Урок музыки это сложный многосоставной урок, уникальный по своей сущности. Он включает в себя различные виды деятельности: музыкально - слушательскую, вокально - хоровую, пластическое интонирование, музыкально - исполнительскую (игра на детских музыкальных инструментах) и другие. Самыми основными видами деятельности являются музыкально-слушательская, вокально-хоровая и музыкально - исполнительская, эти виды деятельности, как правило, осуществляются на каждом уроке музыки, остальные виды деятельности не всегда используются на уроке музыки. Урок музыки проходит один раз в неделю и перед учителем музыки стоит сложная задача, провести этот урок как можно полноценнее, добиться положительных результатов от своих учеников в каждом виде деятельности. При этом надо помнить о том, что это урок искусства, где желательно преобладание живой музыки. Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки - ее восприятие и анализ. Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способности активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение, магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусством широких слоёв населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку - дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
В своей практике я убедился в том, что большое значение имеют вопросы и задания, которые дети получают перед слушанием и в процессе анализа произведения. Можно такие вопросы оформлять в виде плакатов и вывешивать их во время слушания на доске. Принято различать три основных группы вопросов и заданий: по идейно эмоциональному содержанию музыки (что выражает); по выразительным средствам (как выражено); по определению причин (почему так выражено). Такие вопросы задаются с целью сделать более ясным понимание взаимосвязи содержания и формы, действительности музыкального искусства. Ответы на такие вопросы многому учат детей.
Восприятие музыки и умение анализировать ее выразительные средства активизируют и многие другие приемы и методы. Среди них важную роль играют сопоставление произведений: выявление контрастов, определение сходств и различий. Поэтому можно предложить слушать по два или три произведения.
Одно из произведений является основным, и на нем я более всего сосредотачиваю внимание при анализе, а другие служат для сопоставления. Можно легко проверить, как дети различают разные отдельные части произведения, как слышат звучание инструментов, как замечают появление характерных ритмических, мелодических оборотов. Дается конкретное задание в процессе слушания поднять руку (или карточку), если услышал то, что от него требуется. С помощью такого простого задания можно более точно контролировать работу детей, но, и это самое важное, такое задание заставляет детей активно вслушиваться в музыку, ведь в поисках ответа они должны внимательно прослушать всю "ткань" музыкального произведения. Удобно такое задание еще и потому, что уровень усвоения материала можно проверить тут же, в самом процессе преподавания.
Полезно в связи с прослушанной музыкой давать детям письменные работы, которые служат для проверки, и для закрепления знаний. Но эти работы не должны занимать большую часть урока. Я всегда сужу свои уроки по принципу - если такой урок может провести любой учитель предметник, то это плохой урок музыки.
В своей практике при организации музыкально - слушательской деятельности я часто использую аналитические таблицы, они очень удобны для детей и учителя. Такие таблицы я постепенно начинаю применять, начиная со второго класса. Таблицы постепенно усложняются, как показывает практика, детям нравится заполнять такие таблицы, они ощущают себя настоящими знатоками музыки. Таблица удобна для анализа и сравнения произведений, в одну таблицу может входить как одно произведение, так и несколько произведений, может быть одно многочастное произведение и тому подобное.
Название произведения | Название произведения | |
Характер | ||
Темп | ||
Динамика | ||
Регистр | ||
Форма | ||
Исполнительский состав |
Другой вариант таблицы предполагает, например, одно произведение, состоящее из нескольких частей, к примеру, романс М.И. Глинки "Я помню чудное мгновение"
М.И. Глинка "Я помню чудное мгновение" | |||
1 часть | 2 часть | 3 часть | |
Характер | |||
Темп | |||
Регистр | |||
Динамика |
Например, при изучении "Детского альбома" П.И. Чайковского можно использовать такую таблицу.
Итальянская песенка | Старинная французская песенка | Немецкая песенка | Неаполитанская песенка | |
Жанр (жанровый комплекс) | Песенная | Танцевальная | Танцевальная | |
Характер | ||||
Темп | ||||
Форма (или количество частей) |
Таблицы усложняются в зависимости от возраста и уровня знаний детей.
Необязательно, чтобы эти таблицы ученики записывали в тетрадь, возможно изобразить и заполнить такую таблицу на доске. При слушании хоровых или оркестровых произведений, если учитель ставит задачу определить тембры инструментов, то в первом столбике, вместо средств музыкальной выразительности могут быть перечислены инструменты оркестра или группы инструментов, если произведение хоровое, то голоса - женские и мужские.
Выполнение подобных заданий очень удачно применять в 5-8 классах, так как очень часто подростки начинают воспринимать музыку как "детский" предмет, а включение в урок подобных заданий придаёт уроку музыки в глазах детей значительную серьёзность. Подростки начинают осознавать связь музыки с другими предметами, историей, МХК, литературой. Подобные таблицы можно применять и в музыкальной школе на уроках музыкальной литературы и слушания музыки. Только для музыкальной школы таблицы должны быть значительно сложнее.
На уроке музыки в общеобразовательной школе, применяя подобные способы активизации учебно-познавательной деятельности, необходимо знать чувство меры. Урок музыки - это урок искусства, направленный, прежде всего, на общение с живой музыкой.