Цели урока:
Образовательная цель:
- Повторить понятие – средняя скорость, научиться находить среднюю скорость при различных условиях, используя задачи из материалов ГИА и ЕГЭ прошлых лет.
Развивающая цель:
- развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства; развивать умение применять теоретические знания на практике; развивать память, внимание, наблюдательность.
Воспитательная цель:
- воспитывать устойчивый интерес к изучению математики и физики через реализацию межпредметных связей;
Тип урока:
- урок обобщения и систематизации знаний, умений по данной теме.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- тетради;
Ход урока
1. Организационный момент
Взаимное приветствие; проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.
2. Сообщение темы и целей урока
Слайд на экране: “ Практика рождается только из тесного соединения физики и математики” Бэкон Ф.
Сообщается тема и цели урока.
3. Входной контроль (повторение теоретического материала) (10 мин)
Организация устной фронтальной работы с классом по повторению.
Уч. физики: Какой простейший вид движения вам известен? (равномерное движение)
Как найти скорость при равномерном движении? (перемещение разделить на время v= s / t)? Равномерное движение встречается нечасто.
Обычно механическое движение — это движение с изменяющейся скоростью. Движение, при котором скорость тела с течением времени изменяется, называют неравномерным. Например, неравномерно движется транспорт. Автобус, начиная движение, увеличивает свою скорость; при торможении его скорость уменьшается. Падающие на поверхность Земли тела также движутся неравномерно: их скорость с течением времени возрастает.
Как найти скорость при неравномерном движении? Как она называется? (Средняя скорость, vср= s/ t)
Какие особенности есть у средней скорости? (Средняя скорость является векторной величиной. Для определения модуля средней скорости в практических целях этой формулой можно воспользоваться лишь в том случае, когда тело движется вдоль прямой в одну сторону. Во всех остальных случаях эта формула непригодна).
На практике при определении средней скорости пользуются величиной, равной отношению пути l ко времени t, за которое этот путь пройден:
vср = l / t.
Ее часто называют средней путевой скоростью.
Зная среднюю скорость тела на каком-либо участке траектории, нельзя определить его положение в любой момент времени. Предположим, что автомобиль проехал путь 300 км за 6 ч. Средняя скорость движения автомобиля равна 50 км/ч. Однако при этом он мог какое-то время стоять, какое - то время двигаться со скоростью 70 км/ч, какое - то время — со скоростью 20 км/ч и т. п.
Очевидно, что, зная среднюю скорость движения автомобиля за 6 ч, мы не можем определить его положение через 1 ч, через 2 ч, через 3 ч и т. д. времени”.
Уч. математики:
1) Устно найдите скорость автомобиля, если путь в 180 км он проехал за 3 часа.
2) Автомобиль ехал 1 час со скоростью 80 км /ч и 1 час со скоростью 60 км/ч. Найдите среднюю скорость.
Действительно, средняя скорость равна(80+60)/2=70. В данном случае средняя скорость равна среднему арифметическому скоростей.
3) Изменим условие. Автомобиль ехал 2 часа со скоростью 60км /ч и 3 часа со скоростью 80 км/ч. Какова средняя скорость на всем пути?
(60*2+80*3)/5=72. Скажите, а сейчас средняя скорость равна среднему арифметическому скоростей? Нет.
Самое главное, что нужно помнить, при нахождении средней скорости — это то , что она средняя, а не среднее арифметическое скоростей. Конечно, услышав задачу, сразу хочется сложить скорости и разделить на 2.Это самая распространенная ошибка.
Средняя скорость равна среднему арифметическому от скоростей тела во время движения только в том случае, когда тело с этими скоростями движется одинаковые промежутки времени.
4. Решение задач (15 мин )
Задача №1. Учитель физики (текст задачи и график проецируется на экран)
На рисунке показана зависимость расстояния от времени при движении самолета по маршруту от начальной точки. На оси абсцисс откладывается время в часах на оси ординат пройденное расстояние. Найдите: а) среднюю скорость движения самолета в течении первых 2-х часов полета, б) среднюю скорость на протяжении всего пути.
Задача №2. Учитель математики
Скорость лодки по течению 24 км в час, против течения 16 км в час. Найти среднюю скорость.
(Проверка выполнения заданий у доски.)
Решение.
Пусть S- путь от начального до конечного пунктов, тогда время, затраченное на путь по течению S/24, а против течения - S/16, общее время движения - 5S/48. Так как весь путь, туда и обратно составляет 2S, следовательно, средняя скорость равна2S/(5S/48)=19,2 км в час.
Задача №3. Учитель физики
Найти среднюю скорость человека на пути от дома до станции, расстояние между которыми l, путь, которое прошло тело=800 м, если, пройдя четверть пути, он вернулся домой (например, проверить, хорошо ли закрыта дверь) и через 2 мин продолжил путь на станцию.
Скорость движения человека постоянна и равна v =4 км/ч.
Решение.
Началом движения человека, конечно, следует считать момент времени, когда он первый раз вышел из дома. Четверть пути составляет расстояние l1/4 =l : 4 =800 : 4 =200 м. При возвращении домой человек прошел путь 2l1/4 =400 м. После этого он вышел из дома второй раз и дошел до станции. Путь, пройденный человеком с начала движения, составит:
S = 2l1/4 + l =400 + 800 =1200 м =1,2 км.
Время t, которое затрачено на преодоление этого пути, складывается из времени пребывания дома 2 мин и времени Т, в течение которого человек двигался по маршруту “из дома–к дому–на станцию”. Поскольку скорость движения человека постоянна (v =4 км/ч) и проделанный путь известен, то время движения составляет:
1,2 км : 4 км/ч =0,3 ч =18 мин.Тогда все время, затраченное человеком, составляет t = 2 + 18 =20 мин =1/3 ч.
Найдем среднюю скорость:
1,2 км : 1/3ч =3,6 км/ч.Ответ: vср =3,6 км/ч.
(Проверка выполнения заданий у доски.)
Проверочная самостоятельная работа (15 мин)
Задача 1.
Первую треть трассы велосипедист ехал со скоростью 12 км в час, вторую треть — со скоростью 16 км в час, а последнюю треть — со скоростью 24 км в час. Найдите среднюю скорость велосипеда на протяжении всего пути. Ответ дайте в км в час.
Задача 2.
Первую треть пути велосипедист ехал со скоростью15 км/ч. Средняя скорость на всем пути 20 км/ч.
С какой скоростью велосипедист ехал оставшуюся часть пути?
(Решения сдаются, а правильное решение проецируется на экран)
6. Подведение итогов.
Учитель математики: Сегодня вы повторили понятие средней скорости рассмотрели различные способы нахождения её. Все задачи сегодняшнего урока взяты из материалов ГИА и ЕГЭ прошлых лет.
Учитель физики: Уроки физики и математики позволяют показать учащимся неразрывную связь этих двух наук, продемонстрировать, что рассмотрение даже самых элементарных физических вопросов требует знаний математики.
Чем сложнее изучаемое явление с точки зрения физики, тем более сложный математический аппарат требуется. Вывод: математика – основа физики.
7. Домашнее задание.
Выберите любые три задачи:
1. Велосипедист, проехав 4 км со скоростью 12 км/ч, остановился и отдыхал в течении 40 мин. Оставшиеся 8 км пути он проехал со скоростью 8 км/ч. Найдите среднюю скорость (в км/ч) велосипедиста на всем пути?
2.Велосипедист за первые 5 с проехал 35 м, за последующие 10 с-100 м и за последние 5 с-25 м. Найдите среднюю скорость движения на всем пути.
3. Первые 3/4 времени своего движения поезд шел со скоростью 80 км/ч, остальное время - со скоростью 40 км/ч. Какова средняя скорость (в км/ч) движения поезда на всем пути?
4. Первую половину пути автомобиль прошел со скоростью 40 км/ч, вторую – со скоростью 60 км/ч. Найдите среднюю скорость(в км/ч) автомобиля на всем пути?
5. Автомобиль проехал первую половину пути со скоростью 60 км/ч. Оставшуюся часть пути он ехал со скоростью 35 км/ч, а последний участок – со скоростью 45 км/ч. Найдите среднюю скорость (в км/ч) автомобиля на всем пути.