национальные костюмы, национальные традиции.
- Для начала я предлагаю заполнить таблицу./Слайд /
- Итак, что вам уже известно о русской старинной одежде?
Варианты ответов детей:
Женский костюм - сарафан.
Мужской костюм - рубаха и порты.
На Руси ткань делали из льна, конопли, хлопка.
Учитель: Откуда у вас появились эти сведения?
Дети: Читали в книгах, бабушки рассказывали, из телевидения, узнали на занятиях в музее.
Учитель: Хорошо, заполним первую колонку нашей таблицы.
(Здесь и далее совместно с детьми формулируются предложения и заполняется таблица).
Учитель: Как вы думаете, вы всё уже знаете об одежде?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
(В процессе беседы выстраиваются пункты, которые впоследствии заносятся во вторую колонку таблицы:
1. О чём может рассказать одежда?
2. Из чего и как шили люди первую одежду?
3. О русском костюме?
4. Женский костюм нашего края.
5. О костюмах других народов). /Слайд /
Учитель: Последнюю колонку таблицы мы можем заполнить сейчас?
Дети: Нет.
Учитель: Мы заполним её в конце урока.
Во второй колонке появились 5 пунктов. Это те вопросы, на которые мы должны найти ответ в течение урока. Как вы думаете, нам нужны эти знания будут в дальнейшем? Где? (Ответы детей).
- Ну, что же, ребята, вперёд к познанию нового и интересного.
III. Открытие нового знания.
1. Учитель: Итак, первый вопрос, на который нам предстоит найти ответ:
- О чём может рассказать одежда?
Учитель: Послушайте сообщение, которое подготовил ваш одноклассник к сегодняшнему уроку.
(С сообщением на тему "По одёжке встречают:" выступает заранее подготовленный ученик).
Учитель: Что нового вы узнали из сообщения?
Дети: Одежда может рассказать о достатке человека, его профессии, месте проживания, вкусах и привычках).
Вывод: Правильно. Нашим предкам достаточно было взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, какое его общественное положение и "гражданское состояние" - совершеннолетний он или нет, сочетался ли он браком, имеет ли детей и т.д.. В старину одежда была "визитной карточкой" человека.
- Работа по учебнику "Окружающий мир",стр.113:
- Посмотрите на рисунок, можете ли вы по одежде рассказать о достатке человека? Его вкусах? Нравах? Образе жизни?
- Выполнение задания в рабочей тетради №1 "Учимся познавать мир"№1, стр.25, №77.
- Взаимопроверка.
- Запишем в таблицу то, что мы узнали. /Заполняется третья колонка таблицы, пункт 1/. /Слайд /.
2. Использование методического приёма "чтение со "стопами"": /Приложение №1/
Учитель: Второй пункт нашей таблицы: Из чего и как люди шили одежду?
-У каждого на столе имеется текст. Мы будем его читать до слова "стоп", а затем обсуждать прочитанное.
А). Работа по первой части текста:
- Какова главная мысль первой части?
Дети: Одежду шили из шкур животных. Иголки делали из костей зверей, а нитки - из жил и волокон растений.
Учитель: Что было в этой части для вас нового?
Б). Послушаем стихотворение, специально сочинённое к уроку. Оно о тех далёких временах:
В далёкий каменный век,
В пещере жил человек.
Он пищу себе добывал
И от зверя очаг охранял.
Каждый день на охоту ходил,
И из шкуры одежду шил.
А вечером у костра
Чинил наконечник копья.
Собирал коренья, плоды
И огонь охранял от беды.
Вывод: Правильно. Одежду шили из шкур животных. Иголки делали из костей зверей, а нитки - из жил и волокон растений. Шили одежду вручную, сначала костяными иглами, а с 14 века (при Дмитрии Донском) - металлическими, которые выковывали кузнецы. Иглы из металла считались редкостью и стоили дорого.
- Итак, запишем в таблицу то, что мы узнали.
(Заполняется второй пункт третьей колонки).
3. Работа по второй части текста. /Приложение №1/
Учитель: Какие предложения у вас, о чём будет вторая часть текста?
Дети: О русском костюме, т.к. это третий пункт нашего плана.
Учитель: Продолжаем читать до слова "Стоп".
(Дети читают 2 часть текста)
Учитель: Какова главная мысль 2 части текста?
Дети: Рубаха - на Руси была одежда мужчин и женщин.
Учитель: А что значит слово "рубаха"? Найдите ответ в учебнике.
Работа по учебнику "Окружающий мир", стр.114-115.
Учитель: Что общего у современной рубахи и старинной?
Дети: Покрой, 2 рукава.
Учитель: В чём разница?
Дети: Способ изготовления, материал.
Вывод: Главным предметом одежды была рубаха (сорочка). Длина её доходила до щиколоток. Фасон (покрой) отличался простотой. Надевалась через голову, т.е. рубаха была распашной (разрезной). Спереди, вверху, у неё делали небольшой разрез. Основные материи, из которых изготовляли одежду - льняные ткани (от грубого холста до тончайшего полотна) и домотканная шерсть грубой выделки - сермяга. Ткани красились в разные цвета, но преимущественно в красный, сине-голубой, реже - зелёный. Льняная ткань, сотканная из ниток разного цвета, называлась пестрядью. Шелковые ткани были привозным, заморским товаром, который ценился очень дорого.
Давайте продолжим заполнять нашу таблицу /Слайд /.
4. Викторина по народному костюму.
Учитель: Какова пряха, такова на ней и рубаха. Так говорили в старину. А как получали ткань для рубахи? Хотите узнать? Послушаем рассказ К.Д.Ушинского "Как в поле рубашка выросла".
(Подготовленный ученик читает рассказ К.Д. Ушинского "Как в поле рубашка выросла").
Учитель: Дети, из рассказа вы узнали, как "вырастают" рубашки. А чтобы узнать, кто из вас лучше усвоил процесс изготовления рубахи, поработаем в парах.
5. Работа в парах: /Приложение №2/
Задание: расположить предложения в правильном порядке (у детей на столах карточки-задания).
6. Работа с музейным предметом: рубаха /Слайд /
Учитель: Ребята, а у нас на уроке имеется предмет из нашего школьного музея - рубаха. А для чего создаются музеи? Для чего мы должны сохранять предметы старины, изделия, созданные народными мастерами в прошлые времена? (Ответы детей).
(Дети пробуют на ощупь рубаху, рассматривают её).
Учитель: Обратите внимание, ребята, ткань прохладная. Полотно сделано из удивительного растения - льна. В таких рубахах летом было не жарко, а зимой тепло. Льняное полотно "дышит", пропускает воздух в отличие от современных синтетических тканей. Рубаха - очень древняя одежда. Наши предки считали, что одежда - это "оберег", защищавший человека от злых сил, поэтому рубахи имели закрытый ворот и длинные рукава, швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам. Основным видом мужской одежды являлись - рубаха и порты, женской - рубаха и сарафан./Слайд /
- Итак, много информации мы получили по 3 вопросу. Давайте попробуем кратко записать главную мысль в таблицу /Заполняется 3 пункт третьей колонки Слайд /.
(Рубаха - была одежда мужчин и женщин. Изготавливали из льна. Сейчас, в основном, распашные рубашки. Ткань - синтетическая).
7. Работа с национальным костюмом Белгородчины.
Учитель: Как и из чего шили раньше одежду мы узнали. Из чего делали ткань - тоже. Как вы думаете, о чём сейчас нам предстоит узнать?
Дети: О костюме Белгородчины.
Учитель: Правильно, мы послушаем рассказ о женском костюме, который носили на Белгородчине. /Слайд /.
(С сообщением выступает заранее подготовленный ученик).
Учитель: Вначале урока вы сказали, что одним из женских костюмов был сарафан. А знаете ли вы, что обозначает это слово?
Дети: Быть одетым с ног до головы.
Учитель: Правильно. А почему женский сарафан украшался сильнее, чем девичий?
Дети: Потому, что девушка украшала сарафан своей красотой, молодостью.
8.Работа с музейным экспонатом: сарафаном.
Учитель: Определите, это девичий или женский сарафан?
Этот сарафан к нам на урок "пришёл" тоже из школьного музея. Рассмотрите его. /Появляется слайд /.
Вывод: Сарафан - старинный вид одежды, который носили как девушки, так и женщины. Появился на территории Белгородчины в 13-17 вв.. Шили из тонкой домотканой шерсти - волосени, окрашенной в чёрный цвет. Девичий и будничный сарафан почти не украшался. Праздничный, как правило, богато отделан: грудь и лямки обшивали красной материей, серебряным шнуром, подол выкладывали лентами, полосками бархата. Использовалась и вышивка (Шебекинский регион), носили без передника, повязывая широким шерстяным поясом.
Учитель: Запишем в таблицу, всё, что мы узнали о костюме нашего края. (Запись пункта 4 в третью колонку таблицы)./Слайд /.
Учитель: О русском народном костюме мы узнали очень многое. А что же костюмы других народов? Как они появились?
9.Просмотр отрывка из видеофильма: "Из истории народного костюма".
Учитель: Итак, мы выяснили, что на формирование костюма влияет климат, в котором живут люди, уровень развития техники, национальные вкусы и материальные возможности человека. Мы ответили на последний поставленный перед нами вопрос. Запишем это в таблицу./ Слайд /.
Вспомните, о чём нам рассказали в сообщении вначале урока? (Ответы детей).
Учитель: А в наше время можно по одежде определить достаток, характер человека, профессию? (Ответы детей).
Вывод: В настоящее время очень часто по одежде мы не можем судить о достатке человека, его профессии. Есть девушки, которые надевают на себя множество модных, дорогих вещей, украшений и становятся похожи на новогоднюю ёлку. При выборе одежды нужно стараться быть всегда аккуратным и скромным. Помнить, что главное в человеке - его ум. Так, что недаром в народе говорят: "По одёжке встречают - по уму провожают". Поэтому, всегда помните, что одежда играет важную роль в нашей жизни.
IV. Итог урока.
Учитель: Ребята, итог нашего урока мы подведём, поиграв в игру "Продолжи фразу:". Я буду зачитывать начало предложения, а вы продолжать его. Помогать вам будет таблица, которую мы составили за урок./ Перед глазами детей находится таблица, которую составляли в течение урока/.
Игра "Продолжи фразу:".
- Одежда может рассказать о:
- В далёкие времена одежду шили из:
- На Руси главной одеждой мужчин и женщин была:
- Ткань для рубахи изготавливали из:
- В женский костюм Белгородчины входил сарафан,:,:
- На формирование костюма влияет:
Учитель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали на уроке и узнали много нового и интересного.
V. Этап рефлексии.
VI. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, домашнее задание выберите самостоятельно:
- Нарисовать рисунок русского народного костюма.
- Составить кроссворд на тему: "Русский народный костюм".
- Творческое задание в рабочей тетради "Учимся мастерству" стр.14, №14.
Учитель: Спасибо за урок! Вы - молодцы! /Слайд /.